Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека. Крестоцветные Какова роль крестоцветных в жизни человека

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с типичными предста-вителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков ра-боты с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с опреде-лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцвет-ные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семей-ства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство кресто-цветные; интересные представители семейства крестоцветные; ис-пользование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфи-ромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства кресто-цветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы приступили к изучению семейств ра-стений класса двудольные.

Какие семейства относятся к этому классу? (Крестоцвет-ные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.)

Каково второе название семейства крестоцветные? (Ка-пустные.)

Какова примерная численность растений этого семейства? (Около 3200 видов растений, принадлежащих к 350родам. Это одно из самых многочисленных семейств.)

Как вы считаете, за что растения этого семейства получи-ли такое название? (Элементов околоцветника, лепестков венчика и чашелистиков чашечки в цветках растений этого семейства по 4, и расположены они крестообразно — напротив друг друга.)

Где преимущественно распространены растения семейства крестоцветные? (В умеренных широтах Северного полушария, главным образом в Старом Свете .)

Как вы думаете, почему мы начинаем изучение семейств именно с крестоцветных? (Ответы учащихся.)

Большинство видов растений этого семейства обитает в сред-ней полосе. Кроме того, большое количество видов человек ис-пользует в качестве пищи. Давайте попробуем определить, какова роль растений семейства крестоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей семейства крестоцветные.)

Рассказ учителя

Человек выращивает различные сорта капусты уже более 4000 лет. Сейчас существует около 50 видов. Капуста была извест-на еще в Древней Греции и Древнем Риме. Родиной этого овоща считается Средиземноморье. Предком культурных сортов капусты является капуста дикая, до сих пор встречающаяся в некоторых рай-онах Средиземноморья. У белокочанной капусты в пищу употребля-ют укороченный побег с нераспустившейся верхушечной почкой.

Капуста — двулетнее растение. Что это значит? (Двулетними называют растения, которые живут около 2 лет, а затем плодоносят и погибают.)

Капуста брокколи была известна еще римлянам в дохристиан-ские времена. У этой капусты принято есть молодые побеги с зе-леными соцветиями. Брокколи очень вкусна и полезна благодаря высокому содержанию белка.

У цветной капусты в пищу употребляют бесхлорофилльные побеги с сильно разросшимися соцветиями и недоразвитыми цветками на толстых цветоножках. Брюссельская капуста в пазухах листьев образует маленькие качанчики, используемые для еды.

Кроме того, существует еще много различных сортов этого ра-стения. Все они играют огромную роль в питании человека. Осо-бенно важна капуста для людей, находящихся на диете, так как она богата клетчаткой и способствует правильному пищеварению.

Помимо общеизвестных сортов капусты, также пользуются популярностью кольраби (не имеет кочана, а образует шаровидное утолщение стебля), савойская, листовая и кормовая, салатная, пекинская.

Кроме капусты, к крестоцветным относится достаточно боль-шое количество растений, которые человек употребляет в пищу или использует в качестве корма для скота. Это редис, редька, репа, брюква, турнепс, дайкон.

Брюква, репа и турнепс сейчас употребляются как кормовые культуры, а в прошлые века они были важным пищевым продук-том и даже помогали выжить при неурожае зерновых.

К крестоцветным относится также и хрен. Длинные протертые корневища этого растения используют в пищу как полезную при-праву к различным блюдам. Хрен не только способен усиливать аппетит, но и обладает фитонцидным действием. Это ценное пи-щевое и витаминное растение, которое применяют и в медицине.

Многие крестоцветные содержат достаточно большое коли-чество жира. Из семян рапса, белой горчицы, сарептской горчи-цы, катрана абиссинского, катрана татарского, сурепицы, рыжика ярового выжимают масло для пищевых или технических целей. Например, в семенах рапса содержится до 33—50% масла.

Черешки листьев и побеги катрана татарского употребляют в пищу, а в Средней Азии из его корней готовят муку для лепешек. Едят также корни, листья и молодые стебли свербиги восточной, произрастающей в европейской части России, на Кавказе, на юге Западной Сибири.

Корни катрана татарского

Из семян горчицы получают горчичный порошок, который до-бавляют в качестве приправы к различным блюдам и муке при вы-печке хлеба, а также ее применяют для различных хозяйственных целей (в медицине, например, — для изготовления горчичников, в быту — для мытья посуды и т. д.).

Большинство крестоцветных является одновременно прекрас-ными медоносами и эфиромасличными растениями — сурепка, рапс, вайда, вечерница, икотник, бурачок, горчица и др.

