Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Предикативные части речи. Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика. Пояснительные прилагательные и наречия

Русский язык сложен для изучения, словарный запас исчисляется миллионами слов, часть из которых являются наречиями. Рассмотрим, что такое наречие в русском языке и как оно образуется.

Вконтакте

Описание

Наречие — это часть речи, которая указывает на признак какого-либо действия или обстоятельство, при котором действие совершается. В предложениях чаще всего бывают связаны с глаголом. Не имеют , рода, числа, окончаний, падежа. Те, которые образованные от качественных прилагательных, обладают степенью сравнения: тихо — тише, глубоко — глубже.

Слова, относящиеся к данной части речи, делятся на шесть больших групп, каждой из которых свойственны свои вопросы. Вопросы наречий в :

  • образа действия, к ним ставятся следующие вопросы: «как?», «каким образом?», «как именно?»;
  • меры и степени, к ним ставятся вопросы: «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?»;
  • времени, их вопросы: «когда?», «как давно?», «как долго?», «с каких пор?»;
  • места, можно поставить вопросы: «где?», «откуда?», «куда?»;
  • причины — «почему?», «отчего?»;
  • цели, можно поставить вопросы: «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»;

Есть пять способов образования:

  • путем добавления к основному слову приставки — приставочный,
  • путем присоединения суффикса — суффиксальный,
  • приставочно-суффиксальный,
  • словосложение,
  • с помощью преобразования одной из частей речи в другую.

Приставочный способ образования означает добавление приставки. Например: легко-нелегко, слабо — неслабо, туда — оттуда.

При суффиксальном способе к прилагательному или глаголу добавляется ряд суффиксов. Для — это суффиксы о/e: быстрый — быстро, гладкий — гладко, смешной — смешно. К относительным прилагательным добавляется суффикс «и»: всяческий — всячески, мужеский — мужески, героический — героически. От глаголов образуются при помощи суффиксов а/я, учи/ючи с, добавляемых к основе: молчать — молча, любить — любя, играть — играючи.

С помощью одновременного присоединения суффикса и приставки образование происходит так:

  • приставка «по-» плюс суффиксы «-ому/ему-»: по-новому, по-хорошему;
  • приставка «по-» вместе с суффиксами «-и/ски-»: по-русски, по-индийски.
  • приставки «до-», «из-», «ис-», «со-», «с-» и суффикса «-а-»: искоса, издалека, допоздна, слева.
  • основ прилагательных с добавлением приставок «в-», «на-», «за-» и суффикса «-о-«: заново, затемно, влево, направо.
  • существительных и приставок «на-», «в-», «с-», «по-», «из-» с добавлением суффикса «-у-»: снизу, вверху, поутру.
  • собирательных числительных с использованием приставок «в-», «на-» и суффиксов «-о-», «e», «ем»: втроем, втрое.
  • порядковых числительных с использованием приставок «в-», «во-» и суффиксов «-ых/их-»: во-вторых.

Способ словосложения — метод, при котором часть речи образуется за счёт слияния двух слов (в данном случае с использованием суффикса). Примерами такого способа являются слова еле-еле, мимоходом.

Путем перехода одной части речи в другую образованы слова: домой, весной, шагом, чуточку.

Виды

По разряду классифицируются на две большие группы: определительные и обстоятельные. Определительные, обозначающие способ совершения того или иного действия, сочетаются в предложении или словосочетании с именами существительными, а также глаголами и (к ним можно отнести такие виды — образа действия, меры и степени). Обстоятельные делают акцент на обстоятельствах, при которых было совершено действие (места и времени, цели и причины). Чаще всего они употребляются с глаголом

Относительные

Относительные наречия выполняют в предложении функции союзных слов. Орфогафически это те же самые вопросы, но лексический смысл состоит в раскрытии главной части предложения. Например: мы не знаем, где живёт Василий Иванович.

Важно! В данном случае слово «где» является не вопросом, а связующим звеном между главной и зависимой частью и указывает, чего именно не знают говорящие.

Примерами служат словоформы: где, когда, зачем, почему, откуда.

Качественные

В школьной программе качественные наречия не выделяются в отдельную группу — они входят в состав наречий образа действия. Образуются от качественных прилагательных путем прибавления суффиксов о/e, к ним можно поставить вопрос «как?»: громко, слабо, дёшево. Могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Например: громко-громче, слабо-слабее, дёшево-дешевле.

