Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Государственная система контроля качества лекарственных средств. Как осуществляется контроль качества лекарственных средств. улучшение качества ЛС

Инструкция устанавливает, что государственный контроль качества химико-фармацевтических, гормональных, витаминных, ферментных препаратов, антибиотиков, ЛС, полученных из животного и растительного сырья, радиофармацевтических препаратов, диагностических наборов осуществляет Департамент МЗ РФ через контрольно-аналитические лаборатории (ЦККЛ), НИИКЛС и другие НИИ. Государственному контролю подлежат все ЛС, выпускаемые как отечественными предприятиями, независимо от форм собственности и подчинённости, так и поступающие по импорту через аптечные базы (склады).

Государственный контроль ЛС осуществляется в виде:

- предварительного, т.е. контроля первых 5 серий ЛП, впервые произведённого данным предприятием или
переведённого по какой-либо причине на этот вид контроля Департаментом МЗ РФ;

- выборочного (последующего), т.е. контроля любой серии ЛП, изъятого на складе предприятия-изготовителя,
с места хранения или из аптеки;

- арбитражного контроля, проводимого при возникновении споров о качестве ЛС между поставщиком и
потребителем.

Анализ образцов, поступивших на госконтроль, должен быть проведён в течение не более 30 дней. В случае выявления брака Департамент даёт указание об изъятии забракованных ЛС.

Государственный контроль осуществляется также в процессе сертификации ЛС и при проведении инспектирования. Инспекционные проверки заключаются в плановом контроле за качеством ЛС на предприятиях и в организациях, которые производят, хранят и реализуют ЛС, вне зависимости от их организационно-правового статуса.

В «Инструкции о порядке проведения государственного контроля качества ЛС, используемых на территории РФ» предусматриваются общие особенности и различия в порядке проведения государственного контроля отечественных и зарубежных ЛС по всем трём его видам: предварительному, последующему выборочному и арбитражному.

Из отечественных препаратов предварительному выборочному контролю подлежат: впервые разрешённые к медицинскому применению или впервые выпускаемые серийно на данном предприятии; серийно выпускаемые на данном предприятии по изменённой технологии или при получении лицензии на производство; переведённые на этот вид контроля Департаментом МЗ РФ в связи с переходом на использование импортных субстанций. Перевод (обратный) с предварительного на последующий выборочный контроль Департамент разрешает в том случае, если его качество отвечает всем требованиям НД не менее чем пяти серий подряд.



Последующему выборочному контролю подвергаются все серийно выпускаемые ЛС (по планам-заданиям Департамента). Образцы ЛП с сопроводительным письмом и актом отбора средней пробы направляются в НИИКЛС. При положительных результатах анализа НИИКЛС уведомляет о них предприятие-изготовитель, у которого отобраны образцы. При выявлении несоответствия качества образцов требованиям НД НИИКЛС направляет в тот же адрес письменное заключение с протоколом анализа.

Арбитражный контроль проводит НИИКЛС. Образцы ЛП для проведения арбитражных анализов направляются в НИИ с сопроводительным письмом, актом отбора средней пробы, протоколом анализа по всем показателям НД и письменным заключением предприятия-изготовителя об отказе удовлетворить претензии потребителя.

Зарубежные ЛП также проходят все указанные этапы государственного контроля.

Предварительному контролю подлежат первые три серии впервые закупаемых ЛС. Образцы на его проведение направляются аптечной базой (складом) в десятидневный срок с момента их поступления.

Последующему контролю подвергаются антибиотики, гормональные, ферментные и другие ЛП из животного сырья по всем показателям НД; химико-фармацевтические препараты, требующие испытания на стерильность и пирогенность (выборочно по этим показателям, по указанию Департамента МЗ РФ). Остальные закупаемые ЛС подвергаются последующему контролю выборочно по плану НИИКЛС.



Арбитражному контролю подлежат все серии зарубежных ЛС, при оценке качества которых были выявлены отклонения от требований НД. Образцы на анализ в НИИКЛС направляет организация, выявившая несоответствие ЛП требованиям НД, фирме-изготовителю предъявляется претензия.

5.6.3. Отбор средней пробы для проведения государственного контроля

При отборе проб (выборок) лекарственных средств руководствуются требованием ГФ XI (вып. 2, с. 15) и требованиями ФС (ФСП).

Пробы (выборки) отбирают из отдельных серий (партий) ЛС после проведения наружного осмотра, только из неповреждённых, укупоренных и упакованных согласно требованиям НД упаковочных единиц. При отборе проб ядовитых и наркотических ЛС необходимо руководствоваться правилами, предусмотренными соответствующими приказами, положениями, инструкциями, утверждёнными Минздравом РФ.

Для проведения испытаний ЛС на соответствие требованиям НД проводят многоступенчатый отбор проб (выборок). При этом пробу образуют по ступеням и ЛС в каждой ступени отбирают случайным образом в пропорциональных количествах из единиц, отобранных в предыдущей ступени. Число ступеней определяется видом упаковки:

1-я ступень: отбор единиц упаковочной тары (ящиков, мешков, коробок и др.);

2-я ступень: отбор упаковочных единиц, находящихся в упаковочной таре (коробок, флаконов, банок и др.);

3-я ступень: отбор продукции в первичной упаковке (ампул, флаконов, туб и др.).

Из отобранных на последней ступени упаковочных единиц после контроля по внешнему виду берут пробу для контроля качества ЛС на соответствие требованиям НД. Количество ЛС должно быть достаточным для проведения 4 полных анализов по всем разделам ФС (ФСП). Порядок отбора проб для контроля ЛС на стерильность, пирогенность, токсичность и другие специальные виды контроля указан в ОФС (ГФ Х1,в.2) или ФС (ФСП).

Отбор средней пробы завершается составлением «Акта отбора средней пробы», в котором указывается наименование ЛС, номер серии, общее количество ЛС, количество отобранного ЛС. Акт составляется и подписывается комиссией, в состав которой входит начальник ОТК, представитель КАнЛ (или заказчика).

Одним из основных документов, составляющих нормативно-правовую базу госконтроля качества ЛС является ФЗ №61 «Об обращении лекарственных средств». Им закреплен приоритет государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. В законе даются основные понятияв сфере обращения (СО) ЛС:

Лекарственные вещества - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные.

Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Качество лекарственного средства - соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа.

Безопасность лекарственного средства - характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью.

Эффективность лекарственного препарата - характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.

Фальсифицированное ЛС - ЛС, сопровождаемое ложной информацией о составе и/или производителе ЛС.

Недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;

Контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства;

Согласно ст. 9, гл. 4 ФЗ «Об обращении ЛС» государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС, осуществляется посредством:

· проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил лабораторной и клинической практики при проведении доклинических и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, правил оптовой торговли лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств, правил уничтожения лекарственных средств;

· лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий;

· контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте;

· выдачи разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации;

· проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов;

· регулирования ценообразования на ЛС.

Государственное регулирование отношений, возникающих в СО ЛС, осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти:

1. органом, в компетенцию которого входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в СО ЛС (в настоящее время это Министерство здравоохранения и социального развития РФ - МЗ и СР РФ, в составе которого создан Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники),

2. органом, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в СО ЛС (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - Росздравнадзор),

3. органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, в СО ЛС (МЗ иСР РФ), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в результате проводимой в стране административной реформы произошло разделение функций в сфере обращения ЛС, ранее осуществляемых подразделениями МЗ РФ.

В настоящий момент, для осуществления деятельности по контролю качества ЛС в субъектах РФ действуют:

· территориальные управления Росздравнадзора;

· экспертные организации, заключившие договор о проведении экспертизы качества ЛС с Росзравнадзором, а именно: центры контроля качества ЛС (ЦККЛС) или КАЛ, или филиалы ФГУ НЦ ЭСМП Росзравнадзора, или другие аккредитованные лаборатории;

· органы сертификации ЛС (в федеральных округах РФ).

