Презентация на тему: Пар.22 В клетках каких организмов происходит спиртовое брожение? В большинстве. Спиртовое брожение – магия превращения сахара в этиловый спирт Спиртовое брожение происходит в клетках
При спиртовом брожении помимо основных продуктов - спирта и СО 2 , из сахаров возникает множество других, так называемых вторичных продуктов брожения. Из 100 г С 6 Н 12 О 6 образуется 48,4 г этилового спирта, 46,6 г диоксида углерода, 3,3 г глицерина, 0,5 г янтарной кислоты и 1,2 г смеси молочной кислоты, ацетальдегида, ацетоина и других органических соединений.
Наряду с этим дрожжевые клетки в период размножения и логарифмического роста потребляют из виноградного сусла аминокислоты, необходимые для построения собственных белков. При этом образуются побочные продукты брожения, главным образом высшие спирты.
В современной схеме спиртового брожения насчитывается 10-12 фаз биохимических превращений гексоз под действием комплекса ферментов дрожжей. В упрощенном виде можно выделить три этапа спиртового брожения.
I этап - фосфорилирование и распад гексоз. На этом этапе протекает несколько реакций, в результате которых гексоза превращается в триозофосфат:
АТФ → АДФ
Главную роль в передаче энергии в биохимических реакциях играют АТФ (аденозинтрифосфат) и АДФ (аденозиндифосфат). Они входят в состав ферментов, аккумулируют большое количество энергии, необходимой для осуществления жизненных процессов, и представляют собой аденозин - составную часть нуклеиновых кислот - с остатками фосфорной кислоты. Вначале образуется адениловая кислота (монофосфат аденозина, или аденозинмонофосфат - АМФ):
Если обозначить аденозин буквой А, то строение АТФ может быть представлено в следующем виде:
А-О-Р-О ~ Р - О ~ Р- ОН
Значком с ~ обозначены так называемые макроэргические фосфатные связи, чрезвычайно богатые энергией, которая выделяется при отщеплении остатков фосфорной кислоты. Передача энергии с АТФ на АДФ может быть представлена следующей схемой:
Выделяющаяся энергия используется дрожжевыми клетками для обеспечения жизненных функций, в частности их размножения. Первым актом выделения энергии и является образование фосфорных эфиров гексоз - фосфорилирование их. Присоединение к гексозам остатка фосфорной кислоты от АТФ происходит под действием фермента фосфогексокиназы, поставляемого дрожжами (молекулу фосфата обозначим буквой Р):
Глюкоза Глюкозо-6-фосфат фруктозо-1,6-фосфат
Как видно из приведенной схемы, фосфорилирование происходит дважды, причем фосфорный эфир глюкозы под действием фермента изомеразы обратимо превращается в фосфорный эфир фруктозы, имеющий симметричное фурановое кольцо. Симметричное расположение остатков фосфорной кислоты по концам молекулы фруктозы облегчает ее последующий разрыв как раз в середине. Распад гексозы на две триозы катализирует фермент альдолаза; в результате распада образуется неравновесная смесь 3-фосфоглицеринового альдегида и фосфодиоксиацетона:
Фосфоглицери-новый альдегид (3,5 %) Фосфодиокси-ацетон (96,5 %)
В дальнейших реакциях участвует только 3-фосфоглицериновый альдегид, содержание которого постоянно пополняется под действием фермента изомеразы на молекулы фосфодиоксиацетона.
ІІ этап спиртового брожения - образование пировиноградной кислоты. На втором этапе триозофосфат в виде 3-фосфоглицеринового альдегида под действием окислительного фермента дегидрогеназы окисляется в фосфоглицериновую кислоту, а она при участии соответствующих ферментов (фосфоглицеромутазы и энолазы) и системы ЛДФ - АТФ превращается в пировиноградную кислоту:
Вначале каждая молекула 3-фосфоглицеринового альдегида присоединяет к себе еще один остаток фосфорной кислоты (за счет молекулы неорганического фосфора) и образуется 1,3-дифосфоглицериновый альдегид. Затем в анаэробных условиях происходит его окисление в 1,3-дифосфоглицериновую кислоту:
Активной группой дегидрогеназы является кофермент сложного органического строения НАД (никотинамидадениндинуклеотид), фиксирующий своим никотинамидным ядром два атома водорода:
НАД+ + 2Н+ + НАД Н2
НАД окисленный НАД восстановленный
Окисляя субстрат, кофермент НАД становится обладателем свободных ионов водорода, что придает ему высокий восстановительный потенциал. Поэтому бродящее сусло всегда характеризуется высокой восстанавливающей способностью, что имеет большое практическое значение в виноделии: понижается рН среды, восстанавливаются временно окисленные вещества, погибают патогенные микроорганизмы.
