Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Обитают ли представители круглоротых а башкирии. Класс круглоротые (Cyclostomata). Тип Хордовые. Подтипы: бесчерепные и черепные, или позвоночные

Текущая страница: 6 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

20. Тип Хордовые. Подтипы: бесчерепные и черепные, или позвоночные

1. Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?

2. Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

3. Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

4. Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?


Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представлен прочным осевым стержнем – хордой. Низшие хордовые – ланцетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.

Высшие хордовые – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зародышевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заменяется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позвоночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

Нервная система представлена трубчатым тяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная система в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Кровеносная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободноживущие организмы.

В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и подтип Черепные, или Позвоночные.

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс – Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напоминает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, обитающих в умеренных и тёплых морях. Они распространены у берегов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зарываются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окружённым щупальцами.


Рис. 79. Ланцетник


Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон – взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцетники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.

Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, лишено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плавник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты кожей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно смачивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделён перегородками на 50–80 сегментов. Внутренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная трубка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетники – раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи вымётывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2–3 году жизни, живут 3–4 года.

Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позвоночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употребляют ланцетников в пищу в жареном, варёном и сушёном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.

Подтип Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Позвоночные – группа животных, имеющая скелет головы, или череп, и позвоночник , состоящий из позвонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.

У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совершенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляемую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, которое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных – с помощью настоящих лёгких.

Позвоночных насчитывают около 40–45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полётам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Класс Круглоротые

Общая характеристика. Круглоротые – наиболее примитивная группа современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасывательной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 80). Круглоротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрёй (рис. 81). В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обильно смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоёмах. К настоящему времени описано около 45 их видов.

Круглоротые предпочитают находиться на дне водоёмов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так и на глубине.

Миксины – морские животные. По форме тела они напоминают больших червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы остаётся только кожа и скелет.

Рис. 80. Ротовая присоска миноги


Рис. 81. Морская минога (А) и миксина (Б)

Хорда. Череп. Позвоночник. Позвонок. Бесчерепные. Ланцетники. Черепные, или Позвоночные.

Вопросы

1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных?

2. Какие черты приспособленности к жизни в воде имеет ланцетник?

3. Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

4. Можно ли утверждать, что круглоротые – исключительно вредные животные?

5. Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

6. Что общего в питании ланцетника и двустворчатых моллюсков?

Задания

1. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о личинках миног – пескоройках.

2. Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным.

Знаете ли вы, что…

Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский учёный П. С. Паллас принял его за моллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетника к хордовым.

Позвоночные 21. Классы рыб. Хрящевые, костные

1. Каковы отличительные признаки рыб?

2. В чём отличие хрящевых рыб от костных?


Общая характеристика. Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. Появились рыбы более 400 млн лет назад в пресных водоёмах материков, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хороню развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, прикрытые жаберными крышками, костную чешую, парные грудные и брюшные плавники.

В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные.

Хрящевые рыбы. Большинство из них – постоянные обитатели морской среды, в пресных водах встречаются лишь немногие виды. Современные хрящевые рыбы сохранили в своём строении ряд древних признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы и ряд других.

Костные рыбы – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях и океанах, в реках и озёрах, в постоянных и временных водоёмах. Они составляют 96 % от всех современных рыб на Земле. Форма тела разнообразная (рис. 82): вытянутая (щука, судак, треска), кругообразная (скалярия, рыба-луна), торпедообразная (налим, сом, рыба-меч), сплюснутая, листовидная (камбала, палтус), змееобразная (мурена, вьюн, угорь).

Наиболее распространены рыбы из следующих отрядов: сельдеобразные: океаническая сельдь, сельдь иваси; лососеобразные: кета, горбуша, сёмга, омуль, таймень; карпообразные: плотва, язь, карась, линь, лещ, вобла, тарань; щукообразные: обыкновенная щука; окунеобразные: окунь, судак, скумбрия, тунец; тресковые: треска, навага, пикша, налим.

Прекрасная приспособленность костных рыб к различным условиям водной среды, выработанная в процессе длительной эволюции, позволила им заселить разнообразные водоёмы. Некоторые рыбы приспособились жить даже в подземных водах.


