Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Интернет зависимость симптомы лечение. Интернет-зависимость: опасность, признаки и лечение. Распространенность и типы заболевания

За последние пару десятилетий интернет-зависимость стала серьезной проблемой современного общества. Как правило, страдает не столько сам зависимый, сколько его близкие, которые хотят ему помочь, но не видят способа. Тот, за кого они так волнуются, нашел для себя уютную нишу и не желает покидать виртуальный мир, который кажется ему намного привлекательнее реальности. Насколько же опасна эта ситуация, и как найти из нее выход? Чтобы об этом узнать, читайте дальше.

Как определить проблему

Конечно, количество проведенных часов в интернете имеет большое значение, но гаджетомания и интернет-зависимость определяется в большей степени нашим психологическим состоянием и поведением. Если человеку временно больше нечем заняться, и он все свободное время проводит в интернете, в этом нет ничего ненормального, если он в нужный момент способен переключиться на реальные заботы, и не переживает по этому поводу. Оставшись на несколько дней без интернета, обычный человек возможно ощутит определенный дискомфорт, но не будет делать из этого трагедию и думать только о том, как побыстрее выйти в сеть.

Проблема становится действительно серьезной, если виртуальная жизнь причиняет ущерб реальной. Человек настолько увлекается, что совсем не следит за временем, перестает правильно питаться, не считает нужным тратить время на сон, и не интересуется тем, что вокруг него происходит. Если это так, то можно смело говорить об интернет-зависимости.

Главные признаки интернет-зависимости

Человек с подобной проблемой ведет себя примерно так:

  • Его настроение напрямую зависит от возможности подключиться к интернету;
  • Он обсуждает компьютерную тематику со всеми, и уверен, что людям это интересно и они его понимают;
  • Он отвергает даже самые заманчивые предложения, предпочитая провести это время в интернете;
  • Даже если человек работает или учится, то есть по причине занятости постоянно смотреть в экран планшета не может, несколько раз в день он находит способ проверить свою почту, страничку в социальной сети и т. д.;
  • Он не чувствует время, и планируя заглянуть в интернет на несколько минут, возвращается к реальности только после напоминания. Узнав, сколько прошло времени, бывает очень удивлен;
  • У него ухудшается память. На помощь приходят электронные напоминания и заметки, но сама по себе информация в голове не держится;
  • Если материальное положение в какой-то момент серьезно хромает, человек не согласен обходиться без интернета даже временно. Он, скорее, будет экономить на еде и элементарных потребностях, но только не на возможности выходить в сеть.

Интернет-зависимость отражается также на физическом здоровье и внешности человека. Со временем может наблюдаться искривление позвоночника, если речь идет о сидении за компьютером, или искривление шейных позвонков, при использовании более компактного гаджета (планшета, телефона, ноутбука и т. д.).

Виды и особенности интернет-зависимости

Психолог Мария Дрепа определят 6 типов интернет-зависимости:

  • Навязчивый веб-серфинг , то есть, бессмысленный поиск информации. Человек убивает время, постоянно переходя по ссылкам и читая бесполезные посты. Пытаясь найти информацию на определенную тему, он отвлекается и забывает, для чего изначально открыл интернет;
  • Виртуальное общение . Потребность в виртуальном общении настолько высока, что человеку по сути не важно, с кем именно он общается. Это могут быть разговоры в чате с людьми, с которыми в реальной жизни разговаривать не о чем, обсуждение различных вопросов на форуме, или флирт на сайте знакомств без возможности реально увидеть собеседника;
  • Навязчивая финансовая потребность . Речь может идти о реальных игровых ставках, опустошающих карман, или о покупке бесполезных товаров на различных интернет-аукционах. Вряд ли здесь можно говорить об интернет-зависимости, как о единственной проблеме. Действия человека отличаются от обычного шопоголизма и пристрастия к азартным играм только способом исполнения, однако в ряде случаев, при отсутствии возможности делать ставки или приобретать товары через интернет, желания посещать магазины или игорные дома у него не возникает;
  • Пристрастие к просмотру фильмов через интернет . При этом любви к киноискусству не наблюдается - человеку все равно, что смотреть. Его не волнует ни качество, ни жанр выбранного фильма. Смысл действий сводится к непрерывному просмотру новейших сериалов и фильмов;
  • Игровая зависимость , она же, компьютерная зависимость. Человек живет мыслями об игре: ему нравится строить виртуальное государство, участвовать в битвах и гонках, он согласен тратить немалые деньги на покупку новых возможностей в игре, и реальная жизнь совсем перестает его интересовать;
  • Киберсексуальная зависимость . Выражается в тяге к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Интернет-зависимость - не единственная причина подобного поведения. Человек ищет виртуальные способы сексуального удовлетворения, поскольку в реальности это по какой-либо причине не возможно.