Среди растений семейства крестоцветные много лекарствен-ных. Например, побеги пастушьей сумки издавна употребляются как кровоостанавливающее средство. Она особенно популярна в тибетской и китайской медицине. Побеги желтушника серого используются в медицине как сердечное и мочегонное средство. Из травы желтушника получают сердечный препарат Эризид.

На севере нашей страны, где остро стоит проблема нехватки витаминов, в особенности витамина С, растет ложечница арктиче-ская, в листьях которой содержится до 0,2% витамина С. Северные народы часто используют эту траву как противоцинготное сред-ство. Семена, листья и стебли чесночницы лекарственной обладают характерным запахом чеснока, за что это растение и получило свое название. Семена и листья этого растения активно применяются в медицине.

Растение вайду красильную , обитающую в степях и на лугах южной части России, используют для получения из нее краски индиго.

Среди декоративных растений этого семейства можно выде-лить такие виды, как левкой. В диком виде левкои произрастают в Европе, Азии и даже в Австралии. Культивируются выведенные в результате селекционной работы сорта этого растения. Цвет-ки окультуренного левкоя махровые за счет тычинок, которые видоизменились в лепестки. Выделяют два сорта: левкой седой и левкой двурогий.

В цветоводстве известны также виды бурачка приморского, используемые для оформления клумб и бордюров. Как декоратив-ные растения выращивают и желтофиоль садовый, парию голо-стебельную, лунник оживающий и вечерницу — ночную фиалку.

Растения семейства крестоцветные особенно ценятся в цвето-водстве за приятный тонкий аромат. У многих растений он имеет тенденцию усиливаться к ночи.

Экологическая роль крестоцветных заключается в том, что они прекрасные медоносы, что играет важнейшую роль не только в хо-зяйственной деятельности человека, но и в жизнедеятельности природных сообществ. Большинство растений-медоносов цветет в течение всего вегетационного периода — с весны и до поздней осени. Они важный источник пищи для многих насекомых- опылителей.

Сорняками, активными как во влажные, так и в засушливые сезоны и требующими специальных методов борьбы с ними на по-лях и лугах, являются сурепка, желтушник, ярутка, свербига, редь-ка дикая, пастушья сумка.

Творческое задание. Зарисовать все сферы использования ра-стений семейства крестоцветные.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Сделать определительные карточки для распознавания растений, находящихся в кабинете биологии. При этом нужно учитывать только внешние (фенотипические) признаки, которые хорошо заметны.

Подготовить доклад об интересных растениях семейства розоцветные, об особенностях их строения и о хозяйственном применении этих растений.

О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Какое значение крестоцветных в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение крестоцветных

Растения семейства крестоцветных характеризуются сходным строением плода и цветка. Цветок составляют чашечки и 4 чашелистика. Венчик имеет свободных 4 лепестка, которые расположены крест-накрест, 6 тычинок и пестик. В пестике и формируется плод. Цветки крестоцветных формируют соцветие кисть. Плод представляет собой укороченный стручочек либо длинный стручок. Листья расположились поочередно, а прилистники вовсе отсутствуют. Большая часть растений травянистые.

Значение семейства крестоцветных обуславливается их специфическими особенностями и строением. Некоторые растения в своем составе имеют вещества с острым вкусом и сильным ароматом (хрен, редька, горчица). Другие из них содержат серу, масла, витамины (капуста). Представители семейства крестоцветных используются как масличные, овощные, лекарственные, медоносные, пряные и декоративные растения. Также среди них имеются и сорняки, с которыми ведется постоянная борьба.

Значение крестоцветных в жизни человека

Хозяйственное значение крестоцветных в жизни человека очень велико. Большая часть из них это овощные растения. Важную роль имеет капуста – кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, брокколи. Человек употребляет в пищу и другие овощи крестоцветных: редис, репу, брюкву и редьку. Из корней хрена делает вкусную приправу. Из семян горчицы производят масло, а то, что осталось после отжима перемалывается в порошок для столовой горчицы и горчичников.