Рис. 82. Формы тела рыб


Тело большинства рыб имеет вытянутую форму (рис. 83). Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником. Далее следует хвостовой отдел.


Рис. 83. Внешнее строение рыбы


Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно, рядами (рис. 84). Образующийся покров предохраняет рыб от механических повреждений. Чешуи могут быть микроскопическими, например у морского угря. Очень крупные чешуи, величиной с ладонь, имеют усачи, живущие в реках Индии.

В коже рыб располагаются различные железы, например слизеотделительные и ядоотделительные, у некоторых рыб есть светящиеся клетки. Выделяемая слизь способствует уменьшению трения и быстрому движению в воде.

Внутренний скелет костных рыб состоит из костей головы, образующих череп, позвоночника, скелета парных и непарных плавников. Парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вниз и вверх. Хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники. Хвостовой плавник осуществляет поступательное движение, служит рулём при изменении направления.


Рис. 84. Различные формы чешуи рыб


Рис. 85. Внутреннее строение окуня


Пищеварительную систему составляют рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы – печень и поджелудочная, анальное отверстие (рис. 85).

Плавательный пузырь имеют многие костные рыбы. Донные рыбы и рыбы, осуществляющие быстрые вертикальные перемещения в воде, не имеют плавательного пузыря. Пузырь заполнен смесью газов. Увеличение объёма пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному перемещению к поверхности воды. Уменьшение объёма увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

Органы дыхания рыб – жабры (см. рис. 157, В). Они расположены с обеих сторон в головной части тела и покрыты жаберными крышками. Жабры осуществляют газообмен между водой и кровеносной системой организма. Процесс дыхания осуществляется благодаря движению воды, омывающей жабры. Нагнетание воды в ротовую полость и выталкивание её наружу осуществляют жаберные крышки и ротовое отверстие. Кровеносная система замкнутая. Состоит из сердца и одного круга кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка и расположено в передней части тела.

Органами выделения рыб служат почки, расположенные под позвоночником в виде лент (см. рис. 167).

Органы размножения рыб – парные яичники у самок и семенники – у самцов. Рыбы раздельнополы. Яичники формируют яйца – икринки, семенники – сперматозоиды. Оплодотворение у большинства костных рыб наружное, в воде. Самки вымётывают икринки, самцы – молоки, содержащие сперматозоиды.

Нервная система примитивна. Отделы головного мозга располагаются линейно и характеризуются малыми размерами (см. рис. 176). Например, у щук головной мозг составляет 1 / 3000 часть от общей массы тела.

Органы чувств представлены органами зрения, слуха, обоняния, осязания. Органы зрения – глаза, располагающиеся по бокам головы и приспособленные к чёткому видению предметов на близком расстоянии.

Орган слуха рыб представлен внутренним ухом – лабиринтом, расположенным в задней части черепа.

Боковая линия рыб – своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения (см. рис. 177). Она хорошо заметна сбоку и тянется от переднего конца тела до заднего.

Органы обоняния представлены двумя обонятельными, слепо замкнутыми ямками, расположенными на кончике морды. Дно и стенки носовых ямок снабжены нервными окончаниями. Рыбы воспринимают в воде различные запахи.

Органы вкуса рыб располагаются в ротовой полости, в коже и даже в хвосте. Рыбы различают горькое, сладкое, кислое, солёное, а имеющие предротовые усики, например сомы и налимы, распознают вкус пищи, не дотрагиваясь до неё.

Хозяйственное значение рыб для человека велико. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит одним из основных источников пищевого белка. Ежегодно вылавливается 70–74 млн т рыб в морях и океанах и около 9 млн т в пресных водоёмах. Рыбий жир – целебный для человека продукт – содержит витамин D. Его получают из печени некоторых рыб, например тресковых. Плавники, плавательный пузырь осетровых служат источником производства клея.

Лабораторная работа № 7

Внешнее строение и передвижение рыб

Оборудование:

демонстрационные аквариумы (2–3 шт.), аквариумные рыбы. Микроскопы, чешуя карпа.

Ход работы:

1. Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.

Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жаберных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение особей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

2. Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

3. Напишите выводы наблюдений о строении и передвижении рыб.

Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Чешуя. Плавательный пузырь. Боковая линия.

Вопросы

1. В чём особенность строения всех костных рыб?

2. Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строению от ранее изученных хордовых животных?

3. Что такое боковая линия?

Задания

2. Составьте памятку для туристов, отдыхающих на побережье морей и океанов, где обитают акулы, мурены и другие опасные рыбы.

3. Наблюдая за поведением рыб в аквариуме, постарайтесь выработать у них условный рефлекс на стук. Отметьте время выработки рефлекса. Пронаблюдайте за его угасанием. Обсудите, каково значение образования и угасания условных рефлексов в жизни рыб.

Знаете ли вы, что…

У хищных рыб, например щуки, судака, окуня, сома, большой рот, снабжённый острыми зубами. Рыбы, питающиеся планктоном, например сельди, имеют рот средней величины без зубов. Сазан, лещ, жерех и ряд других рыб зубов во рту не имеют и разжёвывают пищу глоточными зубами, получившими такое название за своё расположение.

22. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: акулы, скаты, химерообразные

1. В чём сходство и отличие хрящевых рыб и круглоротых?

2. Все ли акулы опасны для людей?


К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры. Скелет у них не костный, а хрящевой. Жаберных крышек нет, а с каждой стороны 5–7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

Отряд Акулы. К акулам относят рыб с удлинённой торпедообразной формой тела и длиной от 20 см до 20 м (рис. 86). Например, акула-лилипут из группы колючих, обитающая в Мексиканском заливе, не превышает длины 20 см во взрослом состоянии. Китовая акула, длиной 18–20 м и массой около 10 т, является гигантом среди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.


Рис. 86. Акулы


Рис. 87. Строение акулы


Кожа акул шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными зубчиками, зубцами. Чешуя имеет вид ромбических пластинок с острым, загнутым вершиной назад шипом. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз или вверх. Верхняя лопасть хвостового плавника, как правило, длиннее нижней. Движение вперёд и повороты осуществляются изгибами хвостового плавника влево или вправо. На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Дышат акулы с помощью жабр. Их жаберные дуги усеяны жаберными лепестками с обильно разветвлённой кровеносной системой (рис. 87).

Сельдевые акулы – довольно крупные рыбы, имеют равнолопастной хвостовой плавник, за исключением морской лисицы, и являются живородящими. Распространены они в Атлантическом и Тихом океанах, в их умеренных и субтропических водах.

Среди акул немало опасных для человека. Имея великолепное обоняние и систему улавливания малейших колебаний воды, акулы быстро появляются там, где плавают люди или есть запах крови. Акулы некоторых видов могут нападать на людей. Наиболее опасными являются акулы тигровая, тупорылая, молот, жако и большая белая (рис. 86, 88).


Рис. 88. Акула-молот


Акулы живут в морях и океанах, а также в южноамериканских реках Атлантического побережья.

Отряд Скаты. Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6–7 м и массы 2,5 т (рис. 89). Самый маленький из них, например скат двукрылый, обитает в Жёлтом море и бывает шириной 10–15 см. Самый крупный представитель отряда – манта, имеющая массу около 2,5 т и относящаяся к семейству широких дьяволов. Представители большинства видов ведут придонный образ жизни, освоили как мелководья вблизи берегов, так и значительные глубины (до 2700 м). Крупные скаты, например манты, живут в толще воды.

Приспособления к донному существованию отразились на общем строении тела скатов. Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюшном направлении, ромбовидное – со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. У донных рыб глаза располагаются на верхней стороне головы. Поперечный рот и пять пар жаберных щелей находятся на брюшной стороне. Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожие с акульими. Чешуи у скатов называют кожными зубами. Кожа, не имеющая чешуй и шипов, защищена слизью, вырабатываемой кожными железистыми клетками.


Рис. 89. Скаты


Рис. 90. Химера европейская


Отряд Химерообразные. К данному отряду относится малочисленная, своеобразная, преимущественно глубоководная группа малоподвижных хрящевых рыб (рис. 90). Их тело имеет мощный передний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, который заканчивается нитевидным придатком. Длина тела в пределах 60 см – 2 м. Кожа голая. Известно около 30 видов химерообразных. Обитают они в морях Индийского, Атлантического и Тихого океанов.

