Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Латинские названия органов для экзамена. Начинаем учить латынь Органы человека на латинском

Передний – anterior

Задний – posterior

Верхний – superior

Нижний – inferior

Промежуточный – intermedius

Правый – dexter

Левый – sinister

Дорсальный, лежащий на спине – dorsalis

Вентральный, брюшной – ventralis

Наружный – externus

Внутренний – internus

Глубокий – profundus

Поверхностный – superficialis

Сагиттальный, стреловидный – sagittalis

Фронтальный, параллельный лбу – frontalis

Горизонтальный – horisontalis

Вертикальный – verticalis

Продольный – longitudinalis

Поперечный – transversus

Медиальный, лежащий ближе к средней линии – medialis

Срединный – medianus

Средний – medius

Дистальный, более отдаленный от центра – distalis

Проксимальный, ближайший к туловищу – proximalis

Локтевой – ulnaris

Лучевой – radialis

Передняя срединная линия – linea mediana anterior

Задняя срединная линия – linea mediana posterior

Среднеключичная линия – linea medioclavicularis

Грудинная линия – linea sternalis

Передняя подмышечная линия – linea axillaris anterior

Средняя подмышечная линия – linea axillaris media

Задняя подмышечная линия – linea axillaris posterior

Лопаточная линия – linea scapularis

Околопозвоночная линия – linea paravertebralis


И ПОКАЗАТЬ НА ПРЕПАРАТАХ


Позвонок – vertebra

Тело позвонка – corpus vertebrae

Питательное отверстие – foramen nutritium

Позвонковое отверстие – foramen vertebrale

Позвоночный канал – canalis vertebralis

Ножки позвоночной дуги – pedunculi arcus vertebrae

Верхняя позвоночная вырезка – incisura vertebralis superior

Нижняя позвоночная вырезка – incisura vertebralis inferior

Межпозвонковое отверстие – foramen intervertebrale

Отросток позвонка – processus vertebrae

Остистый отросток – processus spinosus

Верхний суставной отросток – processus articularis superior

Нижний суставной отросток – processus articularis inferior

Поперечный отросток – processus transversus

Суставная поверхность – facies articularis


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Анатомия человека, под редакцией М.Р.Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с. 24-27,97- 108.

2.Р.Д.Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.1, с. 12- 19.

3. М.Г.Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 49- 65, 79- 82.



4. И.В.Гайворонский. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 46 - 58.

5. Материал лекций по анатомии.

ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА : Шейные, грудные, поясничные, крестцовые и копчиковые позвонки. Позвоночный столб в целом.

ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения позвонков (шейных, грудных, пясничных, крестцовых, копчиковых) и позвоночного столба в целом для использования данных знаний при изучении других разделов анатомии и клинических дисциплин.

ОСНАЩЕНИЕ:

1.Скелет человека.

2.Наборы: шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков.

3.Позвоночный столб.

4.Таблицы и рентгенограммы костей.

5.Муляжные препараты костей.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать классификацию костей скелета, части скелета, общую характеристику строения кости, общий план строения позвонка и позвоночного столба в целом.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) отделы позвоночного столба;

б) строение позвонков различных отделов позвоночного столба;

в) строение позвоночного столба в целом, изгибы;

Уметь:

а) называть и показывать части скелета, отделы позвоночного столба;

б) различать отдельные виды позвонков;

в) правильно называть и показывать на препаратах, детали строения позвонков различных отделов позвоночного столба;

г) правильно соединять между собой позвонки;

д) называть и показывать изгибы позвоночного столба;

г) определять отделы позвоночного столба, отдельные позвонки и их части на рентгенограммах.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1.Строение типичного шейного позвонка.

2.Строение I шейного позвонка.

3.Строение II шейного позвонка.

4.Особенности строения VI и VII шейных позвонков.

5.Особенности строения грудных позвонков

6.Особенности строения I, II, X, XI, XII грудных позвонков.

7.Строение поясничных позвонков.

8.Общий план строения крестца.

9.Дорсальная поверхность крестца.

10.Тазовая поверхность крестца.

11.Строение копчиковых позвонков.