Лечение

В лечении нуждаются люди с психическими расстройствами, возникшими по причине интернет-зависимости, но сама по себе гаджетомания, или компьютерная зависимость, диагнозом не является. В России существует два способа борьбы с данной проблемой: психотерапия, то есть, лечение без медикаментов, и психофармакотерапия - прием антидепрессантов и успокоительных средств.

Профилактика - как защитить ребенка от гаджетомании

У детей и подростков интернет-зависимость начинается поэтапно. Если вы заметили увлеченность ребенка компьютерными играми, общением в чатах и т. д., запретами и лишением гаджета вы не защитите его от компьютерной зависимости. Если маленького ребенка еще можно контролировать, то школьник 5 дней в неделю проводит как минимум по несколько часов вне дома, и при желании обязательно найдет способ для выхода в интернет. Если же это будет происходить при вас, то вы хотя бы частично будете иметь представление о его общении в сети и виртуальных увлечениях.

Самый действенный метод - уделять ребенку побольше внимания и стараться его почаще отвлекать. Если у вас из-за работы такой возможности нет, найдите ребенку интересное занятие, например, запишите его в кружок по интересам или спортивную секцию.

Помощь взрослому

Если у детей компьютерная зависимость начинается с интереса, то у взрослых обычно она связана с бегством от реальности. Чтобы помочь близкому человеку, ушедшему с головой в интернет, постарайтесь вспомнить, при каких обстоятельствах все начиналось, и действуйте, в зависимости от точки отсчета:

  • Неудача в личной жизни;
  • Депрессия. Чтобы помощь была эффективной, нужно определить ее причину;
  • Склонность к фантазиям, страх перед реальностью;
  • Неуверенность в себе после пережитого стресса, унижения и т. д.;
  • Потеря вкуса к жизни и скука, когда человек занят не своим делом и вынужденно находится с чужими по духу людьми.

Если интернет-зависимость вызвана неприятными событиями, то она является временным способом самозащиты от тягостных мыслей. Как правило, виртуальная жизнь перестает быть столь значимой для человека, как только в его жизни все начинает налаживаться. Если вы не в силах повлиять на ход событий (например, когда речь идет о личной жизни), старайтесь избегать неприятных тем в разговоре и находите поводы для прогулок и совместного отдыха с учетом интересов вашего близкого.

В остальных ситуациях от вас зависит мало - человеку нужно чем-то заинтересоваться, то есть выбить клин клином, а без его желания это не возможно. Для кого-то это любимая работа, возможность учиться, или же необходимость изменить свое семейное положение, причем это может быть как свадьба с любимым человеком, так и развод с супругом, отношения с которым себя исчерпали. Интернет зависимость возникает не только от скуки и одиночества, но и от желания отвлечься от того, что тяготит, и если это так, то вряд ли имеет смысл оставлять все на своих местах.

Угрюмова Марина

Тему исследования "Интернет-зависимость – проблема современного общества" мы выбрали потому, что она близка нам, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе мы опираемся на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые среди учащихся нашего техникума. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости ещё слабо изучена.

При изучении данной темы мы поставили цели и задачи.

Цель: Провести исследования с учащимися I, II курса и преподавателями по теме «Интернет-зависимость». Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, выявить интернет – зависимых учащихся и разработать рекомендации для контроля времени в сети.

Задачи:

1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.

2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учащихся и преподавателей Татауровского филиала «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».

3. Наметить пути решения проблемы интернет – зависимости.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий»

Интернет-зависимость -

Проблема современного общества

(исследовательская работа)

ТФ БТТ и ЭТ, ГС 1, I курс.