В заключительной фазе II этапа спиртового брожения фермент фосфотрансфераза дважды катализирует перенос остатка фосфорной кислоты, а фосфоглицеромутаза перемещает его от 3-го углеродного атома ко 2-му, открывая возможность ферменту энолазе образовать пировиноградную кислоту:
1,3-Дифосоглицериновая кислота 2-Фосфогглицериновая кислота Пировиноградная кислота
В связи с тем что из одной молекулы дважды фосфорилированной гексозы (израсходовано 2 АТФ) получаются две молекулы дважды фосфорилированных триоз (образовано 4 АТФ), чистым энергетическим балансом ферментативного распада сахаров является образование 2 АТФ. Эта энергия обеспечивает жизненные функции дрожжей и вызывает повышение температуры бродящей среды.
Все реакции, предшествующие образованию пировиноградной кислоты, присущи как анаэробному сбраживанию сахаров, так и дыханию простейших организмов и растений. III этап имеет отношение только к спиртовому брожению.
III этап спиртового брожения - образование этилового спирта. На заключительном этапе спиртового брожения пировиноградная кислота под действием фермента декарбоксилазы декарбоксилируется с образованием ацетальдегида и диоксида углерода, а с участием фермента алкогольдегидрогеназы и кофермента НАД-Н2 происходит восстановление ацетальдегида в этиловый спирт:
Пировиноградная кислота Ацетилальдегид Этиловый спирт
Если в бродящем сусле есть избыток свободной сернистой кислоты, то часть ацетальдегида связывается в альдегидсернистое соединение: в каждом литре сусла 100 мг Н2SO3 связывают 66 мг СН3СОН.
Впоследствии при наличии кислорода это нестойкое соединение распадается, и в виноматериале обнаруживают свободный ацетальдегид, что особенно нежелательно для шампанских и столовых виноматериалов.
В сжатом виде анаэробное превращение гексозы в этиловый спирт может быть представлено следующей схемой:
Как видно из схемы спиртового брожения, сперва образуются фосфорные эфиры гексоз. При этом молекулы глюкозы и фруктозы под действием фермента гексокеназы присоединяют остаток фосфорной кислоты от аденозиттрифосфата (АТФ), при этом образуется глюкоза-6-фосфат и аденозитдифосфат (АДФ).
Глюкоза-6-фосфат под действием фермента изомеразы превращается в фруктозу-6-фосфат, присоединяющий еще один остаток фосфорной кислоты из АТФ и образующий фруктозу-1,6-дифосфат. Эта реакция катализируется фосфофруктокиназой. Образованием этого химического соединения заканчивается первая подготовительная стадия анаэробного распада сахаров.
В результате этих реакций молекула сахара переходит в оксиформу, приобретает большую лабильность и становится более способной к ферментативным преобразованиям.
Под влиянием фермента альдолазы фруктоза-1, 6-дифосфат расщепляется на глицеринальдегидофосфорную и диоксиацетонофосфорную кислоты, способные превращаться одна в одну под действием фермента триозофосфатизомеразы. Дальнейшему преобразованию подвергается фосфоглицериновый альдегид, которого образуется приблизительно 3 % по сравнению с 97 % фосфодиоксиацетона. Фосфодиоксиацетон, по мере использования фосфоглицеринового альдегида, превращается под действием изомеразы фосфотриоз в 3-фосфоглицериновый альдегид.