12.Физиологические изгибы позвоночного столба, сроки их формирования

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ НАЙТИ

И ПОКАЗАТЬ НА ПРЕПАРАХ

Шейный позвонок – vertebra cervicalis

Борозда спинномозгового нерва – sulcus nervi spinalis

Отверстие поперечного отростка – foramen processus transversi

Атлант – atlas

Передняя дуга – arcus anterior

Задняя дуга – arcus posterior

Боковая масса – massa lateralis

Передний бугорок – tuberculum anterius

Ямка зуба – fovea dentis

Задний бугорок – tuberculum posterius

Борозда позвоночной артерии – sulcus arteriae vertebralis

    внутренние органы - — Тематики биотехнологии EN bowel … Справочник технического переводчика

    ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ - Вообще – внутренние органы, расположенные в полости тела; обычно имеется в виду брюшная полость и органы брюшной полостиТолковый словарь по психологии

    ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ - Министерство внутренних дел. В одесском языке является всего лишь конкретизированным понятием широко распространенного в стране термина «органы». На берегу реки стоит милиционер. Вниз по течению медленно плывет кусок говна. Здравствуйте, коллега! … Большой полутолковый словарь одесского языка

    Внутренние органы и системы - Внутренние органы обеспечивают функционирование жизненно важных систем человеческого организма. Большинство органов образовано гладкими мышцами, которые не имеют точек начала на костях и обеспечивают сократительную способность внутренних органов … Атлас анатомии человека

    Спланхнология - учение о внутренностях (внутренние органы человека) - Содержание раздела Пищеварительная система Преддверие рта Небо Язык Железы рта Глотка Пищевод Желудок Двенадцатиперстная кишка Топография толстой кишки … Атлас анатомии человека

    повредивший внутренние органы - прил., кол во синонимов: 1 отбивший бебухи (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Органы человека - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Органы людей - Содержание 1 Внешние образования 2 Внутренние органы 3 Отделы головного мозга … Википедия

    Внутренние войска МВД России - Внутренние войска России Годы существования 1811 настоящее время … Википедия

    Внутренние войска - Внутренние войска в своё время в СССР и в настоящее время в большинстве стран СНГ воинское формирование, построенное по типу армии, основными задачами которого является обеспечение общественной безопасности, конституционного строя, прав и… … Википедия

    Органы внутренних дел Белоруссии - Органы внутренних дел государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом и иными… … Википедия

Книги

  • Анатомия человека. Атлас в 3-х томах. Том 2. Внутренние органы , Билич Г.Л.. Атлас, построенный по принципам систематической и функциональной анатомии, содержит более 4000 высококачественных иллюстраций по всем аппаратам, системам и органамтела человека, в том числе… Купить за 4191 руб
  • Sobotta. Атлас анатомии человека. В 2-х томах. Том 2: Туловище. Внутренние органы. Нижняя конечность. + брошюра , Путц Р.. "Атлас анатомии человека", созданный Йоханнесом Соботта, директором Анатомического института Боннского университета, и изданный впервые более ста лет назад, стал для многих поколений врачей…

- (греч. anatome, от ana раз, temnein резать, сечь). Наука о формах строения органических существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАТОМИЯ греч. anatome, от ana, через, раз, и temnein, резать, сечь.… … Словарь иностранных слов русского языка

АНАТОМИЯ Современная энциклопедия

АНАТОМИЯ - АНАТОМИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Анатомия - (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНАТОМИЯ - (от греч. anatome рассечение) наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами нормальной анатомией… … Большой Энциклопедический словарь

АНАТОМИЯ - (от греч. ana tome рассечение, расчленение), раздел морфологии, изучающий форму и строение отд. органов, систем и организма в целом. Осн. метод, применяемый в А., метод рассечения; используют также морфометрию, рентгенографию, разл. методы… … Биологический энциклопедический словарь

Анатомия - (греч.), собственно рассечение, наука о строенииорганических существ. Как многие другие науки, А. имеет две стороны:практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследованияподлежащего материала, способы, приемы и технические средства,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АНАТОМИЯ - (от греч. anatemno рассекаю), первоначально обозначала те знания, к рые можно было получить путем рассечения трупов; позднее ближайшей и главнейшей задачей А. стали считать изучение отдельных систем или механизмов, из совокупности к рых… … Большая медицинская энциклопедия

АНАТОМИЯ - АНАТОМИЯ, отрасль биологической науки, посвященная строению организма. Подразделяется на отрасли на основе разных параметров. Исходя из размеров рассматриваемого объекта различают общую анатомию, которая изучает строение тела невооруженным… … Научно-технический энциклопедический словарь