Во исполнение ФЗ «Об обращении ЛС» принят приказ МЗ и СР РФ № 734 от 30.10.2006 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств», согласно которому государственный контроль качества ЛС осуществляется в виде:

· проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств при государственной регистрации;

· осуществления сбора и анализа информации о побочных эффектах применения лекарственных средств;

· осуществления сбора и анализа информации о качестве лекарственных средств;

· предварительного контроля качества ЛС;

· выборочного контроля качества ЛС;

· повторного выборочного контроля качества ЛС.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура и функции контрольно-разрешительной системы. Проведение доклинических и клинических исследований. Регистрация и экспертиза лекарственных средств. Система контроля качества изготовления лекарственных средств. Валидация и внедрение правил GMP.

    реферат , добавлен 19.09.2010

    Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств. Фальсификация лекарственных препаратов как важная проблем сегодняшнего фармацевтического рынка. Анализ состояния контроля качества лекарственных препаратов на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2016

    Помещение и условия хранения фармацевтической продукции. Особенности контроля качества лекарственных средств, правила Good Storage Practice. Обеспечение качества лекарственных препаратов и средств в аптечных организациях, их выборочный контроль.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Аптечное изготовление лекарств по индивидуальным рецептам. Требования к оснащению производственных помещений аптеки. Лабораторно-фасовочные работы. Организация внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, оформление экстемпоральных препаратов.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2014

    Этапы разработки лекарственных препаратов. Цель проведения клинических исследований. Их основные показатели. Типовые дизайны клинического исследования. Испытание фармакологических и лекарственных средств. Исследование биодоступности и биоэквивалентности.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Государственная инспекция по контролю качества лекарств. Контроль качества лекарств–современные подходы. Экспресс-анализ лекарственных форм. Внедрение нормативной базы и правил GMP ЕС в Украине. Штрих-коды в торговле и в контроле качества лекарств.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2007

    Проведение исследований лекарственных средств. Решение о принятии или отклонении продукта. Прием, обработка, защита, хранение, сохранение и удаление образца. Условия эксплуатации и хранения образцов каждой партии. Уничтожение образцов безопасным способом.

    презентация , добавлен 27.05.2015

Введение

Теоретические основы государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств

1 Контрольно-разрешительная служба

2 Центры контроля качества лекарств

3 Фальсификация лекарственных препаратов

Внутриаптечный контроль качества лекарственных средств

1 Письменный контроль

2 Органолептический контроль

3 Опросный контроль

4 Физический контроль

5 Химический контроль

6 Условия приема сырья в аптеку

Заключение

Список литературы

Введение

фальсификация лекарственный качество контроль

В настоящее время мы находимся на той стадии, когда законодательная и исполнительные власти, фармацевтические предприятия и фармацевтическая общественность должны общими усилиями работать над выполнением совместных задач - обеспечением доступности лекарств и, прежде всего, качественной лекарственной помощи. Положение контрольно-разрешительной службы на сегодня обязывает взглянуть на нее как на важный рычаг управления фармацевтического рынка. Необходимо найти ту середину, которая бы, не позволила рынку превратиться в неконтролируемую систему, а с другой стороны, ограничивала государственное регулирование до уровня, который не препятствуют действию рыночных механизмов, дает возможность рынку прогрессировать.

Главной целью функционирования на фармацевтическом рынке является создание действенной системы, которая будет служит причиной для внутреннего развития и будет способна обеспечить, прежде всего, качество и безопасность лекарственных препаратов.

На сегодня очевиден недостаток эффективности работоспособности системы здравоохранения и фармацевтики, ввиду новых условий вызванных переходами на новые хозяйственные методы и рыночные отношения. Это все создает предпосылки для их полной проработки.

С учетом выше сказанного, а именно, социальной значимости и деликатного характера товаров, которые обеспечивают эффективность системы здравоохранения, продуктивность мероприятий по охране здоровья граждан в целом, фармацевтическая деятельность нуждается в четкой и обстоятельной правовой регламентации.

Отношения, которые возникают в области фармацевтической деятельности - объект исследования.

Предметом исследования является вся сфера фармацевтической деятельности.

Цель анализа это проведение комплексного исследования российской контрольно-разрешительной службы:

центров контроля качества лекарственных препаратов.

внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

изучение теоретических основ поставленных вопросов;

выделение основных особенностей состояния и формирования контроля качества лекарственных препаратов на современном этапе;

описание современных проблем и направления совершенствования фармацевтического рынка.

1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств

1 Контрольно-разрешительная служба Российской Федерации

Адекватная нормативно-правовая база - залог успешной работы системы экспертизы и регистрации лекарственных препаратов. Главным условием для этого является наличие последовательных правовых документов всех уровней - законодательных и подзаконных актов, соответствующей нормативно-методической базы - при отсутствии противоречий в их содержании, а также создание механизмов реализации правового регулирования, т.е. соответствующей организационно-функциональной структуры контрольно-разрешительных органов.

В сфере оборота лекарственных средств действуют следующие 2 раздела законодательства:

фармацевтический (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств") и техническое регулирование (Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ). Соответственно, в секторе функционируют 2 механизма контроля качества продукции и ее соответствия установленным требованиям: один - отраслевой, который включает регистрацию, лицензирование, фармакопейную программу, правила GMP.

межотраслевой, подразумевающий сертификацию или декларацию о соответствии.

В процессе формирования системы экспертизы и регистрации лекарственных препаратов выделяют две стадии. Событием, разделяющим первую и вторую стадии, является проведение административной реформы, фактически реорганизация системы здравоохранения, в рамках которой было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Главной задачей развития нормативно-правовой базы в экспертизе и регистрации лекарственных средств была разработка базовых нормативных и правовых актов.

Первая охватывает период, предшествовавший принятию в 1998 году в условиях образующегося рынка лекарственных препаратов обеспечить допуск на фармацевтический рынок препаратов соответствующего качества, с доказанной эффективностью и безопасностью. (Федерального закона "О лекарственных средствах", и характеризуется принятием ряда нормативных актов федеральным органом исполнительной власти).

Вторая стадия включает период с 1998 года до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" (2003 г.) и третья - с 2003 г. до проведения административной реформы.

Структура контрольно-разрешительной системы была окончательно сформирована при введении следующих нормативных документов:

"Правил регистрации ЛС" (1998 г.);

"Положения о порядке проведения экспертизы эффективности и безопасности ЛС" (1999 г.);

"Инструкции "О совершенствовании экспертизы и испытаний медицинских иммунобиологических препаратов с целью их регистрации" (1999 г.);

Изменениями, внесенными в действующее "Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", министерство было уполномочено "осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности ЛС в РФ". В 2002 г. был практически полностью пересмотрен текст Положения, однако, функции организации госконтроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и разработки нормативов и стандартов в сфере здравоохранения и контроля над их соблюдением сохранились.

" Правилами государственной регистрации лекарственных препаратов " работа по проведению государственной регистрации лекарственных препаратов была возложена на Департамент госконтроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов и медицинской техники.

С учетом специфики лекарственных препаратов, экспертиза медицинских иммунобиологических препаратов осуществлялась Комитетом медицинских иммунобиологических препаратов ("Инструкция "О совершенствовании экспертизы и испытаний медицинских иммунобиологических препаратов с целью их регистрации"), а всех остальных лекарственных препаратов- Научным центром экспертизы и государственного контроля лекарственного препарата ("Положение о порядке проведения экспертизы эффективности и безопасности лекарственных препаратов"). С начала 2003 года, во исполнение приказа №223, эту функцию осуществлял Научный центр экспертизы средств медицинского применения Минздрава РФ.