На второй стадии 3-фосфоглицериновый альдегид присоединяет еще один остаток фосфорной кислоты (за счет неорганического фосфора) с образованием 1, 3-дифосфоглицеринового альдегида, который дегидруется под действием триозофосфатдегидрогеназы и дает 1, 3-дифосфоглицериновую кислоту. Водород, в этом случае, переносится на окисленную форму кофермента НАД. 1, 3-дифосфоглицериновая кислота, отдавая АДФ (под действием фермента фосфоглицераткеназы) один остаток фосфорной кислоты, превращается в 3-фосфоглицериновую кислоту, которая под действием фермента фосфоглицеромутазы превращается в 2-фосфоглицериновую кислоту. Последняя, под действием фосфопируватгидротазы, превращается в фосфоэнолпировиноградную кислоту. Дальше, при участии фермента пируваткеназы, фосфоэнолпировиноградная кислота передает остаток фосфорной кислоты молекуле АДФ, в результате чего образуется молекула АТФ и молекула энолпировиноградной кислоты переходит в пировиноградную кислоту.
Третья стадия спиртового брожения характеризуется расщеплением пировиноградной кислоты под действием фермента пируватдекарбоксилазы на диоксид углерода и уксусный альдегид, который под действием фермента алкогольдегидрогеназы (коферментом ее является НАД) восстанавливается в этиловый спирт.
Суммарное уравнение спиртового брожения может быть представлено так :
С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ → 2С2Н5ОН + 2СО2 + 2АТФ + 2Н2О
Таким образом, при брожении происходит преобразование одной молекулы глюкозы в две молекулы этанола и две молекулы диоксида углерода.
Но указанный ход брожения не единственный. Если, например, в субстрате нет фермента пируватдекарбоксилазы, то не происходит расщепление пировиноградной кислоты до уксусного альдегида и восстановлению подвергается непосредственно пировиноградная кислота, превращаясь в молочную кислоту в присутствии лактатдегидрогеназы.
В виноделии брожение глюкозы и фруктозы происходит в присутствии бисульфита натрия. Уксусный альдегид, образующийся при декарбоксилировании пировиноградной кислоты, удаляется в результате связывания бисульфитом. Место уксусного альдегида занимают диоксиацетонфосфат и 3-фосфоглицериновый альдегид, они получают водород от восстановленных химических соединений, образуя глицерофосфат, который превращается в результате дефосфорилирования в глицерин. Это вторая форма брожения по Нейбергу. По этой схеме спиртового брожения происходит накопление глицерина и уксусного альдегида в виде бисульфитной производной.
Вещества, образующиеся при брожении.
В настоящее время в продуктах брожения найдено около 50 высших спиртов, которые обладают разнообразными запахами и существенно влияют на аромат и букет вина. В наибольших количествах при брожении образуются изоамиловый, изобутиловый и N-пропиловый спирты. В мускатных игристых и столовых полусладких винах, получаемых путем так называемого биологического азотопонижения, в большом количестве (до 100 мг/дм3) найдены ароматические высшие спирты β-фенилэтанол (ФЭС), тирозол, терпеновый спирт фарнезол, обладающие ароматом розы, ландыша, цветов липы. Их присутствие в небольшом количестве желательно. Кроме того, при выдержке вина высшие спирты вступают в этерификацию с летучими кислотами и образуют сложные эфиры, придающие вину благоприятные эфирные тона зрелости букета.
В дальнейшем было доказано, что основная масса алифатических высших спиртов образуется из пировиноградной кислоты путем переаминирования и непосредственного биосинтеза с участием аминокислот и ацетальдегида. Но наиболее ценные ароматические высшие спирты образуются только из соответствующих аминокислот ароматического ряда, например:
Образование высших спиртов в вине зависит от многих факторов. В нормальных условиях их накапливается в среднем 250 мг/дм3. При медленном длительном брожении количество высших спиртов возрастает, при повышении температуры брожения до 30 °С - уменьшается. В условиях поточного непрерывно брожения размножение дрожжей очень ограничено и высших спиртов образуется меньше, чем при периодическом способе брожения.