Руководитель: Ярохина Марина Юрьевна, преподаватель спец. дисциплин

Татаурово, 2012

Введение. …………………………………………………………….

  1. Актуальность темы……………………………………………

Основная часть. ……………………………………………………...

2.1 Теоретическая часть……………………………………………..

2.1.1 Интерес, порождающий манию ……………………………...

2.1.2 История возникновения «Интернет-зависимости» …………

2.1.3 Симптомы зависимости ………………………………………

2.2 Исследовательская часть………………………………………...

2.2.1 Анкетирование…………………………………………………

2.2.2 Обработка информации……………………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список использованной литературы ……………………………….

Приложения ………………………………………………………….

  1. Введение
  1. Актуальность темы

Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и нас.

Тему исследования "Интернет-зависимость – проблема современного общества" мы выбрали потому, что она близка нам, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе мы опираемся на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые среди учащихся нашего техникума. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости ещё слабо изучена.

При изучении данной темы мы поставили цели и задачи.

Цель: Провести исследования с учащимися I, II курса и преподавателями по теме «Интернет-зависимость». Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, выявить интернет – зависимых учащихся и разработать рекомендации для контроля времени в сети.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.
  2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учащихся и преподавателей Татауровского филиала «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».
  3. Наметить пути решения проблемы интернет – зависимости.

Методы:

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация типов интернет-зависимости, обобщение по результатам анкетирования.

Эмпирические методы:

Наблюдение, анкетирование.

Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся и преподавателей техникума.

Объект: влияние интернета на поведение учащихся и способность контролировать свое время в сети.

Предмет: проблема интернет – зависимости учащихся Татауровского филиала Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий.

Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

  1. Основная часть
  1. Теоретическая часть
  1. Интерес, порождающий манию.

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев "Роза Мира"

Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием, в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Технологической основой «информационной революции» служит формирование информационных сетей, обрабатывающих все возрастающее количество информации. Благодаря этим сетям, любой из нас в любой точке мира и в любое время может получить необходимую информацию и пообщаться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Времяпрепровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Существует некоторое разнообразие типов итернет-зависимости, рассмотрим основные пять типов:

  1. киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом;
  2. пристрастие к виртуальным знакомствам;
  3. навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях;
  4. информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации;
  5. «гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты).

Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder). [

Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в категории «нетоголик» до 18 часов (и даже более) в день.

Истинные «интернетоманы» - люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Многие годы учеными решалась проблема повышения мотивации обучения. Учитывая тот факт, что классно-урочная система обучения прочно держит в своих руках всю систему обучения уже более 300 лет, можно бы было с уверенностью сказать, что эта проблема еще долго не будет решена. Если бы …, да, если бы не Интернет со своими богатыми информационными ресурсами и еще добавим с увеличением информационной составляющей в производственной деятельности, возникает необходимость пересмотра способов деятельности не только в производственной, но и в образовательной сфере.

Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности (т.е. допуск взрослых в этот мир был закрыт), вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикция, флейм (флейм - это процесс, который иногда возникает при виртуальном общении, "словесная война") и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия (явно не российского происхождения), т.е. это проблемы не носят частный характер.

Настоящее исследование не ставит перед собой цели полностью осветить роль отдельных факторов в формировании интернет-зависимости у молодежи и исчерпывающим образом охарактеризовать варианты и формы этого феноменологического континуума (континуум – это некоторая , в которой исследуются процессы/поведение этой среды при различных внешних условиях). Это скорее попытка наметить основные направления будущей работы, попытка осмыслить ряд положений, проистекающих в первую очередь из индивидуального опыта пользователя интернет.

Многие положения данной работы могут представляться несовершенными, ввиду недостаточной глубины подхода к исследуемым процессам, либо просто спорными, как спорно, по существу, само предположение о существовании феномена интернет-аддикции.

Интернет-аддикция (Internet addiction) - реально существующий феномен психологической зависимости от Интернет.

Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

  1. История возникновения «Интернет-зависимости»

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих (Приложение 1-3).

  1. Симптомы и различия зависимости.