С момента выхода Федерального закона "О лекарственных средствах" до начала 2002 г. был утвержден и введен в действие ряд нормативно-методических документов. К их числу относились ОСТы и методические рекомендации, посвященные проблемам проведения клинических испытаний в РФ, организации производства и контроля качества лекарственных препаратов, стандартам качества лекарственных препаратов, информационному стандарту лекарственных препаратов и прочее. Данные нормативно-методические акты представляли собой квинтэссенцию накопленного опыта в данных областях и являлись значимым шагом в направлении международной гармонизации. В эти же годы был утвержден ряд распорядительных актов, регламентирующих процедуры проведения дорегистрационных исследований лекарственных препаратов, экспертизы и регистрации.

Формирование нормативно-методической базы после принятия Закона "О лекарственных средствах" не могло быть ограничено разработкой новых распорядительных и нормативно-методических решений. Требовалось устранение дублирующих документов, а также актов, противоречащих принятым позднее. В начале 2002 года решением Минздрава РФ был принят документ "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, признанных не действующими на территории РФ по разделу: "Государственный контроль лекарственных препаратов и медицинской техники".

Федеральный закон "О техническом регулировании", являясь правовым документом федерального уровня, требовал принятия значительного числа подзаконных актов, конкретизирующих положения закона, для полномасштабной реализации реформы технического регулирования. До конца 2003 года были приняты постановления Правительства по реализации ФЗ "О техническом регулировании". Данные акты определили орган, уполномоченный исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, он же был наделен функциями федерального органа по техническому регулированию. Были установлены порядок, срок и размер платы за опубликование уведомлений о разработке проектов технических регламентов и национальных стандартов и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта. Были также утверждены положение, устанавливающее порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и национальных стандартов, порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию, конкретизированы условия применения ОСТов до принятия национальных стандартов. Следственно, 2003 год являлся годом принятия ряда подзаконных актов для обеспечения последовательного внедрения реформы технического регулирования.

После принятия Федерального закона "О техническом регулировании" разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих потребности экспертизы и регистрации лекарственных препаратов, не была остановлена. В этот промежуток разрабатывались нормативно-правовые документы по дальнейшим направлениям:

Подзаконные акты во исполнение вступившего в силу Федерального закона "О техническом регулировании";

Нормативно-методические документы по экспертизе и регистрации лекарственных препаратов;

Нормативно-правовые документы, поддерживающие исполнение функций контрольно-разрешительной системой;

Правовые акты, готовящие преобразования структуры здравоохранения при проведении Административной реформы.

Нормативно-методические акты по экспертизе и регистрации лекарственных препаратов, разработанные и утвержденные в указанное время, были представлены следующими направлениями:

регистрацией цен лекарственных препаратов;

изменением порядка формирования регистрационных номеров лекарственных препаратов;

разработкой методов контроля качества медицинских иммунобиологических препаратов;

разработкой технических условий первичной упаковки лекарственного препарата, правилами производства и контроля качества лекарственных препаратов.

год стал началом крупных преобразований как структуры Государственного управления во всех промышленных и социально-экономических областях, так и в здравоохранении в рамках проведения административной реформы. Разработка концепции нового государственного менеджмента требовала обозначения четких целей и задач, определения инструментов реформирования, его этапов, сроков и основных мероприятий при реализации, а также показателей эффективности комплексной модернизации. Все перечисленные позиции были сформулированы в документе "Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 гг.", вышедшем еще в середине 2003 года. Этот документ обозначил вид административных реформ, которые должны быть основаны на кардинальном сокращении функций, осуществляемых государственными органами, и на формировании эффективно работающего механизма административных и судебных процедур. 23 июля 2003 года приказом Президента РФ №824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг." были определены важные направления административной реформы.

Создание предложений по решению основных задач преобразований было поручено Правительственной комиссии по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 года №451. В соответствии с рекомендациями Комиссии, приказом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была сформирована новая административно-функциональная система федеральных органов исполнительной власти. Работа по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию были возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора - на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - на федеральные агентства

Весной 2004 года вышел ряд документов, осуществлявших подготовку к преобразованию структуры здравоохранения при проведении административной реформы. К ним относились постановления Правительства РФ "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития РФ" и "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития". Кроме того, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации в мае 2004 года был образован Фармакологический комитет Минздравсоцразвития вне контрольно-разрешительной системы лекарственных препаратов. Следовательно, уже весной 2004 года была обозначена структура будущей контрольно-разрешительной системы. Затем, в июне 2004 года, постановлением Правительства РФ были приняты Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе по Надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Тем не менее, фактически Федеральная служба начала свою деятельность еще в апреле 2004 года. Первым документом, подписанным в рамках осуществления ее деятельности, являлось Письмо "О регистрации лекарственных препаратов" от 19 апреля 2004 года, которое устанавливало порядок подачи заявки на государственную регистрацию лекарственных препаратов.

Стадия проведения административных изменений являлась сложным для становления контрольно-разрешительной службы лекарственных препаратов в Российской Федерации, для медицинской промышленности в целом. Следующие друг за другом реформационные и в то же время основополагающие изменения правового и организационно-функционального устройства отрасли - реформа технического регулирования и административная реформа - возлагали на всех участников процесса экспертизы и регистрации лекарственных препаратов ответственность за разработку и внедрение соответствующих нормативно-правовых документов, способствующих адекватному развитию контрольно-разрешительной системы лекарственных препаратов. Следовательно, разработка нормативно-правовой базы данного периода была сосредоточена на следующих направлениях:

Подзаконные акты для реализации концепции административной реформы, в том числе правовые документы, устанавливающие структурно-иерархическое построение здравоохранения;

Нормативно-правовые акты во исполнение Федерального закона "О техническом регулировании";

Нормативно-методические документы по экспертизе и регистрации ЛС в соответствии с концепцией технического регулирования;

Нормативно-правовые документы, поддерживающие исполнение функций контрольно-разрешительной системой.

Согласно преобразованиям технического регулирования за 2005-2006 гг. были утверждены четыре Национальных стандарта. В 2004 году утвердили методические указания "Проведение качественных исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов". Другие методические документы этого периода оформлялись как приказы и касались вопросов охраны интеллектуальной собственности, оформления нормативной документации для представления пакета документов для предрегистрационной экспертизы, оформления потребительской упаковки и переоформления регистрационных удостоверений.

В 2005 году Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития была начата работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". Этот документ порекомендовал перечень административных регламентов, их планировалось разработать в течение следующих двух лет. Деятельности контрольно-разрешительной системы были посвящены два административных регламента из списка представленных: "Государственная регистрация лекарственных препаратов" и "Организация проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов". Работа над проектами административных регламентов проводилась Координационным комитетом по реализации проектов, связанных с проведением административной реформы в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Современный этап характеризуется принятием мер, направленных на повышение качества экспертизы и обеспечение прозрачности процессов допуска на фармацевтический рынок лекарственных средств, а также на международную гармонизацию требований как к регистрируемым лекарственным средствам, так и к контрольно-аналитическим структурам и соответствующим подразделениям федерального органа исполнительной власти, проводящим государственную регистрацию лекарственных препаратов, что доказывает целенаправленная работа по разработке административных регламентов.

2 Центры контроля качества лекарственных препаратов

При государственной регистрации заявленные лекарственные препараты проходят экспертизу для обеспечения гарантия соответствия современным требованиям безопасности, качества и эффективности. Чтобы зарегистрированные лекарственные препараты могли производиться, владелец регистрационного удостоверения должен получить лицензию на промышленный выпуск данного препарата и точно соблюдать лицензионные условия.