При уменьшении количества дрожжевых клеток в результате охлаждения, отстаивания и грубой фильтрации забродившего сусла происходит медленное накопление биомассы дрожжей и одновременно растет количество высших спиртов, прежде всего ароматического ряда.
Повышенное количество высших спиртов нежелательно для столовых белых сухих, шампанских и коньячных виноматериалов, однако придает многообразие оттенков в аромате и вкусе красным столовым, игристым и крепким винам.
Спиртовое брожение виноградного сусла связано также с образованием высокомолекулярных альдегидов и кетонов, летучих и жирных кислот и их эфиров, имеющих значение в формировании букета и вкуса вина.
Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) — совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме АТФ и других высокоэнергетических соединений. АТФ — универсальный источник энергообеспечения клетки. Синтез АТФ происходит в клетках всех организмов в процессе фосфорилирования — присоединения неорганического фосфата к АДФ.
У аэробных организмов (живущих в кислородной среде) выделяют три этапа энергетического обмена: подготовительный, бескислородное окисление и кислородное окисление; у анаэробных организмов (живущих в бескислородной среде) и аэробных при недостатке кислорода — два этапа: подготовительный, бескислородное окисление.
Подготовительный этап
Заключается в ферментативном расщеплении сложных органических веществ до простых: белковые молекулы — до аминокислот, жиры — до глицерина и карбоновых кислот, углеводы — до глюкозы, нуклеиновые кислоты — до нуклеотидов. Распад высокомолекулярных органических соединений осуществляется или ферментами желудочно-кишечного тракта или ферментами лизосом. Вся высвобождающаяся при этом энергия рассеивается в виде тепла. Образовавшиеся небольшие органические молекулы могут быть использованы в качестве «строительного материала» или могут подвергаться дальнейшему расщеплению.
Бескислородное окисление, или гликолиз
Этот этап заключается в дальнейшем расщеплении органических веществ, образовавшихся во время подготовительного этапа, происходит в цитоплазме клетки и в присутствии кислорода не нуждается. Главным источником энергии в клетке является глюкоза. Процесс бескислородного неполного расщепления глюкозы — гликолиз .
Потеря электронов называется окислением, приобретение — восстановлением, при этом донор электронов окисляется, акцептор восстанавливается.
Следует отметить, что биологическое окисление в клетках может происходить как с участием кислорода:
А + О 2 → АО 2 ,
так и без его участия, за счет переноса атомов водорода от одного вещества к другому. Например, вещество «А» окисляется за счет вещества «В»:
АН 2 + В → А + ВН 2
или за счет переноса электронов, например, двухвалентное железо окисляется до трехвалентного:
Fe 2+ → Fe 3+ + e — .
Гликолиз — сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя десять реакций. Во время этого процесса происходит дегидрирование глюкозы, акцептором водорода служит кофермент НАД + (никотинамидадениндинуклеотид). Глюкоза в результате цепочки ферментативных реакций превращается в две молекулы пировиноградной кислоты (ПВК), при этом суммарно образуются 2 молекулы АТФ и восстановленная форма переносчика водорода НАД·Н 2:
С 6 Н 12 О 6 + 2АДФ + 2Н 3 РО 4 + 2НАД + → 2С 3 Н 4 О 3 + 2АТФ + 2Н 2 О + 2НАД·Н 2 .
Дальнейшая судьба ПВК зависит от присутствия кислорода в клетке. Если кислорода нет, у дрожжей и растений происходит спиртовое брожение, при котором сначала происходит образование уксусного альдегида, а затем этилового спирта:
- С 3 Н 4 О 3 → СО 2 + СН 3 СОН,
- СН 3 СОН + НАД·Н 2 → С 2 Н 5 ОН + НАД + .
У животных и некоторых бактерий при недостатке кислорода происходит молочнокислое брожение с образованием молочной кислоты:
С 3 Н 4 О 3 + НАД·Н 2 → С 3 Н 6 О 3 + НАД + .
В результате гликолиза одной молекулы глюкозы высвобождается 200 кДж, из которых 120 кДж рассеивается в виде тепла, а 80% запасается в связях АТФ.