Симптомы зависимости таковы:
- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).
- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Различия зависимости:
Причины появления зависимости различны у интровертов и экстравертов. Интроверты (интроверт – это человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире , замкнутостью , созерцательностью ), как правило, с помощью Интернета восполняют недостаток общения в реальной жизни. Быстро понимая, что Интернет-общение не удовлетворяет потребность в понимании, продолжительных знакомствах и дружбе, они переключаются на компьютерные игры. Часто, игры и развлечение являются их изначальным интересом, и до Интернет-общения интроверты могут не добраться вовсе.
Экстраверты (эктраверт – это
человек, психический склад которого характеризуется преимущественной обращённостью к объектам внешнего мира), чаще изначально приходят в Интернет общаться, заводя массу новых знакомых в чатах и форумах. Больше всего ценя при этом анонимность и личную изолированность. Они находят в Интернете то, чего нет в их реальной жизни.

В США несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. . Большинство филиалов Общества Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыли группы поддержки интернет-зависимых, переживающих трудное возвращение к нормальной жизни. Причём, существуют и группы для родственников, которые желают вернуть члена семьи для нормального общения. Более серьёзная и меланхоличная организация, которая взялась лечить молодых пользователей, - Центр Internet/Computer Addiction Services, расположенный в Сиэтле, который возглавляют Хилари Кэш (Dr Hilarie Cash) и Джей Паркер (Jay Parker). Именно по их данным, от IAD страдает каждый десятый американский пользователь. Как же лечится интернет-зависимость? Вы можете не верить, но так же, как и алкоголизм и наркомания. В некоторых источниках сопоставление абсолютно недвусмысленное. Например, один исследователь, размышляя над социально-этническим портретом интернет-наркомана, заявил, что, мол, галлюциногены предпочитают "белые" американцы, "героин" - чёрные, а Интернет - пока неизвестно кто. Более того, наиболее распространенная программа, по которой лечат "пойманных в Сети" - это известная программа 12-и шагов, смысл которой заключается в том, что "отнятие" от "кибер наркотика" проводится параллельно с наполнением оффлайновой жизни смыслом. То есть, человеку в процессе групповой терапии раскрывают неизвестные или забытые стороны человеческой, реальной жизни. Причём, признаком выздоровления считается такая жизнь, когда пользователь сам контролирует время, проведённое в Сети, и это время не превышает 4-6 часов. Параллельно с этим ведётся так называемая социальная реабилитация - человек пытается вернуть утраченные связи и отношения, постепенно уходя от групповой терапии. Как в случае с любой другой зависимостью, уже определили несколько степеней "погружения в иллюзорный мир". Вот список симптомов, после которых надо немедленно снаряжаться в больницу. Во-первых, во снах "картинки" начинают "скролиться" (scrolling). Во-вторых, когда идёт подключение модема, поднимается кровяное давление, учащается пульс. В-третьих, во время долгого нахождения за компьютером человек испытывает нечто похожее на "повышенное осознание" - он не воспринимает своё тело и то, что происходит вокруг. Со стороны это похоже на медитацию. В редких случаях притупляется чувствительность, на лице - застывшая мимика, чаще всего ничего не выражающая. В оффлайне наблюдаются внезапные "выпадения" из контекста беседы и смех невпопад. Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.

  1. Исследовательская часть
  1. Анкетирование

Для сбора статистических данных был использована анкета на определение «Интернет-зависимости».

Место проведения: ГОУ СПО Татауровский филиал «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».

Количество участников: 62 человека

из них учащихся I и II курса - 55 чел., преподавателей - 7 чел.

Время проведения: февраль 2012 года

АНКЕТА

Для определения степени зависимости

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 - это ко мне не относится

1 - редко

2 - часто

3 - всегда

  1. Часто ли проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались?
  1. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
  1. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети реальному общению с друзьями?
  1. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
  1. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделать что-то другое, более необходимое?
  1. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
  1. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
  1. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?
  1. Обработка информации

Анализ анкеты: После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернет и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Итоговая цифра в интервале от 0 до 9 - вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование интернета.

Итоговая цифра в интервале от 10 до 19 - вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 20 до 24 - чрезмерное использование интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием интернета

Обработав итоги анкетирования, мы получили след результат.

Итоги анкетирования: Определение степени зависимости.

№ вопроса

Это ко мне не относится

Редко

Часто

Всегда

Ср. знач

Итоги: по стажу работы в Интернете

Стаж

Женщины

Мужчины

1-6 мес.