Предикативные

Предикативное наречия часто используются в простых безличных предложениях, выполняя функцию сказуемого. Обозначают состояние: «сложно», «тихо», «спокойно», «можно», «нельзя», «необходимо».

Сравните: «мне очень сложно даётся математика» (здесь слово «сложно» связано с глаголом «даётся) и «Ваня потерял семью на войне. Ему очень сложно» (слово «сложно» описывает состояние мальчика — это предикативн. нар.).

Употребление в речи

Важно! Употребление наречий делает нашу речь богаче, выразительнее и красивее, даёт собеседнику дополнительную информацию, а рассказывающему — возможность точно описать происходящие события. Без них будет невозможен современный диалог. Их отсутствие делает нашу речь сухой, вызывая чувство недосказанности.

Сравните два примера:

  1. Я закончил писать и пошёл спать.
  2. Вчера я поздно закончил писать и медленно пошёл спать.

Во втором случае собеседнику яснее видна картина произошедшего. Уставший под вечер автор работал допоздна, и ещё более утомлённый отправился спать. В отдельных случаях без наречий и вовсе невозможно существование предложений. Это относится к предикативным видам, которые являются сказуемыми. Так, предложение «В лесу стало тихо» теряет смысл при отсутствии в нём слова «тихо», которое является предикативным наречением.

Чем отличаются от имен прилагательных

Те, кто свободно владеет русским языком, знают, как отличить наречие от имени прилагательного, ведь отыскать различия будет совсем не сложно. Прилагательное даёт качественную характеристику предмета: сладкий чай, синее небо, деревянный мост, новая мебель. Синтаксически оно связано с именем существительным, с которым должно стоять в одном падеже. Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам: южный-южная, южные, южного. Имеет характерные окончания: -ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее.

Какие черты помогают отделить наречие от прилагательного:

  • указание на определенный признак, обстоятельство, способ совершения действия;
  • синтактическая связь с глаголом;
  • отсутствие склонения по родам, числам и падежам;
  • наличие окончаний: -о, -а, -и.

Краткий список

Полный список слов, относящихся к данной части речи, невозможно уместить в масштабах одной статьи, ввиду богатства русского языка. Приведём вам краткий список наречий, которые чаще всего используются в повседневной жизни:

    • быстро,
    • далеко,
    • домой,
    • вчера,
    • вкусно,
    • приятно,
    • дорого,
    • дёшево,
    • горячо,
    • жарко,
    • холодно,
    • тепло,
    • рано.

Наречие как часть речи. Разряды наречий

Уроки русского языка Наречие

Вывод

Употребление наречий в речи необходимо, так как без них невозможно представить общение, выражение эмоций, подробного описания происходящих событий. Эти части речи имеют характерные морфологические, синтаксические признаки, позволяющие отличить их от других слов.

  • - ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРЕЧИЯ. Слова, имеющие форму наречия, т.-е. форму, показывающую отношение этих слов, как названий неглагольного признака, к глаголу...

    Словарь литературных терминов

  • - На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - слова, словосочетания и предложения, передающие рематическую информацию первичного текста...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - То же, что категория состояния...
  • Словарь лингвистических терминов

  • - см. наречия определительные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия, а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи. Семантически они входят в общие...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Наречия, служащие показателями пространственных, временных, причинных, целевых отношений, связанных с действием...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольные категории, образующие предикативность: категория лица, категория времени, категория наклонения...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Отношения между подлежащим как носителем признака и сказуемым как выражением признака. Предикативные отношения в предложении отражают отношения между субъектом и предикатом суждения...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. категория состояния...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Спрягаемые формы глагола, выполняющие в предложении функцию сказуемого и образуемые формами лица, числа, рода, времени и наклонения...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Разряд местоимений, указывающих на признак действия или признак признака, т.е. к указательному значению присоединяются значения обстоятельственные. М.-н. отвечают на вопросы: как? когда? где? почему? зачем? Не...
  • - Реализация предикативности; отношения между пред-метом речи/мысли и определяющим его предикативным признаком...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Реализация предикативности; отношения между предметом речи / мысли и определяющим его предикативным признаком...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"предикативные наречия" в книгах

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И НАРЕЧИЯ

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И НАРЕЧИЯ Есть люди, не любящие употреблять иностранных слов, есть и такие, которые сыплют ими на каждом шагу. Чтобы вас хорошо понимали, вы должны отдать себе отчет в том, с кем говорите, и соответственно выбирать выражения. Иностранные