Лекарственное значение представителей семейства крестоцветных

В медицине очень популярно применение горчицы. В первую очередь, из нее изготавливают горчичники от ишиаса, подагры и ревматизма. Горчичный спирт эффективен при ревматизме, растяжениях связок, мышечных болях, вывихах. Особо популярны при катарах бронхов горчичные компрессы. Мы уже писали, что из горчицы делают приправу. И совсем не зря. Приправа имеет еще и оздоровительный эффект. Она способствует пищеварению и помогает организму усваивать жирную пищу. Особенно она полезна для пожилых людей, так как горчичный порошок улучшает обмен веществ. Еще одно лекарственное растения среди крестоцветных это пастушья сумка. Она является кровоочистительным средством. Чай из пастушьей сумки и полевого хвоща пьют при ревматизме, кашле и подагре. Кроме того это растение помогает при заболеваниях желчевыводящей системы и печени. Его отваром полощут горло и промывают раны. Трава пастушьей сумки эффективна при сахарном недуге.


Крестоцветные настолько близки к каперсовым, что между ними не всегда легко провести границу. Некоторые роды, например род диптеригиум (Dipterygium), одними ботаниками включается в семейство каперсовые, а другими - в крестоцветные. В семействе насчитывается до 380 родов и около 3200 видов. Расселены они по земному шару крайне неравномерно. В основном сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария, главным образом в Старом Свете. В тропиках представлены единичными родами, приуроченными к горным областям, встречаются там также в интродукции и как сорняки. Небольшое число крестоцветных, произрастающих в южном полушарии, имеет узколокальную приуроченность.

Распространение и места обитания

Крестоцветные успешно приспосабливаются к самым разнообразным местообитаниям. Одни из них приурочены к крайним условиям высокогорий, достигая рубежей растительности (4500-5700 м над уровнем моря), где вместе с лишайниками являются пионерами растительного покрова; другие произрастают по морским побережьям; одни в своем распространении продвигаются далеко на север и характерны для арктических областей; другие являются обитателями пустынь, полупустынь и степей. Широко представлены крестоцветные также в лесах, среди степной растительности, на увлажненных местах и даже в воде, но все же определенно преобладают среди них растения засушливых и сухих местообитаний. Однако, несмотря на такую высокую пластичность в приспособлении к условиям среды, наблюдается относительно небольшое разнообразие жизненных форм. Большинство крестоцветных - однолетние или многолетние травы, есть и полукустарнички, у которых одревесневает нижняя часть стебля. Кустарники представлены единичными, преимущественно африканскими и макаронезийскими видами, такими, как, например, катран кустарниковый (Crambe fruticosa) на острове Мадейра, достигающий в высоту 2 м, виды рода синапидендрон (Sinapidendron, Макаронезия), гелиофила сизая (Heliophila glauca - Капская область) или фолейола Биллота (Foleyola billotii - Сахара), достигающими в высоту до 1,5-2 м. Такие виды, как гелиофила лазящая (H. scandens), и виды южноамериканского рода кремолобус (Cremolobus) габитуально сближаются с лианами. Многие из высокогорных видов имеют подушкообразную форму, способствующую задержанию тепла.

Строение и внешний облик

Листья крестоцветных очередные, причем нижние часто образуют прикорневую розетку. У некоторых видов наблюдается гетерофиллия. Например, у клоповника пронзеннолистного (Lepidium perfoliatum) розеточные листья рассечены на узкие линейные доли, тогда как стеблевые цельные, округлые, стеблеохватывающие. Среди крестоцветных встречаются растения как совершенно голые, так и опушенные простыми или вильчато или звездчато разветвленными волосками. Многолучевые звездчатые волоски зачастую напоминают чешуйки. В опушении участвуют также железистые волоски и так называемые мальпигиевые волоски - распростертые, двураздельные, прикрепляющиеся серединой. Для крестоцветных характерны верхушечные кистевидные или щитковидные, обычно (или за редким исключением) безлистные соцветия, которые иногда бывают сильно укороченными, почти головчатыми, или же, наоборот, вытянутыми, колосовидными.

Рис. 1. Растения отряда Крестоцветные

Кергеленская капуста (Pringlea antiscorbutica): 1 - общий вид растения с плодами; 2 - цветок. Каулантус вздутый (Caulanthus inflatus): 3 - общий вид растения с плодами. Геококкус крошечный (Geococcus pusillus): 4 - общий вид растения с подземными плодами