6 мес. – 1 год

2 года

Мужской

Женский

Социологическое исследование показало, что 54 человекf относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Они могут путешествовать по сети сколь угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.

А 8 человек уже имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. И если не обращать внимание на эти проблемы сейчас, то в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.

  1. Заключение

Таким образом, поставленная цель нашей исследовательской работы достигнута. В ходе исследования были выявлены 8 человек интернет – зависимых из 62 человек исследуемых. Гипотеза подтвердилась. Да, Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Заканчивая эту работу можно сделать следующие выводы:

  1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.
  2. Мы считаем, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
  3. На наш взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
  4. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
  1. Рекомендации

Если результаты анкетирования показывают, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.

Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.

Необходимо как-то отвлечься. Например, записаться на спортивную секцию, завести домашнее животное, увлечься каким-либо хобби и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости.

Главное - найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию.

Чтобы избавится от интернет – зависимости и предпочесть реальную жизнь виртуальной, мы разработали следующие рекомендации:

1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете;
2. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
3. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;
4. установить для себя правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности);
5. ввести, чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью), санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений;
6. налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания;
7. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим;
8. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете;
9. обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
10. избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.

  1. Список используемой литературы
  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  2. Бурова (Лоскутова) В.А. Кибераддикты среди нас // Газета «Известия»,  №2  2001.
  3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  4. Жичкина А. «О возможностях психологических исследований в сети Интернет», статья, 2002г. http://flogiston.ru/
  5. Колчанова Л. «Психологические проблемы интернет-зависимости», статья http://www.imago.spb.ru
  6. Пережогин Л.О. «Интернет-аддикция в подростковой среде», статья. – http://cyberpsy.ru/
  7. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Медиапсихология. М., 2001.
  1. Приложения

Приложение 1.

Доли пользователей Интернета в странах, % от населения

Примечание 1. В зарубежных странах учтены лица в возрасте 16-17 лет и не учтены - не имеющие домашнего телефона
Примечание 2. Данные по зарубежным странам были уточнены на основании Nielsen/NetRatings Global Internet Trends™ Regional Reports, Quarter 3,2001

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Интернет-зависимость как важная проблема современного общества, ее основные причины и последствия, оценка распространенности, история исследований. Системный анализ феномена Интернет-зависимости как объекта исследования в отношении студентов МГИМО.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    История термина "интернет-зависимость", психологическая проблема поведения со сниженным уровнем самоконтроля, грозящим вытеснить нормальную жизнь. Классификация, симптомы и опасность интернет-зависимости, избавление от чрезмерного увлечения Интернетом.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Проблема привыкания к Интернету в отечественных и зарубежных исследованиях. Категории людей, испытывающих зависимость от компьютера: игроки, покупатели и любители виртуального секса. Влияние Интернет-зависимости на физическое и душевное состояние.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика. Понятие и критерии интернет-зависимости. Психологические особенности подростка. Влияние интернет-зависимости на развитие личности подростка, причины ее формирования и профилактика.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    История создания компьютера. Причины и последствия интернет-зависимости. Психологические и физические симптомы развития данной патологии по Кимберли Янгу. Анализ современного состояния сети интернет в России. Результаты теста на интернет-зависимость.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Психологическая характеристика студенческого возраста; особенности Интернет-зависимости: причины, типы, признаки, последствия. Диагностическая программа исследования Интернет-зависимости, анализ результатов, разработка профилактических мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Анализ познавательных психических процессов и их роли в построении образа окружающего мира. Психологические основы формирования компьютерной и Интернет-зависимости. Исследование познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2010

    Сущность интернет-зависимости и этапы ее развития. Возрастные особенности формирования данной аддикции у подростков. Методы диагностики интернет-зависимости. Психологическая работа с подростковым навязчивым стремлением постоянно находиться в Интернете.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2016

Интернет для современного человека - обязательная часть жизни. Мы ежедневно выходим в сети интернета: для поиска необходимой информации, работы либо общения. Интернет приносит людям огромную пользу, помогая приобретать новые товары и услуги, навыки и знания. Он является источником информации, помощником по бизнесу, способом проведения досуга, средством связи и отличным местом знакомства. Однако все настойчивее заявляет о себе такая проблема, как интернет-зависимость. Что это: болезнь или плохая привычка? Как избавиться от интернет-зависимости доступными средствами? Легко ли это сделать?