Использование енохианского наречия

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Использование енохианского наречия Последний вопрос – для чего мы можем использовать енохианское наречие в наши дни – самый непростой. Почти никто (за редкими исключениями) не применяет его так, как это делал Джон Ди. Только создание восковых табличек, на которых он

Наречия и другие слова, не вошедшие в остальные группы

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Наречия и другие слова, не вошедшие в остальные группы Брысь, вдруг, вокруг, враз, врасплох, всегда, душно, жаждущих, жалко, жарко, жутко, живо, завтра, заживо, зазря, зараз, зато, каждый, кажется, конкретно, криво, кругом, кыш, может, напрочь, остро, прямо, раз, резко, сейчас

Наречия

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Наречия Вводные замечания. Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишутся слитно. Однако существует объективная сложность разграничения в языке наречий с приставками и

§ 54. Наречия на шипящую

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 54. Наречия на шипящую На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

§ 55. Отрицательные наречия

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 55. Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения – ни (в обоих случаях написание слитное). Например: н?когда заниматься пустяками – никогд? не занимался пустяками; летом н?где было играть – дети нигд? не играли; н?откуда ждать

§ 54. Наречия на шипящую

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 54. Наречия на шипящую На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь.Исключения: уж, замуж,

§ 55. Отрицательные наречия

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 55. Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное). Например: не?когда заниматься пустяками - никогда? не занимался пустяками; летом не?где было играть - дети нигде? не играли; не?откуда ждать

6.70. Переход деепричастий в наречия

автора Гусева Тамара Ивановна

6.70. Переход деепричастий в наречия Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, способны переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация заключается в утрате причастием значения действия. Обязательным условием

6.77. Безлично-предикативные слова

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.77. Безлично-предикативные слова Безлично-предикативные слова – это особая неизменяемая часть речи, которая очень схожа с наречиями. Но эти две части речи необходимо различать друг от друга. Общими признаками наречия и безлично-предикативных слов являются

44. Наречия и местоимения

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

44. Наречия и местоимения По способу образования наречия бывают 2-х типов:1) самостоятельные наречия, например: statim – тотчас, saepe – часто;2) производные от прилагательных.От прилагательных I-II склонения наречия образуются путем прибавления к основе суффикса -е, например:

9. Наречия

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

9. Наречия По способу образования наречия бывают двух типов:1) самостоятельные наречия, например: statim – тотчас, saepe – часто;2) производные от прилагательных.От прилагательных I-II склонения наречия образуются путем прибавления к основе суффикса -е, например: asepticus, a, um – aseptice

Моль родного наречия

Из книги Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу автора Кучерская Майя

Моль родного наречия Вышел сборник эссе Саши Соколова, автора элегической «Школы для дураков» (1973), фольклорной эпопеи «Между собакой и волком» (1979) и сатирической «Палисандрии» (1985). Гражданин вселенной, после отъезда из СССР Саша Соколов перемещался по миру быстро и

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ

Из книги ТРАНСформация автора Бендлер Ричард

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ Слова, которые подталкивают слушателя к принятию качества всего, что следует далее: приятно, полезно, удивительно и т.

Образы наречия

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Образы наречия Наречия запоминаются также, как и прилагательные. Надо представить образ существительного, которое чаще всего произносится с этим наречием. Здесь надо учитывать и то, что наречие часто по смыслу очень отличается от прилагательного. «Веселый человек» и

НАРЕЧИЕ

По своему общему значению непроцессуального признака наречия близки прилагательным. Этим значением определяются синтаксические функции наречий: во-первых, они определяют глагол, имя или другое наречие, соединяясь с ним связью примыкания; во-вторых, наречия свободно употребляются в функции сказуемого; в-третьих, наречия определяют предложение в целом. Все эти функции наречия описаны в разделе "Синтаксис".

Тот или иной вид отношений, возникающих при синтаксических связях наречий, в значительной степени предопределен (а очень часто и ограничен) лексическими значениями самих наречий: всюду туман или дорога домой - определение по месту, сегодня дождь или встреча вечером - определение по времени, очень занятный – определение по мере, степени.

К немотивированным наречиям принадлежат преимущественно слова, называющие признак как то или иное обстоятельство: времени: вчера , завтра , тогда , когда , иногда , всегда , пока , теперь , ныне (устар.), уже , после ; места: вон , прочь , здесь , где , возле , подле , около , там , тут , туда , сюда , куда , всюду ; образа и способа действия: вдруг , как , так , иначе ; степени или меры: столько (устар. столь ), сколько (устар. сколь ), очень , почти , едва , еле , чуть .