Необычный облик имеет американский каулантус вздутый (Caulanthus inflatus, рис. 1), у которого ось соцветия сильно веретеновидно утолщена и сидящие на ней цветки, а затем плоды создают впечатление каулифлории. Цветки обычно лишены как прицветников, так и прицветничков, не крупные, зачастую очень мелкие, невзрачные, но немало также красиво расцвеченных, придающих растению большую декоративность. По своему строению они крайне однообразны. Чашелистики, расположенные в два круга (по 2), у основания могут быть мешковидными, и в таких случаях в эти вместилища стекает нектар. Лепестков также 4, свободных, расположенных крестообразно (откуда и название крестоцветные). В окраске лепестков преобладают желтый и белый цвета, но нередки также растения с фиолетовыми, розоватыми, вплоть до пурпурных цветками. Лепестки в основном в верхней части более широкие. Они в большинстве случаев цельные или выемчатые, но есть среди крестоцветных также виды с лопастными (североамериканский род вареа - Warea), перисторассеченными и даже реснитчато-бахромчатыми (у мексиканской орнитокарпы - Ornithocaгрa, например) лепестками.

Тычинок обычно 6, расположенных в 2 круга. Из них 2 боковые (наружный круг) короткие, 4 срединные более длинные. Иногда срединные срастаются по две своими нитями. В редких случаях все тычинки одинаковой длины или же по 3 разной длины. Число их иногда может сокращаться до 4 и даже до 2 или же, как у долгонога (Macropodium), достигает 10. У ряда видов тычинки снабжены придатками или же их нити разрастаются в виде зубцов и крыльев. Гинецей из 2 плодолистиков. По шву срастания плодолистиков образуется ложная перегородка, делящая завязь на 2 гнезда. Обычно завязь сидячая, но у некоторых видов она сидит на довольно длинном гинофоре (сходство с каперсовыми). Особенности строения семязачатков играют немаловажную роль в систематике крестоцветных. Семядоли обычно плоские, но бывают и вдоль сложенными, как у капусты, реже поперек сложенными, как у гелиофилы (Heliophila), или спирально закрученными (свербига - Bunias). По расположению корешка зародыша по отношению к семядолям они бывают краекорешковыми и спинкокорешковыми.


Рис. 2. Различные формы плодов у крестоцветных

1 - мурикария простертая (Muricaria prostrata); 2 - тизанокарпус кривоногий (Thysanocaгрus curvipes); 3 - крылотычинник красивенький (Acthionema pulchellum); 4 - крылотычинник арабский (A. arabicum); 5 - вайда птицеклювая (Isatis ornithorhynchus); 6 - крупноплодник гигантский (Megacaгрaea gigantea); 7 - энартрокарпус изогнутый (Enarthrocaгрus arcuatus); 8 - пузыреплодник пузырчатый (Coluteocaгрus vesicaria); 9 - вайда Бессера (Isatis besseri); 10 - крепкоплодник сирийский (Euclidium syriacum); 11 - полевка пронзеннолистная (Myagrum perfiliatum); 12 - крылотычинник складчатый (Acthionima diastrophis); 13 - пугиониум рогатый (Pugionium cornatum); 14 - таушерия волосистоплодная (Tauscheria lasiocaгрa); 15 - шерстоплодник Лемана (Lachnoloma lehmannii); 16 - двойчатка Федченко (Didymophysa fedtschenkoana); 17 - тетракмидион бухарский (Tetracmidion bucharicum); 18 - тетракмидион якорный (T. glochidiatum); 19 - тетракме памирский (Tetracme pamirica); 20 - тетракме загнутый (T. recurvata)

Если строением всех остальных органов крестоцветные довольно однообразны, то этого нельзя сказать об их плодах, признаки строения которых наиболее широко используются в систематике семейства (рис. 2). Удлиненные плоды, длина которых значительно превышает ширину, называются стручками, короткие же - стручочками. И те и другие могут быть раскрывающимися двумя створками или нераскрывающимися. У раскрывающихся плодов после опадания створок на плодоножках остается рамка (как у некоторых каперсовых), перетянутая ложной перегородкой. Большой популярностью, например, пользуются виды лунника (Lunaria), рамки крупных овальных стручочков которого весьма декоративны. У нераскрывающихся стручочков часто створки сильно уплотняются и стручочки становятся ореховидными. Особый интерес представляют двучленные плоды, состоящие из верхнего, всегда нераскрывающегося членика и нижнего раскрывающегося или нераскрывающегося. В одних случаях верхний членик бывает бессемянным, в других нижний, в большинстве случаев оба членика содержат семена. Среди двучленных плодов также различаются стручки или стручочки. Плоды крестоцветных сильно варьируют также по величине, форме створок и различными выростами на них.