Психическое расстройство нового тысячелетия

Психотерапевты всё чаще тревожатся, приравнивая интернет-зависимость к тяге к алкоголю или наркотикам. Исследования интернет-зависимых людей показали, что неконтролируемое длительное нахождение во «всемирной паутине» приводит к изменениям функционирования мозга. Такой человек очень импульсивен, он теряет способность к интеллектуальной работе и обучению, неспособен аналитически мыслить.

Нарушение мышления и памяти - не единственные негативные проявления этой аддикции. Человек постепенно теряет навыки реального общения, может даже стать асоциальным. Скайп, электронная почта, интернет-магазины вытесняют из жизни человека реальное дружеское и деловое общение. Он испытывает стресс от общения с новыми людьми, постепенно замыкается в себе, теряет интерес к учёбе или работе. Также у него возникают большие проблемы с приёмом пищи и со сном. Иногда интернет зависимость может стать причиной суицида.

Интернет зависимость опасна не только возникновением социальных и психологических проблем, но и развитием специфических физических болезней: проблем со зрением, сухостью глаз, туннельным синдромом, расстройствами сна. Кроме того, она проявляется болезнями позвоночника и суставов, сердечно-сосудистыми патологиями, головными болями, иными заболеваниями.

Излишнее времяпрепровождение в Интернете приводит к разрушению отношений в современной семье (между мужем и женой, детьми и родителями), а иногда даже её распаду. Всё вышеперечисленное делает очевидным то, что интернет-зависимость - проблема современного общества, требующая всё более пристального внимания.

Психическое расстройство или привычка?

Психиатры до сих пор не относят интернет-зависимость к настоящим психическим расстройствам, отвечающим критериям МКБ-10. Многие медики вообще сомневаются, что зависимость от интернета действительно существует, либо не считают её вредной. Чем же она опасна?

Зависимостью (аддикцией) называется постоянная навязчивая потребность использования чего-либо или кого-либо, которая сопровождается возрастающей толерантностью (требуются всё большим дозам), имеет выраженные психологические и физиологические признаки. Зависимым поведением называется навязчивая деятельность, направленная на удовлетворение какой-либо потребности. Раньше к аддикциям относили алкоголизм и наркоманию, а теперь зависимостями также считают переедание, азартные игры, излишнюю религиозность и др.

С появлением интернета психотерапевты заговорили о новой форме аддиктивного поведения - зависимости от интернета. Хотя у этой аддикции нет физиологического компонента, но психологический заметен очень сильно. Современные исследователи проблемы по-разному определяют, что представляет собой интернет зависимость.

Вот некоторые определения:

  • неистребимая потребность в постоянном нахождении в интернете, нехимическая зависимость, сопровождающаяся определёнными психологическими симптомами, социальной дезадаптацией;
  • психическое расстройство с поведенческими проблемами, низким самоконтролем и стрессами, вытесняющее реальную жизнь;
  • навязчивое постоянное стремление подключиться к интернету в режиме «offline», а также невозможность выйти из интернета в режиме «online.

Психиатр Айвен Голдберг, впервые описавший эту зависимость, выделял такие основные признаки расстройства:

Первый признак: нахождение в сети сопровождается дистрессом (болезненным стрессовым негативным состоянием).

Второй признак: нахождение в сети понижает статус человека (психологический, физический, межличностный, социальный либо экономический).

Распространённость этой аддикции аналогична распространённости азартных игр. Сегодня она составляет около десяти процентов всех пользователей сети. Интернет-зависимость формируется быстрее любой другой аддикции: наркомании, курения, игры на деньги либо алкоголь. Требуется примерно полгода для развития устойчивой аддикции.

Причины возникновения

Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения. Психиатры выделяют 5 основных видов такого аддиктивного поведения:


Помимо этих основных форм, интернет-зависимостью называют неконтролируемую тягу к покупкам в интернет-магазинах, хакерство, постоянное скачивание с торрента, а также другие формы аддикции.