Предикативные наречия на -о , а также слово нужно образуют формы сравнит. степени: Ему стало хуже ; Становилось холоднее ; На улице пустыннее , чем утром ; С тобой нам будет веселее .

Наречия, преимущественно немотивированные, связаны со служебными частями речи: они служат базой для образования частиц (см. § ), предлогов (см. § ) и союзов (см. § ). Таковы наречия близ , вдоль , внутрь , возле , вокруг , кругом , мимо , напротив , около , поверх , подле , позади , после , посреди , прежде , против , сверх , сзади , сквозь , среди , точно , ровно (прост.), пока , покамест , лишь , только , едва , затем , потом , притом , так , поэтому , тогда . Из местоименных наречий формируются относительные (союзные) слова: где , куда , откуда , зачем , почему (см. § -).

Соединяя два слова, предлог как грамматическая единица одновременно обращен к ним обоим; это обнаруживается прежде всего при сильных и регулярно предсказуемых слабых синтаксических связях; например, состоять из частиц : состоять из и из частиц ; говорить о деле говорить о и о деле ; смотреть за детьми смотреть за и за детьми ; въехать в город въехать в и в город . При этом в соединениях с управляющим словом (говорить о , смотреть за и т. д.), никогда не функционирующих самостоятельно, предлог часто оказывается необходимым показателем лексического значения слова; ср. разные значения глагола состоять в случаях состоять из (кого -чего -н .: вещество состоит из частиц , группа состоит из комсомольцев ) и состоять в (ком -чем -н .: в передовиках , в отряде ); гл. говорить в случаях говорить о (ком -чем -н . (словесно выражать мысли, сообщать)) и говорить с (кем -н . (беседовать, вести разговор)); гл. смотреть в случаях смотреть на (кого -что -н .) и смотреть за (кем-чем-н.). Соединение предлога с зависимой формой всегда легко отделяется от главенствующего слова, приобретает самостоятельность и оказывается способным к относительно самостоятельному функционированию в предложении, в роли названий или элементов целого текста: смотреть за детьми За детьми нужен глаз да глаз ; говорить о деле Я о деле ; О времени и о себе (название); греться на солнышке На солнышке теплынь ; писать к другу К другу (название стихотворения); К другу ни строчки ; ехать на рыбалку На рыбалку (заглавие, подпись под картинкой, фотографией); На рыбалку всей семьей . Во всех таких случаях предлог уже не выполняет связующей функции между словами, а несет в себе только значение того или иного отношения.

§ . Основной , центральный характер значения (или значений) первообразного предлога обычно поддерживается следующими факторами.

1) В языке есть приставка, однозначная с предлогом или близкая ему по значению: безумный без ума , безопасность без опасности (в обоих случаях – значение отсутстствия); межзональный между зонами (значение взаимосвязанности); досрочный до срока (значение предшествования). Такие смысловые соответствия с приставками существуют у следующих предлогов: без (без леса безлесный , без ума безумие ), в (ехать в въехать , смотреть в [лицо ] – всмотреться ), до (лететь до долететь , до срока досрочный , бегать до [усталости ] – добегаться ), за (за Волгой заволжский , бежать за [ограду ] – забежать ), из (гнать из [города ] – изгнать ), меж , между (между континентами межконтинентальный , между реками междуречье ), на (бросить на что -н . – набросить , на стене настенный , жаловаться на [кого -л .] – нажаловаться ), над (строить над надстроить , над бровями надбровье , ругаться над [святыней ] (устар.) – надругаться ), от (ехать от чего -н . – отъехать , резать от [каравая ] – отрезать , считать от [единицы ] – отсчитывать , образовать от глагола отглагольный ), пред , перед (перед горой предгорье , перед пуском предпусковой ), по (по Волге Поволжье , по своему [усмотрению ] – по -сво ему , по штукам поштучный , по силам посильный , по смерти посмертный ), под (положить подо что -н . – подложить , под землей подземный , под Москвой подмосковный , под защитой подзащитный ), при (при станции пристанционный , строить [сарай ] при [доме ] – пристроить , [петь и ] при этом плясать приплясывать , при людях прилюдно [нов .]), с (прыгнуть с спрыгнуть , резать с [краев ] – срезать , вместе с [кем -н .] – совместный , единение с [кем -н .] – соединение , рисовать с [натуры ] – срисовать ), через , чрез (через седелку чересседельник , через меру чрезмерный ).