В последнее время в регистрационную систему были внесены крупные изменения в отношении ее сближения с международной практикой и уменьшения различий в отношении отечественных и зарубежных.

Государственный контроль начинается уже на стадии новых лабораторных, доклинических, клинических испытаний, еще задолго до регистрации лекарственного препарата.

Обеспечение качества лекарственных препаратов - первостепенная задача государства. Этого требуют федеральные законы РФ «Об обращении лекарственных средств» и «О защите прав потребителей». Для предотвращения оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов созданы государственные учреждения - испытательные лаборатории (центры) по контролю качества лекарственных препаратов.

Лаборатории для испытаний должны быть аккредитованы в системе контроля качества лекарственных препаратов. Испытательные лаборатории работают непосредственно под руководством департамента здравоохранения субъекта федерации и в тесном взаимодействии с Федеральным и территориальным управлением Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Прокуратурой и правоохранительными органами.

Перед испытательными лабораториями могут стоять разные задачи, однако в своей деятельности они должны руководствоваться общепризнанными в мире рекомендациями GPCL (надлежащая практика для национальных лабораторий качества лекарственных препаратов), касающимися планирования, проведения документального оформления и правильной оценки результатов, полученных в ходе лабораторных исследований.

В структуре стандарта GPCL рассматриваются следующие модули:

организационная часть, содержащая три раздела (политика в области качества испытательной лаборатории, цель, задача, миссия, руководство по качеству с изложением общих положений и принципов);

модуль действующих инструкций, определяющих должностные обязанности персонала, участвующего в системе управления качеством испытательной лаборатории;

модуль стандартных операционных процедур, описывающих все виды услуг.

В настоящее время испытательные лаборатории - это современные, хорошо оснащенные организации, состоящие из высококвалифицированных специалистов, работающих в системе контроля качества лекарственных препаратов.

Лаборатория состоит из следующих отделов:

отдел физико-химических методов (Рис. 1)

Рисунок 1.Лаборатория физико-химических методов

отдел микробиологических методов и активности антибиотиков (Рис. 2)

Рисунок 2.Инструменты для микробиологических исследований

административная группа;

отдел материально-технического обеспечения (Рис. 3)

Рисунок 3.Материально-техническое обеспечение

отдел обеспечения качества;

отдел исследования биофармацевтических параметров.

Главные задачи испытательного центра по контролю качества лекарственных препаратов заключаются в следующем:

Профилактика оборота средств в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях некачественных лекарственных препаратов.

Проведение исследований лекарственных препаратов в испытательной лаборатории Центра.

Мониторинг неблагоприятных побочных реакций на применение лекарственных препаратов и терапевтической неэффективности препаратов.

Обеспечение учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций методической и справочной литературой, нормативной документацией и дополнительной информацией по вопросам обращения лекарственных препаратов.

Участие в подготовке специалистов фармацевтического профиля преддипломного и последипломного образования.

Информирование заинтересованных организаций, учреждений и населения, в том числе с использованием средств массовой информацией, о качестве лекарственных препаратов.

Функции испытательной лаборатории (центра) по контролю качества лекарственных препаратов.

Лаборатория осуществляет следующие функции:

контроль качества образцов лекарственных средств, которые регистрируются в России;

контроль качества образцов лекарственных препаратов, предназначенных для клинических испытаний, зарегистрированных в России;

апробацию методов контроля лекарственных препаратов, которые регистрируются / перерегистрируются в России, либо тех, в методики которых вносятся изменения;

исследование антимикробной активности образцов лекарственных препаратов;

исследование эквивалентности лекарственных препаратов in vitro по профилю растворения;

арбитражный анализ лекарственных средств, находящихся в обороте на территории России.

Сейчас многие лаборатории на территории Российской Федерации принимают участие в «Программе переквалификации» ВОЗ согласно требованиям GPCL

Паспорт испытательной лаборатории (согласно ГОСТа р 51000.4-2008 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий (центров)» включает следующие показатели:

Информационные данные:

Наименование и фактический адрес испытательной лаборатории, телефон, факс, адрес электронной почты.

Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя испытательной лаборатории.

Наименование, юридический и фактический адрес организации, в составе которой функционирует испытательная лаборатория, телефон, факс, адрес электронной почты.

Ведомственная подчиненность. Фамилия, имя, отчество руководителя организации (полностью). Должность руководителя организации.

Оснащенность испытательным оборудованием (ИО)

Оснащенность средствами для испытаний продукции

Оснащенность средствами измерений (СИ) для аттестации испытательного оборудования (при проведении аттестации силами испытательной лаборатории).

Оснащенность стандартными образцами (СО).

Состояние производственных помещений.

Перечень нормативных документов (НД), устанавливающих требования к испытуемой продукции и методы ее испытаний.

Лабораторное оборудование, приборы центра, а также требования к ним.

Системы пробоподготовки, термостатирующее оборудование, весовая техника (Рис. 4), электрохимические анализаторы (Рис 5.), спектрофотометрическое оборудование (Рис. 6), хроматографическое оборудование (Рис. 7), другие контрольно-измерительные приборы: Примерный список: кондуктометр, прибор для определения температуры плавления; рН-метр; аналитические электронные весы; рефрактометр; поляриметр; УФ-спектрофотометр; ИК-спектрометр; аналитический и полупрепаративный жидкостный хроматограф; другое вспомогательное оборудование.

Рисунок 4. Лабораторные весы

Рисунок 5. Прибор для электрохимического анализа

Рисунок 6. Спектрофотометр

Рисунок 7. Хроматограф

Специализированное оборудование и приборы

прибор для определения истираемости таблеток и капсул;

прибор для определения растворения таблеток и капсул (Рис. 8);

прибор для определения линейных размеров и стойкости таблеток к раздавливанию;

прибор для определения насыпного объема;

Лабораторная мебель

Мерная посуда и средства измерений из стекла

Мерной лабораторная посуда (колбы, пипетки, бюретки, мерные, мензурки, пробирки, цилиндры и т.д.) и средствах измерения из стекла (ареометры, термометры, вискозиметры и др).

Лабораторная посуда и инструментарий (Рис. 9)

Рисунок 9. Стеклянная лабораторная посуда

3 Фальсификация лекарственных препаратов

Фальсификация лекарственных препаратов - это одна из основных проблем сегодняшнего фармацевтического рынка. Существенных изменений в этом вопросе, тем не менее, не наблюдается.

Работа контрольно-разрешительной системы по устранению появления фальсифицированных лекарственных препаратов затруднена из-за недостатка необходимой нормативно-правовой базы.

Лабораторные исследования на определение фальсифицированных препаратов.

Сейчас никто не может гарантировать, что приобретенные в аптеке лекарства не подделка. Если фальшивые лекарства уже сделано, то сегодня или завтра в любом случае они будут реализованы. И это будет продолжаться до тех пор, пока кто-то не остановит производство такого фальсификата.

Говорить о борьбе с подобной деятельностью в условиях современности просто бессмысленно, а значит, следует самому позаботиться о себе и близких людях. Лучшим способом убедиться, что лекарства безопасны - провести лабораторные исследования на определение химического состава.

Что означает термин «фальсифицированные лекарства»?

Когда говорят о некачественных лекарствах, часто употребляют термины «контрафакт», «фальсификат», «поддельные лекарства», «фальшивые лекарства».

В 1992 г. в рамках совещания ВОЗ делегаты большой группы государств-членов при участии представителей Интерпола, Всемирной таможенной организации (тогда Совет таможенного сотрудничества), Международного комитета по контролю за наркотиками, Международной федерации ассоциаций производителей фармацевтических препаратов, Международной организации потребительских союзов и Международной фармацевтической федерации одобрили такое рабочее определение: «Фальсифицированные лекарства - это такие лекарства, которые преднамеренно и обманным путем неправильно маркированные на счет подлинности и/или источника. Фальсификация может применяться как к фирменным, так и к лекарствам-генерикам; фальсифицированные изделия могут включать изделия с правильными ингредиентами, неправильными ингредиентами, без активного ингредиента, с недостаточным количеством активного ингредиента или с поддельной упаковкой».