Интернет-аддикция является актуальной проблемой для людей, не обладающих развитыми социальными и коммуникативными навыками. Это дети, подростки, люди с разными акцентуациями характера или расстройствами личности, а также любой обычный человек, оказавшийся в депрессивной либо стрессовой ситуации. Так, главной причиной интернет-зависимости является «уход» в виртуальность из-за неудовлетворенности реальной жизнью.

Подростковая зависимость от компьютера

Чем характеризуется интернет-зависимость у подростков? Общение по Интернету позволяет подросткам осуществлять коммуникацию и активную деятельность, неосуществимые в реальном мире. Это основная причина подростковой интернет-зависимости, а провоцирует её отсутствие ответственности, анонимность, а также невозможность проверить информацию, представленную подростком о себе. Вторая причина подростковой интернет зависимости - гормональная перестройка всего организма, когда подросткам становится сложно знакомиться, общаться, налаживать интимные контакты.

Третьей причиной зависимости от интернета являются такие подростковые проблемы характера, как тревожность, ранимость, обидчивость, низкая самооценка, склонность к депрессивным состояниям. Интернет-зависимые подростки не умеют правильно выстраивать отношения со сверстниками и сверстницами, а это заставляет их уходить от сложностей жизни в мир виртуального общения. Интернет-среда становится для них своеобразным средством самозащиты от негативных переживаний.

Иногда зависимость от интернета бывает связана с особенностями семейного воспитания. Подростки с интернет-зависимостью бегут в виртуальный мир от одиночества, нехватки внимания и понимания со стороны родителей, постоянной тревоги и эмоционального напряжения. Погружаясь с головой в интернет, подросток быстро приобретает от него зависимость.

Признаки подростковой интернет-зависимости:

  • он проводит в интернете всё большее количество времени;
  • при отсутствии интернета отмечается раздражительность или агрессия, подросток не находит применение своим силам и возможностям, ощущает пустоту;
  • постоянные прогулы, плохая успеваемость;
  • внезапные перемены эмоций и настроения без всякой причины;
  • неадекватное реагирование на советы или критику;
  • оппозиция к близким;
  • эмоциональная отчуждённость;
  • плохое внимание и память;
  • возникновение депрессий, тревожности, различных фобий;
  • ограничение круга общения;
  • отказ от всех своих увлечений;
  • появление лживости, изворотливости, неаккуратности.

Если подросток ежедневно проводит у монитора более четырёх часов, это уже является серьёзным сигналом для родителей. Начало проявления интернет-зависимости обычно наблюдается в ещё школьные годы, а её пик приходится на первые курсы высшего учебного заведения, когда от юноши либо девушки требуется высокая стрессоустойчивость и самостоятельность. Для некоторых из них интернет становится главным источником общения, попыткой компенсировать дефицит коммуникации в реальной жизни. Последствия такой аддикции - серьёзный урон психике и физическому здоровью, социальная изоляция, депрессия, пренебрежение учёбой.

Как излечиться?

Лечение интернет-зависимости - одна из распространённых причин обращения к психотерапевту, поскольку людей любого пола и возраста, испытывающих навязчивую тягу к «паутине», становится всё больше с каждым днём. Интернет-зависимость также опасна, как наркотическая зависимость, она приводит к ощутимому нарушению социальной адаптации.

К сожалению, большинство интернет-зависимых не ощущают себя такими. Обычно их зависимость от сети осознают родственники, знакомые, друзья, но не они сами. Это сильно напоминает иные виды зависимости (наркомания, алкоголизм). Чтобы излечиться от интернет-зависимости, человеку надо осознать, что проблема у него действительно существует, и чем раньше он излечится от неё, тем будет лучше для всех.

Некоторые психологи вообще считают любую борьбу с этой аддикцией бессмысленным занятием. Они уверены, что терапия зависимости от интернета состоит в проработке важнейших экзистенциальных проблем - в формировании других интересов и связей, в обретении смысла жизни.

Как избавиться от интернет-зависимости? Возможно ли это? Некоторые страны официально признали интернет-аддикцию болезнью, а её лечение иногда осуществляется радикальными способами. Например, в Китае пациентам, зависимым от сети, назначают терапию электрошоком. В Финляндии интернет-зависимых молодых людей отстраняют от армейской службы.