Кислородное окисление, или дыхание
Заключается в полном расщеплении пировиноградной кислоты, происходит в митохондриях и при обязательном присутствии кислорода.
Пировиноградная кислота транспортируется в митохондрии (строение и функции митохондрий — лекция №7). Здесь происходит дегидрирование (отщепление водорода) и декарбоксилирование (отщепление углекислого газа) ПВК с образованием двухуглеродной ацетильной группы, которая вступает в цикл реакций, получивших название реакций цикла Кребса. Идет дальнейшее окисление, связанное с дегидрированием и декарбоксилированием. В результате на каждую разрушенную молекулу ПВК из митохондрии удаляется три молекулы СО 2 ; образуется пять пар атомов водорода, связанных с переносчиками (4НАД·Н 2 , ФАД·Н 2), а также одна молекула АТФ.
Суммарная реакция гликолиза и разрушения ПВК в митохондриях до водорода и углекислого газа выглядит следующим образом:
С 6 Н 12 О 6 + 6Н 2 О → 6СО 2 + 4АТФ + 12Н 2 .
Две молекулы АТФ образуются в результате гликолиза, две — в цикле Кребса; две пары атомов водорода (2НАДЧН2) образовались в результате гликолиза, десять пар — в цикле Кребса.
Последним этапом является окисление пар атомов водорода с участием кислорода до воды с одновременным фосфорилированием АДФ до АТФ. Водород передается трем большим ферментным комплексам (флавопротеины, коферменты Q, цитохромы) дыхательной цепи, расположенным во внутренней мембране митохондрий. У водорода отбираются электроны, которые в матриксе митохондрий в конечном итоге соединяются с кислородом:
О 2 + e — → О 2 — .
Протоны закачиваются в межмембранное пространство митохондрий, в «протонный резервуар». Внутренняя мембрана непроницаема для ионов водорода, с одной стороны она заряжается отрицательно (за счет О 2 —), с другой — положительно (за счет Н +). Когда разность потенциалов на внутренней мембране достигает 200 мВ, протоны проходят через канал фермента АТФ-синтетазы, образуется АТФ, а цитохромоксидаза катализирует восстановление кислорода до воды. Так в результате окисления двенадцати пар атомов водорода образуется 34 молекулы АТФ.
1. Могут ли фото- и хемосинтезирующие организмы получать энергию благодаря окислению органики ? Конечно, могут. Для растений и хемосинтетиков характерно окисление, им ведь нужна энергия! Однако автотрофы будут окислять те вещества, которые они сами синтезировали.
2. Зачем аэробным организмам кислород ? Какова роль биологического окисления? Кислород явялется конечным акцептором электронов , которые приходят с более высоких энергетических уровней окисляемых веществ. В ходе этого процесса электроны высвобождают значительное количество энергии , и роль окисления именно в этом! Окисление - это потеря электронов или атома водорода, восстановление - их присоединение.
3. В чем разница горения и биологического окисления? В результате горения вся энергия полностью выделяется в виде тепла . Но при окислении всё сложнее: только 45 процентов энергии тоже выделяется в виде тепла и расходуется для поддержания нормальной температуры тела. Но 55 процентов - в виде энергии АТФ и прочих биологических аккумуляторов. Следовательно, большая часть энергии все же идет на создание высокоэнергетических связей .
Этапы энергетического обмена
1. Подготовительный этап характеризуется расщеплением полимеров до мономеров (полисахариды превращаются в глюкозу, белки в аминокислоты), жиров до глицерина и жирных кислот. На данном этапе выделяется некоторое количество энергии в виде тепла. Процесс протекает в клетке в лизосомах , на уровне организма - в пищеварительной системе . Вот почему после начала процесса пищеварения температура тела повышается.
2. Гликолиз , или бескислородный этап - происходит неполное окисление глюкозы.
3. Кислородный этап - окончательное расщепление глюкозы.
Гликолиз
1. Гликолиз идет в цитоплазме. Глюкоза С 6 H 12 О 6 расщепляется до ПВК (пировиноградной кислоты) С 3 H 4 О 3 - на две трехуглеродные молекулы ПВК. Здесь участвуют 9 разных ферментов.