Наиболее известный вид – химера европейская, или морская кошка, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000 м. В умеренно спокойных зонах Тихого и Атлантического океанов живут носатые химеры. Химерообразные промыслового значения не имеют: их мясо считается несъедобным. Жир, извлечённый из огромной печени, находит применение в медицине, а в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Хрящевые рыбы: акулы, скаты.

Вопросы

1. Почему акул и скатов считают наиболее примитивными рыбами?

2. Каково значение акул и скатов в природе и жизни человека?

Задания

Докажите, что акулы и скаты – родственники ланцетников. Что их объединяет?

Знаете ли вы, что…

Семейство серых акул распространено в тёплых водах. Среди них суповая акула считается промысловой. Её плавники используются для приготовления деликатесного супа.

Акулье мясо употребляют в пищу, но особенно ценится печень и плавники. Печень некоторых видов содержит до 60–75 % жира и много витаминов. Прекрасные изделия делают из шагрени – специально выделанной акульей кожи.

У скатов некоторых видов есть электрические органы. Разряд длится 0,03 с, но редко бывает один, обычно их от 12 до 100 подряд с напряжением до 220 В. Электрические скаты малоподвижны и обычно лежат на дне, зарывшись в ил.

Оружием скатов других видов являются иглы или шипы на хвосте. Они часто ядовиты, вызывают мышечные судороги у жертвы и падение кровяного давления.

Хотя миноги широко распространены в наших водах, однако в тех местностях, где они не составляют предмета промысла, только случайно удаётся наблюдать их в живом виде. Они ведут очень скрытый образ жизни, постоянно держатся на дне рек и озёр и становятся деятельными и подвижными только по ночам. У нас в народе почти всюду считают миног несъедобными и потому мало ими интересуются, и только близ Нарвы, на Неве, на Онеге и на нижней Волге существует развитый миножий промысел.

Всякий, кто ел миногу, знает, что в ней нет ни позвоночника, ни рёбер, как у наших обыкновенных рыб, и что она съедается целиком. Значит, костного скелета у миноги нет, у неё сохраняется на всю жизнь спинная струна; кроме хорды имеется только хрящевой череп и слаборазвитые зачатки верхних дуг, прикрывающие спинной мозг (тела позвонков у миноги не образуются). Нет у миноги и плавательного пузыря (миноги держатся на дне!).

Внешний вид миног также очень своеобразен (рис. 32). Тело у них длинное и червеобразное, покрытое совершенно голой кожей. Парных плавников - ни грудных, ни брюшных - не имеется.

Позади головы, по бокам тела, расположено по семи круглых жаберных отверстий (рис. 33; отсюда одно из народных названий миноги - семидырка). На голове между глазами одна непарная ноздря, а рот имеет совершенно особое устройство. У миноги совсем нет челюстей, и рот её представляет собой углубление в форме воронки, внутри которой сидят мелкие роговые зубы.

В глубине ротовой полости находится язык, также снабжённый роговыми зубами. Благодаря такому устройству рта, несколько напоминающему рот пиявки, минога может пользоваться им как присоской и держаться на различных подводных предметах.

Понятно, что в таком случае необходимая для дыхания вода уже не может входить через рот, и минога втягивает и выбрасывает её через жаберные отверстия; для этого она расширяет жаберную полость, подобно тому как мы расширяем и сжимаем грудную клетку.

Питаются миноги охотнее всего соками других рыб, и мёртвых и живых (например, попавших на рыболовные крюки). Присасываясь к телу рыбы, минога роговыми зубами пробуравливает кожу и въедается в тело добычи; затем она начинает высасывать из неё питательные вещества, действуя языком, как поршнем насоса.

Наконец, у миног есть ещё одна интересная особенность: развитие их идёт с превращением, и личинок миног - пескороек долгое время относили к особому роду. У пескороек рот не имеет зубов и прикрыт губой, глаза затянуты кожей, а жаберный аппарат не отделён от пищеварительной трубки (рис. 33). Они роются в подводном иле и питаются там различными растительными остатками (присасываться они не могут). Только по прошествии трёх лет личинки-пескоройки превращаются во взрослую миногу.