В нашей стране обычно применяют методы, аналогичные методам лечения наркозависимости - групповую и индивидуальную психокоррекцию и психотерапию, активные физические упражнения и рефлексотерапию. Лечение интернет-зависимости медикаментами проводится одновременно с работой, направленной на повышение чувства уверенности в себе, на развитие коммуникативных навыков.

В непростом процессе терапии этой зависимости очень важна поддержка родных, а также постепенное привлечение интернет-зависимого к активной деятельности, никак не связанной с компьютерами.

Интернет-зависимость – разновидность психологической зависимости. Проявляется она в желании подключиться к Интернету и проводить во Всемирной сети как можно больше времени, при этом утрачиваются социальные, семейные, материальные ценности.

В связи с относительно недавним появлением этой болезни диагноза интернет-зависимость официально не существует. Правда, многие люди со всего мира на своем собственном примере уже ощутили симптомы и последствия этого недуга.

Распространенность и типы заболевания

Во всем мире около 10% пользователей, согласно данным различных исследований, являются интернет-зависимыми. В России этот показатель немного меньше – около 4-6%, однако он неустанно растет.

Существует 5 типов интернет-зависимости:

  1. игровая зависимость – навязчивое стремление играть в компьютерные игры онлайн;
  2. виртуальные знакомства и общение – зависимость от различных социальных сетей, общения в виртуальном мире;
  3. навязчивый веб-серфинг – путешествия по просторам Интернета, бесцельный переход с одной ссылки на другую;
  4. киберсексуальная зависимость – постоянное стремление к посещению порносайтов и занятию виртуальным сексом;
  5. финансовая зависимость – потребность совершать ненужные покупки через интернет-магазины.

Причины интернет-зависимости

Причиной возникновения интернет-зависимости является получение своеобразного психологического поощрения, а именно:

  • социальной поддержки посредством участия во всевозможных виртуальных обществах, группах;
  • сексуального удовлетворения;
  • интересной красочной жизни в противовес скучному и безрадостному существованию в реальной жизни;
  • ощущение себя иным, значительно лучшим, ведь в интернет-пространстве можно представляться кем угодно.

Большинство интернет-зависимых людей обладают следующими чертами характера :

  • слабой силой воли;
  • страхом перед мнением общественности;
  • необходимостью в одобрении своего поведения окружающими;
  • повышенной чувствительностью к критике;
  • нежеланием брать на себя ответственность, делать выбор.

Влечение к Интернету развивается благодаря таким трем факторам:

  • огромному объему информации интернет-простанства, доступности этой информации;
  • анонимности передаваемой информации и возможности одновременного персонального контроля над передаваемой информацией;
  • подсознательному доверию общению он-лайн.

Симптомы и последствия интернет-зависимости

Симптомами интернет-зависимости являются:

  • частая проверка электронной почты;
  • потеря ощущения времени, когда такой человек находится за компьютером;
  • стремление постоянно находиться в интернете, даже если для этого нет необходимости, предвкушение очередного компьютерного сеанса;
  • преобладание общения с людьми on-line по сравнению с общением в реальном мире;
  • жалобы членов семьи и друзей на чересчур длительное нахождение в Сети;
  • неспособность самостоятельно завершить компьютерный сеанс;
  • уход од семейных, рабочих проблем, забывание о важных делах, встречах;
  • нерегулярное питание, еда перед монитором компьютера;
  • появление усталости, раздражительности, снижение настроения, если такой человек вынужден оторваться от компьютера;
  • отрицание наличия интернет-зависимости.

Последствия интернет-зависимости :

  • потеря социального статуса;
  • постоянные конфликты в семье, возможен даже развод;
  • значительные денежные долги.

Как избавиться от интернет-зависимости

Специфического лечения интернет-зависимости пока не существует. Интернет-зависимость развивается на психологическом уровне, чтобы избавиться от нее, необходимо ликвидировать причины, вызвавшие ее развитие.

Занимаются лечением интернет-зависимости психотерапевты (психологическая коррекция) и психиатры (медикаментозное лечение).

Если у больного имеются сопутствующие патологии (например, депрессия), необходимо их медикаментозное лечение, которым занимаются психиатры.

Помните, что интернет-зависимость – сложная психологическая проблема, чтобы ее преодолеть, необходимо приложить значительные усилия.



Похожие публикации