Примечание . Аналогичные отношения есть и у некоторых наречных предлогов: вне (вне времени вневременный , вне плана внеплановый ), внутрь , внутри (внутрь вены внутривенный , внутри квартиры внутриквартирный ), около (около земли околоземный ), против (против пожара противопожарный , бороться против кого -н . – противоборство ), сверх (сверх штата сверхштатный ), вдоль (вдоль рядов вдольрядный , спец.), среди (среди сезона средисезонный ).

2) При условии сильной или регулярно предсказуемой синтаксической связи совпадают предлог и приставка грамматически главенствующего слова: а) совпадение полное – фонемное и семантическое или б) совпадение только семантическое: а) въехать в город , добраться до места , забежать за угол , исключить из списков , наскочить на столб , надругаться над чьей -н . памятью , отскочить от двери , предстать пред судом , подложить под голову , съехать с горы , соединиться с друзьями ; б) перепрыгнуть через забор , очиститься от грязи , выехать из города , заслониться от солнца , прикоснуться к руке , подкрасться к зверю , взобраться на крышу , залезть в амбар , углубиться в лес .

3) Предлог в данном значении способен сочетаться более чем с одним падежом. Так, предлог в обнаруживает значение пространственного отношения (нахождение внутри) в сочетании с вин. и предл. п. (в дом и в доме , в лес и в лесу ); предлог за обнаруживает значение пространственного отношения (нахождения позади, по ту сторону) в сочетании с вин. и тв. п. (за дом и за домом , за реку и за рекой ); предлог меж , между обнаруживает значение пространственного отношения (нахождения в промежутке или среди кого-чего-н.) в сочетании с род. и тв. п. (между кустов и между кустами ); предлог на обнаруживает значение пространственного отношения – нахождения поверх чего-н. – в сочетании с вин. и предл. п. (на стол и на столе , на гору и на горе ); предлог по обнаруживает значение объектного отношения в сочетании с падежами дат. и предл. ([скучать ] по сыну и по сыне ); предлог под обнаруживает значение пространственного отношения – нахождения ниже чего-н. – в сочетании с падежами вин. и тв. (под стол и под столом ).

§ . С центральным, главным значением предлога обычно связаны значения , группирующиеся вокруг этого значения как его производные . Так, для предлога на с вин. и предл. п. центральными значениями являются отношения пространственное (нахождение на поверхности) и объектное. С первым значением (залезть на крышу , сидеть на крыше , перенести на бумагу , нарисовать на бумаге ) связаны такие производные значения, как собственно пространственное, включая переносное знач. и фразеологизацию (жить на Украине , ехать на Украину ; тоска легла на душу , на сердце , вспало на ум ; дыра на дыре , заплату на заплату сажать ; нахождения внутри (неспокойно на душе , на сердце , что у него на уме ), пространственно-орудийное (сидеть на веслах , на руле , сесть на весла , на руль ), пространственно-временное (на балу , на концерте , на бал , на концерт ), определительно-квалифицирующее (человек на костылях , встать на костыли ), восполняющее (быть на чьем -н . иждивении , находиться на излечении , перейти на чье -н . иждивение , направить на лечение ). Со вторым значением – объектным (сосредоточиться на работе , настаивать на операции , сердиться на детей , смотреть на незнакомца , согласен на поездку , угодить на всех ) связано производное от него объектно-субъектное значение (На поставщике числится долг , На тебе нет вины ). Что касается периферийных – разнообразных обстоятельственных значений предлога на , то они распределены между падежами (вин. и предл.) и не связаны отношениями производности ни с основными значениями этого предлога, ни друг с другом: с вин. п.: приехать на месяц , опоздать на час , купить на рубль , делить на части , заучивать на свежую голову , запастись на зиму , увидеться на другой день ; с предложн. падежом: остановиться на бегу , на ходу , поссориться на людях , встретиться на этих днях , восприниматься на едином дыхании .

Значения каждого предлога описываются в толковых словарях русского языка.