Способы опыления цветков

Крестоцветные приспособлены как к перекрестному опылению, так и к самоопылению. Основными опылителями являются мухи, пчелы, шмели; некоторые виды, например левкоя (Matthiola) или вечерницы (Hesperis), опыляются в ночное время бабочками. Пчелы привлекаются запахом медоносных видов, а также наиболее яркими цветками. Те виды, у которых цветки мелкие, невзрачные, посещаются преимущественно мухами. Привлечение насекомых достигается также цветовыми контрастами, иногда возникающими в процессе цветения и плодоношения. Так, у некоторых видов с неприметными мелкими цветками, например у веснянки (Erophila), мелкие белые лепестки начинающих плодоносить нижних цветков соцветия не опадают, а вдвое увеличиваются и прижимаются к незрелым плодам, имеющим фиолетовый оттенок. Этим создается как бы ореол вокруг начинающих распускаться цветков. В другом случае, например у ярутки полевой (Thlaspi arvense), у которой цветки также мелкие, белые, у отцветающих цветков чашелистики становятся желтыми. У видов иберийки (Iberis) броскость обеспечивается значительно более крупными наружными лепестками краевых цветков соцветия, наподобие многих зонтичных. У некоторых видов гулявника (Sisymbrium), бурачка (Alyssum), зубянки (Dentaria) этот эффект достигается за счет того, что лепестки цветков с уже завязавшимися плодами не опадают, начинают увеличиваться в размерах, тем самым привлекая насекомых к остальным распускающимся цветкам.

Перекрестное опыление у крестоцветных обеспечивается благодаря присущей им дихогамии. Для большинства из них характерна протогиния, протандрия наблюдается крайне редко. В тех случаях, когда перекрестное опыление по какой-либо причине не может осуществиться (обильные дожди, сильная жара, отсутствие опылителей), крестоцветные опыляются благодаря способности к самоопылению (автогамия). Механизм комбинированного опыления можно наблюдать, например, у горчицы полевой (Sinapis arvensis) или у сердечника лугового (Cardamine pratense). В начале цветения пыльники длинных тычинок поворачиваются кнаружи, вследствие чего их пыльца не попадает на рыльце своего цветка, но может прилипнуть к бокам насекомых-опылителей, проникающих вглубь цветка к основанию тычинок за нектаром. Однако если рыльце не опылялось чужой пыльцой, то к концу цветения его опыляют короткие тычинки, которые за это время достигают одного с ним уровня. В ненастную же погоду, когда насекомых нет, пыльники длинных тычинок не отворачиваются и опыляют рыльце своего цветка. Есть среди крестоцветных и такие растения, у которых в начале цветения тычинки целиком отклоняются кнаружи, а затем приподнимаются, приближают пыльники к рыльцу и опыляют его. У кресс-салата (Lepidium sativum), чесночника черешкового (Alliaria petiolata), брайи альпийской (Braya alpina) в начале цветения все тычинки короче рыльца, затем 4 из них удлиняются и соприкасаются пыльниками с рыльцем. Однако лишь одна тычинка опорожняет пыльцу на свое рыльце, остальные пыльники раскрываются позже, сохраняя пыльцу для перекрестного опыления.

Можно привести и такие примеры, когда у одних видов одного и того же рода преобладает самоопыление, у других - перекрестное. Так, ярутка альпийская (Thlaspi alpina) всегда способна к самоопылению, так как к концу цветения тычинки наклоняются над рыльцем. И наоборот, ярутка горная (T. montana) преимущественно перекрестноопыляющаяся, так как у большинства растений тычинки короче рыльца. Исключительно перекрестноопыляющиеся растения можно встретить у резухи Констанца (Arabis constancii): рыльца у них выставляются из почки еще до распускания цветка и в дальнейшем, когда тычинки достигают его уровня, оно от них отворачивается в сторону так, что не может быть опылено их пыльцой. У таких растений вероятность самоопыления исключается еще и биохимической несовместимостью пыльцы и поверхности рыльца - своя пыльца не прорастает.

Среди крестоцветных есть также сугубо самоопыляющиеся растения. К их числу относятся никогда не посещаемые насекомыми виды австралийского рода стенопеталум (Stenopetalum), у которых иногда даже образуются клейстогамные цветки. Это можно рассматривать как приспособление к суровым условиям Западной и Южной Австралии, которые не всегда благоприятствуют опылению. У другого австралийского растения - геококкуса крошечного (Geococcus pusillus, рис. 1) - все цветки клейстогамные. Благодаря длинным, направленным вниз цветоножкам они зарываются в землю и там плодоносят (геокарпия). Частичная клейстогамия характерна для бразильского сердечника марьелистного (Cardamine chenopodiifolium), у которого, помимо нормальных цветков верхушечного соцветия, у основания стебля образуются клейстогамные цветки, также зарывающиеся в землю. В редких случаях, при чрезмерном увлажнении, затоплении, клейстогамия проявляется у некоторых видов клоповника (Lepidium), шильника водяного (Subularia aquatica), при повышенной сухости - горчицы полевой .