анатомия - антропотомия Словарь русских синонимов. анатомия сущ., кол во синонимов: 19 аденология (1) … Словарь синонимов

АНАТОМИЯ - АНАТОМИЯ, и, жен. Наука о строении организмов. А. животных. А. растений. | прил. анатомический, ая, ое. А. атлас. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Анатомия , Роен Й.В.. уникальные фотографии анатомических срезов, тончайшим образом передающие цветовые и структурные особенности строения органов обучающие схемы, которые дополняюти разъясняют великолепные… Купить за 6027 руб
  • Анатомия , Дрювер Э.. Иллюстрированный атлас по анатомии. В доступной, наглядной и увлекательной форме он рассказывает об устройстве человеческого тела и работе всех систем организма.. Иллюстрации в книге…

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью практического занятия является - научиться находить, называть и показывать части и детали изучаемых органов человека (на материале целых трупов, отдельных частей тела, комплексов и отдельных органов, рентгеновских снимках, компьютерных томограммах), знать их топографо-анатомические взаимоотношения, изучить их строение и форму, перенести приобретенные знания на организм живого человека, овладеть навыками препарирования.

Занятие начинается с проверки у студентов исходного уровня знаний, для чего используются тестовые задания в анкетной или компьютерной формах. После этого преподаватель приступает к объяснению краткому разъяснению наиболее сложных для понимания вопросов. Дальше в зависимости от темы занятия предоставляется время для самостоятельной работы под контролем преподавателя (повторение материала с использованием препаратов, препарирование и т.д.). Затем проводится полный контроль усвоения текущей темы путем устного опроса всех студентов с использованием натуральных препаратов и муляжей, опроса лекционного материала, устного решения ситуационных задач. В течение завершающей части занятия производится итоговая оценка по всем этапам занятия с учетом продуктивной активности студентов (активность в разборе темы, правильность дополнений и т.п.), а затем преподаватель дает основные установки для подготовки к следующему занятию, акцентируя наиболее важные вопросы, давая краткие алгоритмы изучения материала, характеристику источников информации.

После изучения каждой системы в соответствии с календарным и тематическим планами проводится отчетное занятие.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Цель: закрепить и систематизировать изученный материал по пройденным темам занятий (часть системы органов или системы органов в целом).

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО

Знать:

а) названия анатомических образований на латинском и русском языках, строение и топографию изученных органов и структур;

б) развитие, возрастные особенности изученных органов, а также некоторые аномалии их развития;

Уметь:

а) определять правильное анатомическое положение изученных органов;

б) находить и показывать на препаратах детали строения изученных органов;

в) владеть методикой препарирования органов и тканей;

г) уметь определять на рентгенограммах основные анатомические образования.

Контроль знаний на отчетном занятии осуществляется в 3 этапа:

1.Тестовый контроль знаний студентов проводится с использованием тестовых заданий по анатомии человека, утвержденных Координационным учебно-методическим Советом по анатомии и гистологии человека. Подготовку к тестовому контролю рекомендуется проходить в «Центре информационных технологий» при медицинском факультете, с использованием тестовых программ для самоконтроля и самообучения студентов по заданной теме, а так же с использованием учебных пособий, подготовленных кафедрой.

2.Сдача практических навыков. Студент должен ответить на вопросы билета, включающего 10 названий анатомических образований, которые ему необходимо правильно показать на препаратах (вопросы практических навыков см. в приложении) и назвать на латинском языке, а также ответить на заданные вопросы по материалам лекций.

3.Ответ на теоретические вопросы на усмотрение преподавателя по материалам практических занятий (перечень вопросов см. в конце каждого занятия соответствующей темы методических указаний).

Общая оценка выводится согласно следующим критериям:

- «5» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны безошибочно и уверенно, правильно названы латинские термины; ответ на лекционный вопрос четкий, краткий, лаконичный; рассказ полный, грамотный, последовательный и логичный.

- «4» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны правильно, единичные ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос правильный, но недостаточно четкий; рассказ грамотный, но недостаточно последовательный.

- «3» – сдан тестовый контроль, анатомические образования показаны недостаточно уверенно, ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос недостаточно полный, с некоторыми ошибками; рассказ непоследовательный, с ошибками в частностях.

- «2» – тестовый контроль не сдан, анатомические образования показаны не все, допущены грубые ошибки в знании латинской терминов, ответ на лекционный вопрос неправильный или нечеткий, рассказ не полный и не последовательный.