Забракованные и фальсифицированные лекарства - есть ли между ними разница?

Самая распространенная ошибка, которую допускают далекие от фармации потребители, - они совершенно не различают забракованые и фальсифицированные лекарства. Забракованные лекарства производятся вполне легально, просто во время проверки в них обнаруживают определенные несоответствия установленным требованиям - по содержанию действующих веществ, включению примесей или маркировки. То есть речь идет не об умышленной фальсификации, а об ошибке на производстве, которое имеет легальную лицензию.

Фальсифицированные лекарства имеют криминальное происхождение, поскольку при их производстве используются товарные наименования известных фармацевтических компаний, которые не несут никакой ответственности за этот продукт. Когда речь идет о качестве подделок, то говорить о «кустарном производстве» не совсем уместно, ведь лекарства в нашей стране уже научились довольно неплохо подрабатывать.

Речь идет скорее о хорошо организованных предприятиях, которые порой даже оборудованы не хуже легальных фирм-производителей. К тому же пособники иногда используют легальные производственные линии.

Химические анализы на определение химического состава покажут, безопасный ли препарат

Выявить самостоятельно по внешним признакам поддельные лекарства практически невозможно. Для проведения химического анализа и определения химического состава необходимо специальное оборудование, которое есть только в контрольно-аналитических лабораториях и специализированных исследовательских центрах.

Однако дорогие аналитические приборы иностранного производства, которые используют для проведения лабораторных исследований и химических анализов не всегда гарантируют, что фальшивка будет обнаружена. Для успешного проведения подобных лабораторных исследований (химических анализов на определение химического состава) необходимо иметь высококвалифицированный персонал, который сможет решать нестандартные задачи.

К большому сожалению, далеко не все украинские аналитические центры имеют в своем арсенале хороших специалистов, способных провести сложные лабораторные исследования. Однако все же есть фирмы, которые берутся за решение сложных аналитических задач, проведение нестандартных химических анализов и определение химического состава. Среди таковых следует выделить Научно-сервисную компанию «Отава», аналитическая лаборатория которой провела большое количество качественных химических анализов и лабораторных исследований.

В последнее время довольно часто фальсифицированные лекарственные средства невозможно отличить ни по составу, ни по количественному содержанию действующих веществ. Даже специалисты контрольно-аналитических лабораторий далеко не всегда способны выявить фальшивку. Однако такой химический анализ на определение химического состава все же свидетельствует о полном химическом соответствии возможной фальшивки оригиналу, отсутствии в ней токсичных веществ, и наличие всех действующих веществ в задекларированном количестве.

Визуально потребитель может отличить только те подделки, которые выполнены в «кустарных» условиях - от оригинальных препаратов их прежде отличает плохое качество полиграфии и несоответствие фирменной упаковки. При покупке лекарства в аптеках, следует обращать особое внимание на качество упаковки и маркировки, хотя надо признать, что даже наличие дополнительных голографических этикеток уже давно не является гарантией подлинности и безопасности. Единственной возможностью убедиться, что состав соответствует задекларированному - это проведение химических анализов.

Можно ли как-то уберечь себя от приобретения фальшивок? Не стоит покупать лекарства в сомнительных аптечных киосках на станциях метро, ​​в переходах, «аптеках на колесах». Разумеется, лучше воспользоваться услугами крупных аптек, которые, безусловно, заботятся о своей репутации гораздо больше, чем аптеки-однодневки.

А если уже возникают серьезные сомнения относительно качества приобретенных медикаментов, нужно обращаться в специализированные научные аналитические центры, где проведут лабораторные исследования и определения химического состава лекарств. Химические анализы помогут подтвердить оригинальность состава приобретенных лекарств. Потраченные Вами средства на лабораторные исследования уберегут Вас от употребления некачественного продукта

Безопасность лекарственного препарата - это характеристика лекарственного средства, которая основана на сравнительном анализе его эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью.

Основные этапы оценки безопасности новых лекарственных препаратов - доклинические исследования, экспертиза этих результатов, разрешение и клинические исследования, экспертиза результатов, разрешение регистрации препарата, широкое использование лекарственных препаратов и оценка переносимости при широком медицинском применении.

В настоящий момент огромное внимание уделяется внедрению международных систем и международных стандартов оценки качества во многих областях, в том числе и в области фармации. Качество лекарственных препаратов определяется как соответствие всем условиям регистрации по прописи, условию изготовления и свойствам. Однако, соответствие всем показателям фармакопейной статьи не всегда соответствует биологической идентичности лекарственных препаратов.

Качество, эффективность и безопасность лекарственных препаратов обеспечивается благодаря соблюдению правил международных стандартов. Это правила GSP,GLP, GMP. Задача этих правил - обеспечение надежности и доказательности научных исследований, исполнение этических норм[.9]

Одно из направлений деятельности по стандартизации и по внедрению международных стандартов - разработка нормативных документов.

Стандартизация должна складываться на следующих принципах:

согласования документов;

единообразия;

значимости и актуальности внедряемого документа;

его комплексности и возможности всесторонней проверки.

Уже созданы и существуют отраслевые стандарты по клиническим исследованиям. В виде методических рекомендаций действует стандарт по GLP, который дорабатывается для внедрения в виде отраслевого документа.

Подытоживая отметим, что выполненные гарантии безопасности лекарственных препаратов увеличение качества доклинических исследований, стандартизация и разработка нормативных документов, внедрение системы GLP, обеспечение качества токсикологической экспертизы. Это все дает позволить перейти от контроля к обеспечению качества и эффективности лекарственных препаратов.

2. Внутриаптечный контроль качества лекарственных препаратов

Выполнение работы по контролю за качеством лекарств в аптеках возлагается на провизоров-технологов и провизоров-аналитиков. В аптеках, которые не имеют таких специалистов, и в аптечных пунктах I категории, контроль осуществляют заведующие этими учреждениями.

Для проведения химического контроля в аптеках I-II категорий организуются аналитические кабинеты, а в аптеках других категорий - аналитические столы с необходимым набором реактивов и приборов.

Заведующий аптекой, его заместитель, провизор-аналитик, провизор-технолог обязаны владеть всеми видами внутриаптечного контроля. Провизор-технолог, осуществляющий внутриаптечный контроль, располагается за ассистентским столом так, чтобы видеть работу фармацевтов и проводить все виды контроля.

На его рабочем месте должно быть необходимое оборудование и реактивы для проведения химического контроля (список необходимых принадлежностей для этого рабочего места и для оборудования рабочего места провизора-аналитика дается в приложении к приказу Министерства здравоохранения).

Провизор-технолог, выполняющий работу по внутриаптечному контролю лекарств, имеет следующие обязанности:

а) осуществляет контроль качества лекарств, приготовленных по индивидуальной рецептуре, ведет записи результатов качественного и количественного анализов проверенных лекарств;

б) распределяет работу между фармацевтами, дает необходимые разъяснения по вопросам технологии приготовления, оформления, отпуска и хранения лекарств, сроках годности и т. д.;

в) отвешивает наркотические препараты фармацевту;

г) руководит работой подведомственного ему среднего фармацевтического персонала;

д) следит за правильностью оформления штангласов с запасами медикаментов в ассистентской комнате;

е) контролирует соблюдение санитарного режима в производственных помещениях (ассистентская, моечная, стерилизационная и т. д.);

ж) производит отпуск лекарственных препаратов, соблюдая действующие положения и инструкции, особое внимание обращает на отпуск лекарств, содержащих препараты списка наркотических и сильнодействующих. Проверят правильность оформления лекарства, соответствие номера квитанции и номера лекарства, фамилии и возраста больного, ставит свою подпись на рецепте, объясняет больному способ приема и хранения лекарств в домашних условиях.аптеке предусмотрены следующие виды контроля: письменный, органолептический, опросный, физический и химический. Контроль должен проводиться после изготовления фармацевтом не более 5 лекарств.