1) При этом у двух молекул ПВК на 4 атома водорода меньше, чем у глюкозы С 6 H 12 О 6 , С 3 H 4 О 3 - ПВК (2 молекулы - С 6 H 8 O 6).
2) Куда расходуются 4 атома водорода? За счет 2 атомов восстанавливаются 2 атома НАД+ в два НАД H . За счет других 2 атомов водорода ПВК сможет превратиться в молочную кислоту С 3 H 6 О 3 .
3) А за счет энергии электронов, перенесенных с высоких энергетических уровней глюкозы на более низкий уровень НАД+, синтезируются 2 молекулы АТФ из АДФ и фосфорной кислоты.
4) Часть энергии растрачивается в виде тепла .
2. Если кислород в клетке отсутствует, или его мало, то 2 молекулы ПВК восстанавливаются за счет двух НАДH до молочной кислоты : 2С 3 H 4 О 3 + 2НАДH + 2H+ = 2С 3 H 6 О 3 (молочная кислота) + 2HАД+. Присутствие молочной кислоты является причиной боли в мышцах при нагрузках и недостатке кислорода. После активной нагрузки кислота отправляется в печень, где от нее отщепляется водород, то есть она снова превращается в ПВК. Эта ПВК может уйти в митохондрии для полного расщепления и образования АТФ. Часть АТФ расходуется и на то, чтобы превратить большую часть ПВК снова в глюкозу путем обращения гликолиза. Глюкоза с кровью пойдет в мышцы и будет храниться в виде гликогена .
3. В результате бескислородного окисления глюкозы создается всего 2 молекулы АТФ .
4. Если в клетке уже есть, или начинает в нее поступать кислород , ПВК уже не может восстановиться до молочной кислоты, а отправляется в митохондрии, где идет ее полное окисление до С O 2 и H 2 О .
Брожение
1. Брожение - это анаэробный (бескислородный) метаболический распад молекул различных питательных веществ, например, глюкозы.
2. Спиртовое, молочнокислое, маслянокислое, ускуснокислое брожение идет в анаэробных условиях в цитоплазме. По сути, как процесс брожение соответствует гликолизу.
3. Спиртовое брожение специфично для дрожжей, некоторых грибов, растений, бактерий, которые в бескислородных условиях переходят на брожение.
4. Для решения задач важно знать, что в каждом случае при брожении из глюкозы выделяется 2 АТФ, спирт, либо кислоты - масляная, уксусная, молочная. При спиртовом (и маслянокислом) брожении из глюкозы выделяются не только спирт, АТФ, но и углекислый газ.
Кислородный этап энергетического обмена включает в себя две стадии.
1. Цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса).
2. Окислительное фосфорилирование.
Тема урока : Неклеточные формы жизни.Учитель :
Школа:
Район:
Предмет: биология
Класс: 10
Тип урок: Урок –ролевая игра с использование ИКТ.
Цель урока:
Углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни;
и заражение вирусом СПИДа.
Задачи урока:
Представление возможности учащимся объединятся по интересам, обеспечивать разнообразие ролевой деятельности; расширить умение работать с дополнительной литературой и материалами Интернета; воспитывать чувство коллективизма; формирование надпредметной компетенции.
Время: 1 ч
Телефон: 72-1- 16
Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактические материалы.
Подготовительный этап:
За неделю до урока из учащихся класса формируют ролевые группы «биологов», «историков», «инфекционистов» и предлагают найти соответствующий материал о неклеточных формах жизни для отчета групп. Учитель предлагает им необходимую литературу и средства Интернета.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин)
Проверка д/з.- разноуровневая тестированная работа
Тест №1
1)Гликолиз- это процесс расщеплени я :
А) белков на аминокислоты;
Б) липидов на высшие карбоновые кислоты и глицерин;
2)Брожение – это процесс :
А) Расщепление органических веществ в анаэробных условиях;
Б) Окисление глюкозы;
В) Синтез АТФ в митохондриях;
Г) Превращение глюкозы в гликоген.
3)Ассимиляция – это:
А) Образование веществ с использованием энергии;
Б) Распад веществ с выделением энергии.