В конце отчетного занятия подводится итог. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для пересдачи отчета по данной теме.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина.- М.: Медицина, 1986; 1993; 1996; 1997; 2001, т. 1, 2.

2. М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.

3. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.

4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.

Дополнительная:

1.Андронеску А. Анатомия ребенка. – Изд. «Медицина». – Бухарест, 1970.

2.Валькер Ф.И. Развитие органов у человека после рождения. – М., Медгиз, 1951.

3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Изд. Высшая школа. – Т. 1. – 1996. –Т. 1, 2.

4.Гинзбург В.В. Краткий очерк антропологии для медиков. Гос. изд. мед. литературы. –Л., 1963.

5.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. – М.: Изд. Физкультура и спорт, 1956.

6.Кнорре А.Г. Краткий исторический очерк эмбриологии человека. – Л.: Изд. Медицина, 1987.

7.Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств. Анатомия в схемах и рисунках. – М., Изд. Университета дружбы народов, 1991.

8.Крылова Н.В., Соболева Т.М. Мочеполовой аппарат. Анатомия в схемах и рисунках. – М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 1994.

9.Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии / Под ред. Д.А. Жданова. – М., Медицина, 1987.

ОСТЕОЛОГИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Организация учебного процесса на кафедре анатомии и гистологии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Позвонки – форма и строение.

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с предметом «анатомия человека», организацией работы на кафедре, основной анатомической латинской терминологией. Изучить оси и плоскости, проводимые через тело человека, строение и классификацию костей скелета, общий план строения позвонка, для использования данных знаний при изучении в дальнейшем других разделов анатомии и клинических дисциплин.

ОСНАЩЕНИЕ:

1.Скелет человека и его отдельные кости, позвоночный столб.

2.Распилы различных костей.

3.Набор различных позвонков.

4.Таблицы и рентгенограммы костей.

5.Муляжные препараты костей.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать части скелета, классификацию костей скелета, общую характеристику строения кости, а также общий план строения позвонка.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО

Знать:

а) общие анатомические термины, области и части тела человека;

б) оси и плоскости, проводимые через тело человека;

в) вертикальные линии, проводимые по поверхности тела человека;

г) общие закономерности развития костей, виды окостенения;

д) общий план строения костей;

е) классификацию костей;

з) общий план строения позвонка.

Уметь:

а) называть и показывать части скелета;

б) правильно произносить анатомические термины на русском и латинском языках;

в) ставить в правильное анатомическое положение позвонок;

г) правильно называть и показывать на препаратах детали строения позвонка;

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1.Оси и плоскости проводимые через тело человека.

2.Основные вертикальные линии проводимые по поверхности тела
человека.

3.Основные области тела человека.

4.Строение и химический состав кости.

5.Кость как орган.

6.Классификация костей.

7.Части скелета. Что такое осевой скелет?

8.Позвоночный столб, его отделы.

9.Общий план строения позвонка.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЛАТИНСКИХ АНАТОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


Передний – anterior

Задний – posterior

Верхний – superior

Нижний – inferior

Промежуточный – intermedius

Правый – dexter

Левый – sinister

Дорсальный, лежащий на спине – dorsalis

Вентральный, брюшной – ventralis

Наружный – externus

Внутренний – internus

Глубокий – profundus

Поверхностный – superficialis

Сагиттальный, стреловидный – sagittalis

Фронтальный, параллельный лбу – frontalis

Горизонтальный – horisontalis

Вертикальный – verticalis

Продольный – longitudinalis

Поперечный – transversus

Медиальный, лежащий ближе к средней линии – medialis

Срединный – medianus

Средний – medius

Дистальный, более отдаленный от центра – distalis

Проксимальный, ближайший к туловищу – proximalis

Локтевой – ulnaris

Лучевой – radialis

Передняя срединная линия – linea mediana anterior

Задняя срединная линия – linea mediana posterior

Среднеключичная линия – linea medioclavicularis

Грудинная линия – linea sternalis

Передняя подмышечная линия – linea axillaris anterior

Средняя подмышечная линия – linea axillaris media

Задняя подмышечная линия – linea axillaris posterior

Лопаточная линия – linea scapularis

Околопозвоночная линия – linea paravertebralis

Добрый день! Сегодня мы познакомимся с латинским языком, узнаем, для чего он нужен врачу в любой стране, а также попробуем выучить несколько важных латинских терминов.