§ . Как и у всякой значимой единицы языка, значение предлога заключено в нем самом. Однако для выявления (установления) того или иного значения первообразного предлога всегда требуется контекст , минимальное словесное окружение. Таким окружением служат или соединяемые предлогом члены словосочетания, или та форма конкретного слова, которая образует вместе с предлогом предложно-падежное соединение, – уже в отношении самого этого соединения к минимальному контексту в предложении. И в том и в другом случае для определения значения предлога первостепенную роль одновременно играют два фактора: во-первых, падежная форма присоединяемого предлогом имени, во-вторых, лексические значения слов. Так, в словосочетаниях стыдиться перед товарищем и стоять перед товарищем разные значения предлога перед в его сочетании с тв. п. (отношение объектное в первом случае и пространственное – во втором) выявляются на основании лексических значений глаголов стыдиться и стоять ; в словосочетаниях дорога до дома и сон до рассвета разные значения предела в предлоге до устанавливаются на основе лексических значений обоих членов словосочетания (в первом случае предел пространственный, во втором – временной). С другой стороны, в таких случаях как До дома еще несколько километров или До рассвета осталось недолго значение предлога (пространственное или временное) устанавливается, во-первых, на основании лексических значений знаменательных слов, во-вторых, на основании отношения предложно-падежной формы к предложению в целом. В случаях платить за дом и спрятаться за дом разные значения предлога за (объектное и пространственное) в его сочетании с вин. п. устанавливаются на основе лексических значений глаголов; в случае же За дом ничего не пожалеет объектное значение предлога в том же сочетании устанавливается уже на основании отношения предложно-падежной формы ко всему составу предложения.

Примечание . Предложно-падежная форма может употребляться в относительно самостоятельной позиции: в качестве названия, подписи, в абсолютном начале текста; например, заголовки, названия: На озере ; У строителей ; На врага !; За победу ; К Венере ; Про голого короля (газ., загл.); Про это (Маяковск.); О передовиках ; В городе ; Для счастья наших детей ; С любовью к природе . В начале текста: По Смоленской дороге . Длинный коридор и раскрытые отделения первоклассного вагона (Бунин). Такие формы отвлекаются от наиболее характерных, обычных и часто употребляющихся сочетаний, и их значения, а следовательно, и значения предлогов, узнаются носителями языка на основании устойчивых языковых ассоциаций с этими сочетаниями.

§ . Вместе с падежной формой имени предлог образует синтаксическое единство, так называемую предложно-падежную фор- му имени . Установить в таком соединении отдельное от предлога значение падежа в большинстве случаев невозможно. В таких сочетаниях как, например, без отца , за ограду , на дороге , перед домом , с друзьями для современного языкового состояния значение падежной формы невозможно рассматривать вне ее сочетания с предлогом: на уровне синтаксической семантики предложно-падежная форма нечленима.

В сфере сочетания предлогов и падежей есть узкий круг явлений, по отношению к которым можно говорить о раздельных значениях предлога и падежа и о совпадении этих значений. Сюда относятся, например, сочетания предлога к с дат. п.: и предлог, и падеж означают адресованность, направленность, обращенность к кому-чему-н. (ср.: писать отцу и писать к отцу ); сочетания предлога про с вин. п.: и предлог, и падеж имеют объектное значение (ср.: обсуждать событие и говорить про событие ); аналогично соответствие значений предлога и падежа в таких случаях, как верить в людей (ср.: любить людей ), надеяться на успех (ср.: предвидеть успех ). Однако такие явления немногочисленны. В целом же по отношению к современному языковому состоянию говорить о том, что в предложно-падежной форме значение предлога соотнесено со значением падежа, поддерживает его и поддерживается им, нельзя: соединением предлога с падежной формой образуется новая, особая и целостная смысловая единица.

§ . В современном русском литературном языке класс предлогов активно пополняется. Ни по своему формальному строению, ни по системам своих лексических значений, ни по правилам выбора связуемых единиц слова этого класса не однородны. Тесными и живыми связями многих предложных новообразований со словами знаменательных частей речи объясняется то, что предлог часто лишен важнейшего признака отдельного слова – цельнооформленности. Во многих случаях, однако, нецельнооформленность предлога оказывается фактором уже только внешним – орфографическим. Продолжающееся обогащение класса предлогов путем "опредложивания" отдельных форм таких знаменательных слов, которые называют отношение лексически, – свидетельство развития и обогащения системы абстрактных синтаксических значений.

О колебаниях в употреблении отдельных предлогов и в их сочетаемости, а также о вариативности предложных связей и о синонимии в системе предлогов см. раздел "Синтаксис. Подчинительные связи слов".

Тема «Предикативные наречия»

доцент кафедры филологического образования

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», к. ф.н.