4) Расположите этапы энергетического обмена углеводов по порядку:
А- клеточное дыхание;
Б- гликолиз;
В-подготовительный.
5) Что такое фосфорилирование ?
А) Образование АТФ;
Б) Образование молекул молочной кислоты;
В)Распад молекул молочной кислоты .
Тест №2
1)Где происходят первый и второй этапы расщепления высокомолекулярных соединений: А) цитоплазме; Б)митохондриях: В)лизосомах Г)комплексе Гольджи.
2) В клетках каких организмов происходит спиртовое брожение :
А) животных и растений; Б) растений и грибов.
3)Энергетическим эффектом гликолиза является образование
2 молекул:
А) молочной кислоты; Б) пировиноградной кислоты; В)АТФ;
Г) этилового спирта.
4)Почему диссимиляция называется энергическим обменом?
А) поглощается энергия; Б) Выделяется энергия.
5)Что входит в состав рибосом?
А) ДНК; Б) липиды;В) РНК; Г) белки.
Тест №3
1)В чем отличие энергетического обмена у аэробов и анаэробов?
А)- отсутствие подготовительного этапа; Б)отсутствие бескислородного расщепления;в) отсутствие клеточного этапа.
2)Какой из этапов энергетического обмена происходит в митохондриях?
А- подготовительный Б- гликолиз; В-клеточное дыхание
3)какие органические вещества редко расходуются для получения энергии в клетке:
А-белки; Б-жиры;
4)В каких органоидах клетки происходит распад органических веществ:
А-рибосомы Б- лизосомы;В-ядре.
5)Откуда берется энергия для синтеза АТФ из АДФ?
А)- в процессе ассимиляции;Б) – в процессе диссимиляции.
Самоконтроль. Слайд №2
Актуализация знаний .
Что мы знаем о формах жизни на земле?
Что мы знаем о неклеточных формах жизни?
Зачем нам нужны эти знания?
4. Представление плана и цели работы.
Слайд№3,4
5. Операционно-исполнительский.
Работа первичных групп
а) Выступление гр. «историки» с информацией об открытии
вирусов. Слайд №5
б) Выступление гр, «биологи» с информацией о строении вирусной частицы, о делении вирусов на РНК- и ДНК- содержащие, о строении бактериофага.Слайды №6,7,13
в) Объяснение учителем способа размноженья вирусов, уч-ся работают с тетрадью. Слайд №11
г) Выступление гр. «инфекционисты» с сообщением об инфекционных болезнях человека, животных и растений, вызываемыми вирусами. Слайды № 8,9,10
д) рассказ учителя об опасности заражения вирусом СПИДа. Слайд №12,14
Работа вторичных групп
Ребята формируют группы нового состава. И каждая группа
ищет ответ на предложенный ей вопрос или проблемную задачу. Например: Найдите отличие вирусов от неживой материи? Найдите отличие вирусов от живой материи?
С какой целью во время вирусного заболевания назначают антибиотики?
6. Рефлексивно- оценочный.
Проверка работы групп;Слайд№15
Выполнение теста;
Проверь себя
1 Вирусы бактерий ____________
2 Фермент ревертаза присутствует у вируса ________
3Оболочка вируса ______________
4 Свободноживущая форма вируса _____________
5 Количество нуклеиновых кислот в клетках вируса _
6 Вирусы каких организмов не описаны __________
7 Вирусныеболезни____________________________
Взаимоконтроль.
7.Подведение итогов урока
8.Творческое домашнее задание
- составление кроссворда;
Составление кластера по данной теме.