Итак, латинский язык. Если честно, мне его очень нравилось учить по ряду причин:

  • На парах по этому предмету создавалось ощущение, будто я прикасаюсь к каким-то тайным древним знаниям. Это объяснимо, ведь речь идёт о языке, на котором говорили великие врачи античности;
  • вы будете учить именно на латинском языке. Поэтому хорошие знания латинского сделают заучивание анатомии для вас относительно несложным делом;
  • Латинские термины (особенно медицинские) очень, очень круто звучат;
  • К месту употреблённый термин на латинском в ходе беседы или доклада красноречиво указывает на вашу эрудицию. Может это и не совсем так, но у меня всегда создавалось такое впечатление.

Для чего нужен латинский язык? Медикам он нужен для того, чтобы врачи, говорящие на разных языках, всегда смогли друг друга понять. Конечно же, анатомию невозможно представить без латыни. Биологам, химикам и фармацевтам он необходим из-за использования единой терминологии , которая значительно облегчает классификацию лекарственных средств, видов животных и др.

Клиническая терминология также строится на латинском языке. Например, если название какого-либо лекарства заканчивается на «ин», мы можем с высокой долей вероятности предположить, что речь идёт об антибиотике — амоксициллИН, ципрофлоксацИН. Если названии болезни имеется суффикс «ома», то говорят, безусловно, про опухоль — геменгиОМА, саркОМА, липОМА. Если же присутствует суффикс «ит» — это воспаление. Например, стоматИТ, бронхИТ, колИТ.

Изучение латинского языка для медиков имеет свою специфику. По окончанию курса этого предмета в медуниверситете вы навряд ли сможете побеседовать на латыни с вашим другом по телефону. Вы также, скорее всего, не сможете с лёгкостью произносить на новом выученном языке в вашем арсенале фразы вроде «Я хоть и любитель комиксной вселенной Марвел, но режиссёр Зак Снайдер настолько хорош, что я полюбил фильмы про Супермена и Бэтмена больше всех остальных». Всё, что вам нужно от этого предмета — уметь понимать и называть по памяти анатомические термины , диагнозы болезней, а также уметь выписывать рецепты на латинском.

По своему опыту скажу — латинские термины, заученные заранее, перед началом учёбы в медицинском университете, дают сразу несколько преимуществ:

  1. Во-первых, вы намного быстрее осваиваетесь в предмете и новые темы для вас намного проще.
  2. Во-вторых, вы быстро завоюете хорошее отношение преподавателя к себе. Ваш преподаватель по латинскому точно будет считать вас способным студентом, если вы будете лучше всех отвечать на первых парах.
  3. Ну и в третьих, имея хороший словарный запас, вы в какой-то мере сможете скомпенсировать своё отставание по грамматике, если такое вдруг случится. Именно так было и у меня — по словарному запасу я был весьма неплох, а вот грамматика давалась очень тяжко. Но я попал в списке претендентов на заветный «автомат» именно из-за словарного запаса — по крайней мере, мне так сказала преподаватель.

Когда я создавал эту подборку латинских слов, я ориентировался, прежде всего, на самое начало первого семестра первого курса. Поэтому если вы уже точно поступили, но хотели узнать, как подготовится к медицинскому университету заранее — эта статья для вас. Ведь лучше всего в такой ситуации начинать свою подготовку с латыни.

Собственно, урок латыни

Давайте попробуем запомнить несколько простых слов с произношением. Сразу оговорюсь, что в нашей первой подборке я не буду указывать род, вариацию написания слова в родительном падеже или во множественном числе, как принято делать в словарях.

Для нашего первого урока по латинскому языку я предлагаю запомнить два простых правила, которые мы будем использовать прямо сейчас:

  1. В латинском языке ударение на последний слог не ставится НИКОГДА;
  2. Звук буквы «Л» всегда смягчается. Слово «clavicula» (ключица) никогда не прозвучит «клавикула». Мы прочитаем её как «клявикуля». Точно также, как и «scapula» (лопатка) — правильно звучать она будет вот так: «скапуля».