Предисловие

Среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями.

Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело ) или предмет (лень ).

Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий. При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда ), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно ) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя ).

И все выводы о предикативных наречиях записывают в виде небольшой таблички.

1. Вопросы? – Как? Каково?

2. Что обозначает? Состояние физическое и душевное человека, животных, природы.

3. Изменяется или нет? Не изменяется.

4. От чего зависит? Не зависит ни от какого слова.

5. Чем является в предложении? Сказуемое

Детям сообщаем, что эта часть речи является новой не только для них, она сравнительно недавно открыта. Её открыватель русский лингвист.

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об этом лингвисте. Другой ученик кратко сообщает о спорах языковедов по поводу этой части речи.

3. Слово учителя

Наречия чаще всего выступают в роли второстепенных членов предложения (например, слишком горячий чай, ехал верхом ). Однако они могут играть и роль сказуемого при помощи связки (например, Там было холодно. Там будет весело ).

Есть небольшая группа наречий, которые употребляются только в роли сказуемого: надо, нужно, можно, нельзя, жаль, жалко, стыдно, совестно, невдомек и некоторые другие. Их называют предикативными наречиями (предикат – сказуемое). Например: Надо, надо умываться по утрам и вечерам . (К. Чуковский.)

Причем частица не с предикативными наречиями, так же как и с глаголами, пишется раздельно.

4. Закрепление

1) На доске выполняется упражнение 422.

Спишите предложения. Выделите наречия в составе сказуемых.

1. В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось; было как-то особенно пустынно и мягко. (Л. Толстой.)

2. Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо утром выйти из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух. (Ю. Казаков.)

2) Устное задание - упражнение 420.

Придумайте и запишите предложения с отрицанием при предикативных наречиях.

3) В тетрадях самостоятельно выполняется упражнение 421, затем – взаимопроверка и отчет перед учителем.

Найдите наречия в составе сказуемых следующих предложений. Попробуйте употребить их в другой синтаксической роли. Выделите предикативные наречия.

1. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.

2. Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по крепкой дороге.

3. Надо было вернуться домой.

4. Не стыдно ли, из пустяков поднять тревогу?

5. И было сердцу моему легко, не знаю почему. (М. Лермонтов.)

6. Мне его нисколько не жалко.

7. Оставаться нам здесь нельзя.

8. Летом в нем (в домике) знойно и душно, зимою – жарко, как в бане, угарно и скучно, скучно… (А. Чехов.)

5. Домашнее задание.

Упражнение 423

Найдите в следующих предложениях наречия и краткие прилагательные в роли сказуемого. Укажите существительное, с которым согласовано краткое прилагательное.

1. Всем стало весело. Его лицо было весело.

2. На улицах было еще пусто. Соседнее помещение было пусто.

Придумайте сами предложения со следующими формами наречий и кратких прилагательных: шумно, известно, грустно, ясно.

Оборудование:

Русский язык. 7 класс. , . – М.: Русское слово, 2008.

Наречие — это часть речи, которая обозначает признак действия (хорошо подготовиться , приятно провести время ), признак признака (очень красивый , сильно прогрет ) или признак предмета (беседа впопыхах , почти юноша ). Наречия не склоняются и не спрягаются. Они выступают в предложении обычно в роли обстоятельства (Каждый имеет право свободно выбирать профессию; Новый руководитель был всегда приветлив ), хотя могут выполнять и роль сказуемого (Разбросанные вещи повсюду ). В тех случаях, когда наречие относится непосредственно к существительному, оно выступает в роли несогласованного определения (На обед нам подали борщ по-украински и мясо по-строгановски ; Магазин напротив был еще закрыт ). В любом случае наречие примыкает к члену предложения, к которому относится, но не согласуется с ним и не управляется им.

По своему общему значению наречия делятся на две большие группы — обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственные наречия называют различные обстоятельства, при которых происходит действие, и относятся большей частью к глаголу, реже — к отглагольному существительному. К обстоятельственным относятся следующие подгруппы наречий:

  • 1) времени (вечером , вчера , давно , днем , еще , завтра , зимой , накануне , раньше , скоро , сперва ,уже );
  • 2) места и направления (внизу , вокруг , далеко , дома , домой , издалека , изнутри , поблизости , рядом );
  • 3) причины (оттого , сгоряча , со зла , сослепу ).
  • 4) цели (в шутку , назло , нарочно , на смех ,умышленно );
  • 5) совместности (вдвоем , вместе , попарно , сообща; наедине; поодиночке ).