1 Письменный контроль

Этому виду контроля должны подвергаться все, без исключения, лекарственные формы, изготовленные в аптеке. Изготовивший лекарство фармацевт на отдельном талоне пишет количество взятых для приготовления лекарства ингредиентов и передает этот талон вместе с рецептом и лекарством на проверку провизору-технологу.

Запись должна проводиться фармацевтом по памяти, сразу после изготовления лекарства. Если лекарство готовится из полуфабрикатов или концентратов, то на талоне указывают взятые количества и их концентрации. Для порошков, свечей, шариков и пилюль указывают массу каждого ингредиента, массу отдельных доз и их количество.

На рецепте дополнительно проставляют массу пилюльной и суппозиторной массы. Заполненные контрольные талоны после проверки лекарства хранятся в аптеке в течение 12 дней. В случаях, когда лекарство изготавливает и отпускает одно и то же лицо, на талоне запись также обязательна.

2 Органолептический контроль

Он заключается в проверке внешнего вида лекарства, цвета, запаха, однородности смешения, отсутствия механических загрязнений. На вкус проверяют лекарства для внутреннего употребления выборочно для взрослых и все лекарства, предназначенные для детей.

3 Опросный контроль

Проводится немедленно после изготовления лекарств для инъекций и лекарств, содержащих препараты списка А. В остальных случаях используется как дополнительный вид контроля, если есть сомнения в качестве изготовленного лекарства.

Для проведения опросного контроля провизор-технолог берет изготовленное лекарство и называет первый входящий в него ингредиент, а в сложных лекарствах называет также количество первого ингредиента, после чего фармацевт должен назвать все взятые им ингредиенты и их количества.

Если для приготовления лекарств применялись полуфабрикаты и концентраты, фармацевт называет взятые им количества и процентное содержание концентратов. При проверке количества жидких ингредиентов и полуфабрикатов, взятых в каплях вместо прописанных в рецепте весовых или объемных количеств, проверяют правильность пересчета.

4 Физический контроль

Проверяют общую массу или объем приготовленного лекарства, количество и массу отдельных доз (обычно не менее 3 доз в лекарственной форме). Контроль проводится в течение дня выборочно, по усмотрению провизора-технолога.

К этому виду контроля относится также проверка оформления лекарства. Обращают внимание на соответствие этикеток и сигнатур прописям рецептов, наличие предупредительных этикеток («Обращаться с осторожностью», «Сохранять в темном месте», «Перед употреблением взбалтывать» и др.). Необходимо проверить соответствие упаковки лекарства физико-химическим свойствам входящих ингредиентов (склянки оранжевого стекла, вощаные или пергаментные капсулы и т. д.), наличие записи на рецепте пилюльной или суппозиторной массы.

5 Химический контроль

Этот вид контроля заключается в определении подлинности (качественный анализ) и количественного содержания препаратов, входящих в состав лекарства.

Химический контроль в аптеке может быть как качественным, так и полным - т.е. качественным и количественным.

вода очищенная и вода для инъекций ежедневно (из каждого баллона, а при подаче воды по трубопроводу - на каждом рабочем месте). Вода очищенная проверяется на отсутствие хлоридов, сульфатов и солей кальция. Вода, предназначенная для изготовления стерильных растворов, кроме указанных выше испытаний, должна быть проверена на отсутствие восстанавливающих веществ и углерода диоксида, а также на предельное содержание аммиака или солей аммония в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов;

ежеквартально вода очищенная и вода для инъекций должна направляться в аккредитованную в установленном порядке испытательную лабораторию (центр) для полного анализа в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и иных, утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов;

все лекарственные средства, концентрированные растворы и полуфабрикаты, поступающие из помещений хранения в помещения изготовления лекарственных препаратов, а в случае сомнения - все лекарственные средства, поступающие в аптечную организацию или к индивидуальному предпринимателю, имеющему лицензию на фармацевтическую деятельность;

концентрированные растворы, полуфабрикаты и жидкие лекарственные средства в бюреточной установке и в штангласах с пипетками, находящиеся в помещении изготовления лекарственных препаратов, при их заполнении;

расфасованные лекарственные средства промышленного производства.

Выборочному качественному анализу подвергаются лекарственные формы, изготовленные по индивидуальным рецептам врача и требованиям медицинских организаций, у каждого фармацевта (провизора) в течение рабочего дня, но не менее 10 % от общего количества изготовленных лекарственных форм. Проверке должны подвергаться различные виды лекарственных форм.

Особое внимание обращается на лекарственные формы для детей; применяемые в глазной практике; содержащие наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества.

Результаты качественного анализа регистрируются в специальных журналах.

Обязательному качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются:

все растворы для инъекций и инфузий до стерилизации, включая определение величины рН, изотонирующих и стабилизирующих веществ. Растворы для инъекций и инфузий после стерилизации проверяются по показателю рН, подлинности и количественному содержанию действующих веществ. Стабилизаторы в этих растворах после стерилизации проверяются в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами;

стерильные растворы для наружного применения (офтальмологические растворы для орошений, растворы для лечения ожоговых поверхностей и открытых ран, для интравагинального введения и др.);

глазные капли и мази, содержащие наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества. При анализе глазных капель содержание в них изотонирующих и стабилизирующих веществ определяется до стерилизации;

все лекарственные формы для новорожденных детей;

растворы атропина сульфата и кислоты хлористоводородной (для внутреннего применения), растворы серебра нитрата;

все концентрированные растворы, полуфабрикаты, тритурации;

стабилизаторы, применяемые при изготовлении растворов для инъекций и инфузий, буферные растворы, применяемые при изготовлении глазных капель;

концентрация спирта этилового при разведении, а в случае необходимости - при его поступлении в аптечную организацию или к индивидуальному предпринимателю, имеющему лицензию на фармацевтическую деятельность.

Выборочному качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются лекарственные формы, изготовленные по индивидуальным рецептам или требованиям медицинских организаций, в количестве не менее трех при работе в одну смену с учетом всех видов лекарственных форм.

Лекарственные формы для детей; лекарственные формы, применяемые в глазной практике; содержащие наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества, растворы для лечебных клизм при отсутствии методик количественного анализа должны быть подвергнуты качественному анализу.

Результаты полного химического контроля регистрируются в специальном журнале. В журнале обязательно регистрируются все случаи неудовлетворительного изготовления лекарственных препаратов.

Некачественные лекарственные препараты на основании решения уполномоченного лица перемещаются в изолированную зону, утилизируются или уничтожаются в установленном порядке.

Качественному химическому контролю (определение подлинности) подвергаются в аптеках:

) все инъекционные лекарственные препараты до их стерилизации и глазные капли;

) выборочно у каждого фармацевта в течение смены лекарства, изготовленные по индивидуальным прописям. Особое внимание обращают на лекарства, применяемые в детской практике, содержащие препараты списка А, а также на лекарства, вызывающие сомнения;

) все концентраты, полуфабрикаты и внутриаптечные заготовки (каждая серия);

) медикаменты, поступающие из материальной в ассистентскую комнату. Каждый раз после заполнения штангласов в материальной содержимое их до передачи на ассистентское рабочее место проверяет на подлинность провизор-аналитик или провизор-технолог;

) в случае необходимости медикаменты, поступившие в аптеку со склада;

) дистиллированная вода (из каждого баллона) на отсутствие хлоридов, сульфатов, солей кальция. Вода, предназначенная для приготовления лекарств для инъекций, кроме того, проверяется на отсутствие восстанавливающих веществ, аммиака, углекислоты в соответствии с требованием фармакопеи.