Всеми этими признаками, а в особенности отсутствием челюстей, которые имеются у всех других позвоночных, миноги настолько сильно отличаются от рыб, что их в настоящее время выделяют в особый класс круглоротых.

В пресных водах СССР живёт несколько видов миног: обыкновенная минога - в бассейне Балтийского моря и Северного Ледовитого океана (длина тела около 35 см), ручьевая минога - в более мелких речках и ручьях (длина тела до 26 см) и каспийская минога - проходная рыба в бассейне Каспийского моря (длина 40–50 см). В отличие от своих родичей каспийская минога никогда не присасывается к рыбам и питается водорослями.

В реках бассейна Чёрного моря водятся миноги дунайская и украинская, лишь недавно выделенные в качестве особых видов. В Сибири и на Дальнем Востоке речная и ручьевая миноги представлены особыми географическими подвидами.

Наконец, в низовьях рек, впадающих в Балтийское море, иногда входит и морская минога.

Ряд особенностей, которыми круглоротые отличаются от настоящих рыб, указывает на их более низкую организацию. Миноги как будто остановились в своём развитии на той стадии, которую проходят зародыши рыб, когда у них в теле главной основой является хорда, а хрящевой скелет только начинает образовываться. При такой организации миноги способны только пресмыкаться по дну водоёмов и своими повадками в некотором отношении напоминают пиявок.

Недаром в народе их личинок, а иногда и самих миног считают не рыбой, а червяком. А близких к миногам миксин, которые въедаются в тело различных морских рыб и забираются в их внутренности, Линней даже принял за глистов - настолько эти существа и по внешнему виду, и по образу жизни мало похожи на позвоночное животное.

Но вместе с тем у круглоротых, в отличие от бесчерепного ланцетника, имеются череп и позвоночник (правда, представленный только верхними дугами). Следовательно, круглоротых следует отнести уже к подтипу позвоночных.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие животного мира; многообразие Хордовых, их широкое распространение по Земле, освоение ими различных сред обитания, понятие «хорда»; классификация типа; характеристика класса Ланцетники и класса Круглоротые

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

К каким существам относятся беспозвоночные?

одноклеточным

многоклеточным

могут относиться и к тем, и к другим

2. На какие группы делят многоклеточных?

позвоночные и безпозвоночные

кишечнополостные и черви

членистоногие и молюски

3. Где обитают кишечнополостные?

в водной среде

в воздушно-наземной среде

в почвенной среде

4. Как называется самый известный представитель червей?

дождевой червь

5. Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных?

наличием раковины

живут в воде

удлиненное вытянутое тело

6. К какому типу беспозвоночных относятся насекомые?

моллюски

членистоногие

7. К какому типу беспозвоночных относятся ракообразные?

членистоногие

кишечнополостные

иглокожие

8. Какие беспозвоночные могут менять твердость своих покровов?

иглокожие

моллюски

членистоногие

9. К какому типу беспозвоночных относят медуз?

кишечнополостные

моллюски

10. Что объединяет всех беспозвоночных?

отсутствие скелета

среда обитания

способ передвижения

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПОДТИПЫ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ И ЧЕРЕПНЫЕ, ИЛИ ПОЗВОНОЧНЫЕ

1.Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?

2.Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

3.Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

4.Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?

Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представ-лен прочным осевым стержнем — хордой. Низшие хордовые — лан-цетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.

Высшие хордовые — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зароды-шевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заме-няется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позво-ночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

Нервная система представлена трубчатымтяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная систе-ма в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Крове-носная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободно живущие организмы.

В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и под-тип Черепные, или Позвоночные.

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс — Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напо-минает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, оби-тающих в умеренных и теплых морях. Они распространены у бере-гов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зары-ваются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окруженным щупальцами.

Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон — взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцет-ники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.

Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, ли-шено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плав-ник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты ко-жей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно сма-чивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделен перегородками на 50—80 сегментов. Внут-ренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная труб-ка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетни-ки — раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи выметывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2—3 году жизни, живут 3—4 года.


Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позво-ночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специ-ального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употреб-ляют ланцетников в пищу в жареном, вареном и сушеном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.