Определительные наречия обозначают, как правило, качество, количество или способ (образ) действия, реже — качество признака или предмета. Среди определительных наречий выделяют три подгруппы: качественные, которые выражают оценку действия или признака (быстро , весело , вживе , громко , хорошо ), количественные, которые обозначают меру (степень, количество) действия, признака или предмета (весьма , почти , исключительно , много , особенно , слишком ), и способа действия (бегом , верхом , вручную , наизусть , наряду с , пешком ).

Особую подгруппу образуют предикативные наречия (предикативы), обозначающие состояние (эмоциональное, физическое или иное). В отличие от других групп наречий они выступают в роли не обстоятельств, а главного члена односоставного предложения — предиката (По вечерам всем было скучно ; В комнате было холодно ). Обозначая состояние, предикативные наречия называются еще категорией состояния.

Некоторые лингвисты видят в категории состояния особую часть речи, включая в нее группу знаменательных слов, обозначающих состояние живого существа или окружающей природы и выступающих в роли главного члена (предиката) односоставного предложения. В этом случае к категории состояния относят: 1) слова на -о, соотносительные по значению с качественными наречиями, которые обозначают чувство, эмоциональное состояние (весело , грустно , беспокойно ) или физическое состояние [больно , холодно , жарко ), 2) слова на -о, не соотносительные с качественными наречиями, но обозначающие внутреннее состояние (совестно , стыдно , тошно ); 3) слова со значениями долженствования, необходимости, возможности (нужно , необходимо; возможно ), не соотносительные с качественными наречиями и краткими прилагательными; 4) слова, по происхождению являющиеся существительными (типа лень , жаль , пора , не время ) и краткими причастиями (тина дано , запланировано , приказано ), модальное значение которых проявляется при употреблении их в роли предиката (Не время дискутировать; Решено созвать совещание ). В отличие от категории состояния слова других частей речи, с которыми они соотносятся, выступают в роли членов двусоставного предложения: На сердце беспокойно Сердце беспокойно (сказуемое в двусоставном предложении); Пора уезжать (главный член в односоставном предложении) и Наступила веселая пора (подлежащее в двусоставном предложении).

Есть и другие точки зрения на категорию состояния, представленные, в частности, в учебниках последнего десятилетия. Общим в них является признание условности выделения категории состояния в отдельную часть речи, понимание ее близости к наречиям, на что указывает и термин "предикативные наречия", т.е. наречия, используемые обычно в функции предиката. Различия в толковании этой категории проходят но двум линиям — состава слов, образующих ее, и типа конструкций, в которых они выступают. Так, в учебнике под ред. В. А. Белошапковой к категории состояния относят лишь неизменяемые слова типа нужно , можно , жаль , "способные выполнять функцию сказуемого". Поскольку речь идет о сказуемом, можно было бы сделать вывод, что категория состояния — принадлежность двусоставных предложений, однако здесь слова типа нужно , можно , жаль употребляться не могут, так как они являются принадлежностью только односоставных предложений.

В учебнике под ред. Л. А. Новикова состав предикативных наречий понимается более расширительно. К ним относят слова, имеющие значения психического или физического состояния лица (мне грустно , больно ), состояния природы (сегодня жарко , ветрено ), окружающих условий (в комнате грязно , душно ), различной модальной оценки действия (можно , нужно , нельзя , пора ) и выступающие "в функции предиката односоставных предложений", что наиболее близко к нашему пониманию категории состояния.

Наконец, в "Русской грамматике" 1990 г. среди предикативных наречий выделяют:

  • 1) слова на -о, соотносительные по значению с качественными наречиями, обозначающими эмоциональное состояние (весело , смешно );
  • 2) слова, не соотносительные с качественными наречиями, но обозначающие внутреннее состояние (совестно , стыдно );
  • 3) слова с модальными значениями долженствования, необходимости, возможности (можно , нельзя , надо , должно );
  • 4) слова, оторвавшиеся от парадигм существительных (лень , пора );
  • 5) причастные предикативы (дано , решено ), "всегда занимающие позицию главного члена или одного из главных членов" [С. 261].

Следовательно, речь идет об употреблении категории состояния в односоставных и двусоставных предложениях. См., например, в пособии "Современный русский язык. Морфология" А. А. Камыниной: нельзя проехать , ему совестно; женщина замужем , пушки наготове , туфли впору.



Похожие публикации