Источники информации
Н. В. Чебышев Биология новейший справочник.М-2007 г.
http //schols .keldysh .ru /scyooll 11413/bio /viltgzh /str 2.htm
Пар.22 В клетках каких организмов происходит спиртовое брожение? В большинстве растительных клеток, а также в клетках некоторых грибов (например, дрожжей) вместо гликолиза происходит спиртовое брожение-, молекула глюкозы в анаэробных условиях превращается в этиловый спирт и СО2. Откуда берется энергия для синтеза АТФ из АДФ? Выделяется в процессе диссимиляции, т. е. в реакциях расщепления органических веществ в клетке. В зависимости от специфики организма и условий его обитания диссимиляция может проходить в два или три этапа. Какие этапы выделяют в энергетическом обмене? 1 –подготовительный;заключ.в распаде крупных органических молекул до более простых: полисах.-моносах., липиды-глиц.и жир. кислоты, белки-а.к. Расщепление происходит в ПС. Энергии выделяется мало, при этом она рассеивается в виде тепла. Образующиеся соединения (моносах.,жир.кислоты, а.к. и др.) могут использоваться клеткой в реакциях пласт.обмена, а также для дальнейшего расщ-я с целью получения энергии. 2- бескислородный=гликолиз (ферментативный процесс последовательного расщепления глюкозы в клетках, сопровождающийся синтезом АТФ; при аэробных условиях ведёт к образ.пировиноградной кислоты, в анаэроб. условиях ведёт к образованию молочной кислоты); С6Н12О6 + 2Н3Р04 + 2АДФ --- 2С3Н6О3 + 2АТФ + 2Н2О. заключается в ферментативном расщ-ии орг.вещ-в, которые были получены в ходе подгот.этапа. О2 в реакциях этого этапа не участвует. Реакции гликолиза катализируются многими ферментами и протекают в цитоплазме клеток. 40% энергии сохраняется в молекулах АТФ, 60% рассеивается в виде тепла. Глюкоза распадается не до конечных продуктов (СО2 и Н2О), а до соединений, которые еще богаты энергией и, окисляясь далее, могут дать ее в больших количествах (молочная кислота, этиловый спирт и др.). 3- кислородный (клет.дыхание); органические вещества, образ.в ходе 2 этапа и содержащие большие запасы хим.энергии, окисляются до конечных продуктов СО2 и Н2О. Этот процесс происходит в митохондриях. В результате клеточного дыхания при распаде двух молекул молочной кислоты синтезируются 36 молекул АТФ: 2С3Н6О3 + 6О2 + 36АДФ + 36Н3РО4 - 6СО2 + 42Н2О + З6АТФ. Выделяется большое кол-во энергии, 55% запас.в виде АТФ, 45% рассеивается в виде тепла. В чем отличия энергетич.обмена у аэробов и анаэробов? Больш-во жив.существ, обитающих на Земле, относятся к аэробам, т.е. используют в процессах ОВ О2 из окружающей среды. У аэробов энерг.обмен происходит в 3 этапа: подготов., бескислор.и кислород. В результате этого орган.вещ-ва распадаются до простейших неорган.соединений. У организмов, обитающих в бескислор.среде и не нуждающихся в кислороде, - анаэробов, а также у аэробов при недостатке кислорода ассимиляция происходит в два этапа: подготовительный и бескислородный. В двухэтапном варианте энергетического обмена энергии запасается гораздо меньше, чем в трехэтапном. ТЕРМИНЫ: Фосфорилирование – присоединение 1 остатка фосф.кислоты к молекуле АДФ. Гликолиз - ферментативный процесс последовательного расщепления глюкозы в клетках, сопровождающийся синтезом АТФ; при аэробных условиях ведёт к образ.пировиноградной кислоты, в анаэроб. условиях ведёт к образованию молочной кислоты. Спиртовое брожение – хим.реакция брожения в результате которой молекула глюкозы в анаэроб.условиях превращ.в этиловый спирт и СО2 Пар.23 Какие организмы являются гетеротрофами? Гетеротрофы - организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических (жив-е, грибы, мн.бактерии, клетки раст-й, не способ.к фотосинтезу) Какие организмы на Земле практически не зависят от энергии солнечного света? Хемотрофы - используют для синтеза органических веществ энергию, высвобождающуюся в ходе химических превращений неорганических соединений. ТЕРМИНЫ: Питание - совокупность процессов, включающих поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности. Автотрофы - организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических, получая из окружающей среды углерод в виде СО2, воду и мин.соли. Гетеротрофы - организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических (жив-е, грибы, мн.бактерии, клетки раст-й, не способ.к фотосинтезу)