6 Условия приема сырья в аптеку

Приемка сырья и методы отбора проб проводятся согласно ГОСТ 24027.0-80 (взамен ГОСТ 6076-74). Срок действия ГОСТ с 1.Г. 1981 г. до 1.1.1986 г.

Лекарственное сырье принимают мелкими и крупными партиями. В аптеки сырье поступает мелкими партиями по несколько килограммов в одной упаковке или расфасованным в виде брикетов; на склады привозят крупные партии.

Партией считается сырье одного наименования массой не менее 50 кг, однородное по всем показателям и оформленное одним документом о качестве. В сопровождающем документе отмечают: номер и дату отправки, наименование сырья и адрес отправителя, номер и массу партии, год, месяц и район заготовки, а также приводят НТД и результаты испытания качества сырья, удостоверенные подписью лица, ответственного за качество сырья, с указанием должности.

Грузовые места, состоящие из кип, мешков, ящиков и других, упаковок, называют единицами продукции. Каждая единица продукции проверяется. При внешнем осмотре обращают Внимание на правильность маркировки и сохранность тары (отсутствие подмочки, подтеков, поломок, пробоев и других повреждений), влияющих на качество и сохранность сырья.

Проверить качество сырья всей поступившей партии по нормативно-технической документации сложно и практически невозможно, поэтому из партии делают выборку. Ее составляют из неповрежденных единиц продукции, отобранных из разных мест партии. Объем выборки зависит от величины партии.

Качество сырья в поврежденных единицах упаковки проверяется отдельно. Если в отобранных единицах продукции обнаружено неоднородное сырьё, вся партия подлежит рассортировке и предъявляется к сдаче вторично.

Сырье бракуют без анализа при следующих условиях:

Устойчивый затхлый запах, не исчезающий при длительном проветривании. .

Посторонний запах, не свойственный данному виду сырья, или отсутствие запаха, характерного для данного сырья.

Наличие плесени, гнили.

Наличие ядовитых растений.

Загрязненность сырья (солома, камни, помет грызунов и птиц и пр.) и засоренность посторонними растениями.в количестве, превышающем допустимые нормы.

При установлении несоответствия качества сырья требованиям нормативно-технической документации его проверяют повторно. Для этого вновь делают выборку, и результаты повторной проверки становятся окончательными.

Заключение

Контрольно-законодательная служба Российской Федерации за последние годы прошла огромный путь, были взлеты и падения, всеми признаваемые достижения и ряд запоминающихся неудач и ошибок, которые были вовремя замечены и исправлены.

Желание законодателей упорядочить, урегулировать и лучшим образом "обустроить" сферу фармацевтического обращения следует признать полезным и обоснованным. Законодателям предстоит серьезная работа по развитию фармацевтического права в России. Сделать это, конечно же, не просто, слишком сложный, "живой" организм представляет собой фармацевтический рынок. Как любой другой организм, он борется за свое существование, находя для этого подчас сложные и неожиданные решения. Их необходимо хоть в какой-то мере предвидеть, чтобы законы выполняли свои цели. Реакция участников сферы фармацевтического обращения на внесенные поправки и дополнения к Закону "О лекарственных средствах" является симптомом развития ситуации в перспективе.

Очень хотелось бы научиться извлекать уроки из собственного опыта, учиться на чужих ошибках и не повторять их. Недавние события, связанные с инициативами в области фармацевтического законодательства, позволяют нам извлечь несколько полезных уроков:

развитие законодательных норм должно быть органичным, нормы должны соответствовать объекту регулирования и касаться той сферы отношений, для которой написан или пишется закон. Социальное лекарственное обеспечение входит в сферу социальной помощи и должно регулироваться в комплексе с другими подобными объектами, иначе оно может "выпасть" из системы и оказаться неэффективным;

законодательные нормы имеют не только правовую составляющую, но и экономическую, в которой непременно присутствуют маркетинговые аспекты. Следовательно, проработка вопросов должна быть доскональной, с учетом всех возможных векторов развития. "Наивное" регулирование не дает искомых плодов там, где функционируют сложные взаимоотношения, как показывает немецкий опыт:

консолидированное мнение и активная позиция участников фармрынка способна повлиять на ситуацию;

дополнения и изменения в главный закон жизни фармацевтической сферы должны диктоваться необходимостью.

Список использованных источников

1. Безопасность лекарств: от контроля - к обеспечению качества. Российские аптеки №6, 2013г.

ОСТ 42-510-98 “Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)”;

ОСТ 42-511-99 “Правила организации качественных клинических исследований (GCP)”;

ОСТ № 91500.05.0001-2000 “Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения”;

ОСТ № 91500.05.0002-2001 “Государственный информационный стандарт лекарственных средств. Основные положения”;

ОСТ № 91500.05.0005-2002 “Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения” (введен с 01.09.2002).

Приказ Минпромэнерго РФ от 22 марта 2006 года № 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технического регламента".

Приказ Минпромэнерго России от 26 декабря 2006 г. № 425 "Методические рекомендации по принятию и регистрации декларации о соответствии лекарственных средств".

Правила государственной регистрации лекарственных средств. Утверждены Министерством здравоохранения РФ 01.12.98 № 01/29-14.

Положение о порядке экспертизы эффективности и безопасности лекарственных средств. Утверждено Министром здравоохранения РФ 17.09.1999 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации"

Письмо ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2006 г. N 01-500045/06 "О декларировании соответствия лекарственных средств".

Постановление правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №321 " Об утверждении технического регламента "О безопасности лекарственных средств для медицинского применения".

Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N255 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N72".

Приказ Минздрава РФ от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)"

Приказ от 15 апреля 1999 г. N 129 «О совершенствовании системы экспертизы и испытаний медицинских иммунобиологических»

Развитие системы нормативно-правового регулирования экспертизы и регистрации ЛС. Ремедиум №3, 2009г.

Стратегия развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] (дата обращения 12. 01. 2015)

Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 650.

Контроль качества, эффективности и безопасности ЛС является одной из приоритетных задач в системе здравоохранения России в настоящее время. Для реализации этого направления создана система государственного контроля качества ЛС (далее - Система), позволяющая своевременно выявлять и изымать из обращения недоброкачественную и фальсифицированную продукцию, тем самым обеспечивая население эффективными и безопасными лекарствами.

Основными направлениями работы Системы являются: оценка качества, эффективности и безопасности ЛС в процессе государственной регистрации (на опытно-промышленных и промышленных образцах); экспертиза качества ЛС (проводится выборочно); мониторинг эффективности и безопасности ЛС, находящихся в обращении; инспекционный контроль.

Структурными подразделениями Системы являются Центральный аппарат Росздравнадзора, его территориальные Управления, контрольно-испытательные лаборатории, единая информационная система, органы контроля качества производителей ЛС и фармацевтических оптово-розничных организаций.

Основными элементами системы являются выявление недоброкачественных и фальсифицированных ЛС в рамках мониторинга качества, выборочный контроль качества ЛС, контроль производства, контроль за качеством и достоверностью испытаний ЛС, мониторинг безопасности ЛП, контроль проведения клинических исследований, взаимодействие с правоохранительными органами, взаимодействие с общественными организациями в сфере обращения ЛС (ассоциациями производителей, аптечных организаций и др.).