Итак, начинаем учить латинский язык для медиков. Наш лексический минимум на это занятие:

  • Caput (ка́пут)- голова;
  • Cranium (кра́ниум) — череп. Довольно часто встречающееся слово. Существует даже наука краниология, которая изучает строение человеческого черепа в норме;
  • Basis cranii (ба́зис кра́ни) — основа черепа;
  • Fornix cranii (фо́рникс кра́ни) — свод черепа, то есть крышка черепа;
  • Maxilla (ма́ксиля) — верхняя челюсть. Не забываем наше второе правило и читаем как «максиля»;
  • Mandibula (манди́буля) — нижняя челюсть. Правильно звучать будет «мандибуля»;

Я использовал классическую иллюстрацию Да Винчи, чтобы показать вам то, о чём шла речь. Красной пунктирной линией я разметил границу между сводом черепа (fornix cranii) и его основанием (basis cranii). Округлая часть сверху — это свод. Ниже — основа.

Голубым цветом я выделил верхнюю челюсть (maxilla), а зелёным — нижнюю челюсть (mandibula) .

  • Cervix (це́рвикс) — шея;
  • Vertebra (ве́ртебра) — позвонок;
  • Columna vertebralis (колю́мна вертебра́лис) — позвоночный столб. Именно он и состоит из позвонков;
  • Сorpus vertebrae (ко́рпус ве́ртебрэ) — тело позвонка. Запоминать латынь очень просто на ассоциациях — часто, особенно в спорте, тело человека называют «корпус». Боксёры так и говорят: «удар по корпусу»;
  • Arcus vertebrae (а́ркус ве́ртебрэ) — дуга позвонка. Также неспроста архитектурная фигура в виде дуги называется «арка»;

Вот так выглядит позвоночный столб:

Следующий блок слов:

  • Thorax (то́ракс) — грудь. Этим же термином называется грудная клетка — анатомические образование, внутри которой находится грудная полость.
  • Cavum thoracis (ка́вум то́рацис) — грудная полость. Она ограничена грудиной, рёбрами и позвонками, то есть грудной клеткой.
  • Sternum (стэ́рнум) — грудина. Одна из самых классных костей в плане изучения. Всего несколько элементов нужно запомнить, основной — это…
  • Corpus sterni (ко́рпус стэ́рни) — тело грудины. Думаю, вы уже знаете перевод этого слова, по аналогии с телом позвонка;
  • Costa (ко́ста) — ребро;
  • Caput costae (ка́пут ко́стэ) — головка ребра. Да, я сам сначала думал, что человеческая голова и головка какого-либо анатомического образования имеют разные названия, оказывается, нет
  • Corpus costae (ко́рпус ко́стэ) — тело ребра. Думаю, вы уже хорошо запомнили, что такое corpus;

На этой иллюстрации вы можете видеть грудную клетку, вид спереди. Грудина — это длинная вертикальная кость, расположенная спереди. Здесь даже подписано тело грудины, только на английском языке — body of sternum. Кстати, латинский и английский имеют большое количество похожих слов.

И последний на сегодня блок латинских слов.

  • Сingulum membri superioris (ци́нгулюм ме́мбри суперио́рис) — пояс верхней конечности. Слово superior, как и его противоположность, inferior, будет вам встречаться очень часто на протяжении всей анатомии.
  • Superior (супе́риор) — верхний. Простая ассоциация. «Супер» — выше всех остальных;
  • Inferior (инфе́риор) — нижний. Тоже несложно запомнить. «Инферно» — это другое название ада. «Инфернальный» — адский, дьявольский. Стереотипный ад всегда находится внизу;
  • Scapula (ска́пуля) — уже разобранное сегодня слово. Как вы помните, это переводится как «лопатка»;
  • Clavicula (кляви́куля) — ключица. Мы это тоже разбирали. Кстати, для меня на анатомии было очень удивительно, что пояс верхних конечностей состоит всего из двух костей — лопатки и ключицы. Я думал, что туда входит полно костей.

Ключицу я выделил красным, а лопатку — зелёным.

Вот такой списочек. Я бы рекомендовал вам учить его частями. Напишите несколько раз каждый термин, проговорите его вслух, а затем расскажите несколько выученных терминов с переводом на русский вашим домочадцам или другу по телефону (я периодически рассказывал коту).

На этом мы закончим наш первый (надеюсь, не последний) урок по латинскому языку для медиков. Если вы будете учить по нескольку выражений в неделю до начала учёбы, вы станете очень скилловым студентом на парах по латыни. Всем удачи, изучайте и любите науку!



Похожие публикации