Подтип Бесчерепные

" Тип Хордовое . Класс Головохордовые "

Подтип Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Позвоночные — группа животных, имею-щая скелет головы, или череп, и позвоночник, состоящий из по-звонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.

У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совер-шенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляе-мую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, ко-торое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных — с помощью настоящих легких.

Позвоночных насчитывают около 40—45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полетам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земновод-ные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Класс Круглоротые


Общая характеристика . Круглоротые представляют наиболее прими-тивную группу современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасыва-тельной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 81). Кругло-ротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрей (рис. 80). Такое вооружение используется для прикрепления к твердым предме-там и прокусывания кожных покровов жертв. В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обиль-но смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоемах. К настоящему времени описано около 45 их видов.

Первые настоящие позвоночные животные - круглоротые

Образ жизни скрытый. Эти круглоротые предпочитают на-ходиться на дне водоемов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так
и на глубине.

Миксины — морские животные. По форме тела они напоминают больших
червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на
рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы оста-
ется только кожа и скелет.

Морские чудовища - минога

Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский ученый П. С. Паллас принял его за мо-ллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетика к хордовым. Содержание жира в теле миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста — 1%.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозво- »■ ночных животных?

2.Перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

3.Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

4.Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

5. Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным живот-ным

6.Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Круглоротые - это немногочисленная группа примитивных позвоночных животных, предшественников рыб. Насчитывается менее 50 видов. Ранее круглоротые выделялись в ранге класса подтипа Позвоночных. По современной систематике они также относятся к позвоночным, но считаются полифилетической (произошедшей от разных предков) группой животных.

Хотя круглоротых и относят к позвоночным, на протяжении всей жизни у них сохраняется хорда. Однако в соединительной ткани появляются хрящевые выросты, защищающие спинной мозг, а также зачатки позвонков. Череп слагается из хрящей. Костной ткани в их скелете нет вообще, только хрящи и окружающая их соединительная ткань.

В отличие от рыб у круглоротых нет чешуи (поэтому кожа голая и слизистая), нет также парных плавников, челюстей. Из-за отсутствия челюстей их относят к группе бесчелюстных позвоночных. Однако черепная коробка, состоящая из ряда хрящей, у них имеется (в отличие от ланцетников).

На спинной стороне у круглоротых имеется два кожистых непарных плавника. Последний постепенно переходит в хвостовой плавник.

Рот находится на дне ротовой присоски, усаженной роговыми зубами. Глотка разделена перегородкой на пищевод и лежащую под ним дыхательную трубку. Желудок у круглоротых недоразвит. За ним следует кишка.

Жабры миног и миксин по своему строению и эмбриональному происхождению отличаются от жабр рыб. Жаберные отверстия глотки открываются у круглоротых в жаберные мешки, в стенках которых расположена сеть мелких кровеносных сосудов. Жаберные мешки миног открываются наружу самостоятельными отверстиями; у миксин они открываются в общий продольный канал (с каждой стороны в свой). Каждый канал открывается во внешнюю среду одним своим отверстием.

Хотя кровеносная система схожа с таковой ланцетника, в данном классе появляется двухкамерное сердце.

Органы выделения - туловищные или головные (реже) почки.

У круглоротых, в отличие от ланцетников, уже появляется головной мозг. Однако он имеет более простое строение, чем у остальных позвоночных.

Еще одной важной отличительной особенностью круглоротых является то, что орган обоняния у них непарный и открывается наружу одной ноздрей, в отличие от остальных позвоночных. Другие органы чувств также имеют более простое строение по-сравнению с позвоночными. У миксин глаза скрыты под кожей.

Половые железы непарные. Среди миксин есть виды-гермафродиты, хотя для остальных позвоночных гермафродитизм не характерен. Протоков, выводящих половые продукты, нет. Через разрывы стенок гонад они попадают в полость тела, далее в мочеполовой синус, открывающийся во внешнюю среду.

Миноги после однократного размножения погибают. Личинки миног называются пескоройками. Они некоторое время живут в пресных водах, потом уходят в море.

Круглоротые нередко являются объектом промысла.



Похожие публикации