В 2010-2012 гг. Росздравнадзором велась активная работа по оснащению и вводу в эксплуатацию лабораторных комплексов, оснащённых по единым стандартам и функционирующим на единой методологической основе во всех федеральных округах РФ. В структуре лабораторных комплексов предусмотрена организация работы лабораторий по контролю качества медицинских иммунобиологических ЛС. На базе передвижных лабораторий осуществляется скрининг качества ЛС, находящихся в обращении, неразрушающим экспресс-методом контроля качества (метод БИК-спектрометрии).

В целях проведения скрининга качества ЛС Росздравнадзором сформирована библиотека спектров на ЛС, зарегистрированные на территории РФ, в настоящее время она включает 39 892 спектра для 392 наименований ЛС. Росздравнадзор, используя сотрудничество и опыт с американскими и китайскими специалистами, приступил к практическому изучению метода Романовской спектроскопии в качестве экспресс-метода анализа ЛС.

В рамках мониторинга безопасности ЛС Росздравнадзором совершенствуется система сбора информации о НПР, обсуждается возможность интеграции электронной системы VigiFlow в информационный ресурс «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора.

С 2012 г. ведётся работа по мониторингу безопасности медицинских изделий, разработана и введена в эксплуатацию системы АИС Росздравнадзора «Карта информирования о неблагоприятных событиях (инциденте)/риске инцидента при применении медицинского изделия».

В целях совершенствования контроля безопасности лекарственных препаратов Росздравнадзор планирует получить статус наблюдателя в экспертном комитете ЕМА по оценке рисков фармаконадзора (PRAC).

Роль международных стандартов в государственной системе управления качеством ЛС.

Отечественная нормативная документация принимает во внимание международные стандарты: требования, изложенные в документах ВОЗ, Международной, Европейской, национальных Фармакопеи -- США, Японии и других экономически развитых стран.

Тесное политическое и экономическое сотрудничество государств, и, в первую очередь, сотрудничество государств в рамках Евросоюза, способствовало тому, что большинство европейских стран присоединились к Европейской фармакопее. На представленной карте указаны также страны, имеющие статус наблюдателей. Аналогичный статус имеют и некоторые неевропейские государства. Таким образом, большинство европейских стран осуществляют стандартизацию лекарственных средств на основе требований Европейской Фармакопеи (ЕФ). Среди них -- Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Дания, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Македония, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция. Кроме того, в Комиссию ЕФ входят 18 наблюдателей, включая ВОЗ -- Европейские государства: Албания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Украина, Эстония, неевропейские государства: Алжир, Австралия, Канада, Китай, Малайзия, Марокко, Сирия, Тунис.

Такое объединение государств способствует унификации требований при создании и контроле качества лекарственных средств. Гармонизация Фармакопеи особенно важна в настоящий период, когда для ЛС практически нет границ, т.е. субстанции и вспомогательные вещества, как и лекарственные формы, не «принадлежат» одной стране, а напротив, их география расширяется. В такой ситуации критерии контроля качества должны быть едины во всех государствах. Россия, будучи евразийским государством, не должна идти «своим» путем. Первые действия в этом направлении уже сделаны: на отечественных фармацевтических предприятиях активно внедряются правила GMP, обязательные для Европейской Фармакопеи.

Перспективы Европейской Фармакопеи. Директорат Европейской Фармакопеи в целях координации действий различных государств Европы и Азии в области научного и технологического фармацевтического анализа регулярно проводит симпозиумы, совещания, конференции, а также издает информационные материалы, которые представляют интерес для специалистов, работающих в области контроля качества ЛС, различных лицензионных организаций, фармакопейных комитетов, представителей ВОЗ, промышленных фармацевтических предприятий и университетов. Такая политика помогает отработать стратегию поведения на всех уровнях создания и контроля качества лекарств. Это позволяет обеспечить пациенту (человеку или животному) гарантию того, что отдельно введенная доза будет обладать идентичным химическим составом, а токсикологические, фармакологические и фармакотерапевтические исследования ЛС -- соответствовать требованиям стандарта.

Рассматриваются теоретические и практические проблемы разработки стандартов качества лекарственных средств, новые методы, применяемые в настоящее время в фармацевтическом анализе: хроматографические, электрофоре-тические, кругового дихроизма для определения примесей энантиомеров (оптических изомеров), ближняя ИК-спектрометрия, рамановская спектрометрия (спектрометрия комбинационного рассеяния, позволяющая в отличие от ИК-метода работать с водными растворами ЛС и используемая для идентификации оптических изомеров).

Подчеркнута важность контроля качества ЛС на отдельных технологических стадиях его получения. Именно такой подход обеспечивает надлежащее качество конечного продукта.

Показана необходимость создания новых фармакопейных статей на все вспомогательные вещества, методики разделения и валидации отдельных методов анализа. Фармакопейная статья на вспомогательные вещества должна включать разделы: Описание, Получение, Характеристика, Подлинность, Количественное определение, Упаковка.

В новое издание Европейской Фармакопеи должны быть включены статьи по замене токсичных реагентов (солей ртути, используемых в качестве катализаторов, и органических растворителей). Будет изменена фармакопейная статья по тестированию лекарственных средств на пирогенность -- ЛАЛ-тест.

Планируется внести изменения в ФС для воды: получение ее обратным осмосом; строгий контроль эндотоксинов.

Постоянно ведутся дискуссии о роли метрологии при испытании лекарственных веществ на доклиническом и клиническом уровнях, при описании действия родственных веществ в лекарственном препарате, например оптических изомеров. В фармакопейной статье в описании этих испытаний необходимо указывать число опытов при проведении анализа.

Не теряет своей актуальности вопрос об аналитических стандартных образцах (СО). Так, число документов по применению стандартных образцов сравнения, рекомендованных GMP, с марта 1997 г. по март 1998 г. достигло 340, что привело к целому ряду несоответствий.

Рассмотрим типы СО:

  • 1) официальный СО -- фармакопейный стандарт (государственный стандартный образец -- ГСО). Это особая серия (партия) лекарственного вещества, приготовленная определенным образом. ГСО может быть изготовлен либо независимым синтезом, либо с использованием дополнительной очистки получаемого вещества. Достоверность высокой степени чистоты устанавливается аналитическими тестами. Такое вещество становится основой для создания рабочего стандартного образца;
  • 2) рабочий стандартный образец (РО) -- лекарственное вещество установленного качества и чистоты, полученное с помощью основного стандарта и используемое как стандартное вещество в анализе определенных серий, новых лекарственных веществ и новых лекарственных препаратов.

Стандартизацию лекарств на международном уровне (для установления единообразия в номенклатуре, методах исследования, оценке качества лекарств, дозировке веществ) проводит Всемирная организация здравоохранения Организации Объединенных Наций (ВОЗ ООН), при участии которой было осуществлено два издания Международной Фармакопеи.

Все экономически развитые страны осуществляют фармацевтическую деятельность в соответствии с критериями GP (Good Practice -- надлежащая деятельность). Эти правила применяются в США с 1963 г. и касаются как производства (GMP -- Good Manufacturing Practice -- надлежащая производственная деятельность), так и требованиям при проведении лабораторных и клинических исследований или образовательной деятельности -- GLP, GCP, GEP -- (Laboratory, Clinical, Education соответственно). Система сертификации ВОЗ, основанная на правилах GMP, признана в 140 странах мира.

Таким образом, в период бурного развития фармацевтической промышленности возникли проблемы качества готовых лекарственных средств, которые не могли быть решены только путем усиления фармакопейного анализа. Обеспечение качества ЛС стало возможным только на базе правил GMP. Поводом для их введения явилось использование талидомида -- снотворного средства с тератогенным эффектом (врожденные уродства). Дополнительные исследования продемонстрировали присутствие в лекарственном средстве двух оптически активных энантиомеров (рацемат). Оказалось, что (+)-К-энантиомер обладал снотворным действием, (-)-З-энантиомер был тератогенен.



Похожие публикации