Как совершенно исключительное явление для крестоцветных можно рассматривать анемофилию, которая наблюдается обычно у безлепестной кергеленской капусты , или принглеи (Pringlea antiscorbutica, рис. 1). Успешному ветроопылению этого островного субантарктического вида способствуют длинные, выставляющиеся из цветка тычинки, длинные нитевидные сосочки на рыльце и густое колосовидное соцветие.

Плоды и семена

К распространению плодов и семян крестоцветные приспособлены довольно разнообразно. Многие из них относятся к числу анемохоров. Это в основном виды с крылатыми или пузыревидно вздутыми плодами, многие виды с мелкими легкими семенами, легко разносимыми ветром, или с семенами, отороченными крылом. Иногда верхние членики двучленных плодов опадают вместе с одной из створок нижнего членика или с частью перегородки, что также повышает парусность.

Есть среди крестоцветных также целый ряд видов, имеющих на плодах крючковидные выросты. Благодаря этому они цепляются за шерсть животных и разносятся ими. Из зоохорных видов весьма любопытен мирмекохорный клоповник пузырчатый (Lepidium vesicarium), растения которого часто концентрически располагаются вокруг муравейников, что можно видеть на Араратской равнине в Армении. В некоторых случаях семена разбрасываются благодаря «усилиям» самого растения. Так, у сердечника недотроги (Cardamine impatiens) и сердечника шершавого (C. hirsuta) створки стручков раскрываются с такой силой, что семена отлетают на значительное расстояние. Довольно необычен другой вид сердечника, у которого, помимо стручков, в пазухах листьев образуются бурые луковички, которые, опадая, прорастают. Широкой известностью как перекати-поле пользуется так называемая иериохонская роза , или анастатика (Anastatica hierochimtica). У этого небольшого однолетнего растения, произрастающего в пустынных областях Западной Азии и севера Африки, плоды созревают к началу засушливого сезона.

К этому времени его многочисленные ветви плотно сжимаются и округлые плоские стручочки остаются внутри комочка. Приняв шаровидную форму, высохший стебель зачастую отрывается ветром от корня и перекатывается. С наступлением дождей смоченные ветви вновь выпрямляются, этим и напоминая распускающуюся розу. Именно тогда, при обильном увлажнении, стручочки вскрываются (гигрохазия) и рассеивают семена. Гигрохазия вообще присуща большинству крестоцветных с трудно раскрывающимися плодами. Семена же нераскрывающихся плодов, защищенные от неблагоприятных условий плотным футляром, прорастают лишь после его сгнивания. Для многих видов, приспособленных к сухим условиям, характерно ослизнение семенной оболочки (миксоспермия). К слизи прилипают мельчайшие частицы почвы, которые закрепляют семена и предохраняют их от заноса в несвойственные условия среды.


Рис. 3. Крестоцветные (лат. Cruciferae)

Морская горчица (Cakile maritime): 1 - общий вид растения; 2 - плоды. Ланцетная горчица (Cakile lanceolata): 3 - ветвь с плодами

Одной из особенностей многих крестоцветных, значительно повышающей их приспособительные возможности, является гетерокарпия в самых разнообразных ее проявлениях. В одних случаях разнятся части плода (гетероартрокарпия), как это наблюдается у многих видов с двучленными плодами, в других случаях - плоды целиком. Гетерокарпия обеспечивает комбинированные способы распространения, а также более надежную сохранность семян и возможность их прорастания при изменчивых условиях. Одним из примеров комбинированных антропо-, гидро- и анемохории могут служить особенности распространения двучленных плодов морской горчицы (Cakile maritima), обитающей на морских побережьях (рис. 3). Обе части плода содержат по одному семени. Верхние членики благодаря сильно развитой губчатой ткани, снаружи покрытой толстым кожистым слоем, хорошо держатся на воде и разносятся морскими течениями. Нижние членики остаются на стеблях, которые после усыхания отрываются от корня и перекатываются ветром.

Поскольку морская горчица часто растет вблизи портов, верхние части ее плодов зачастую вместе с грузом попадают на судна и разносятся на дальние расстояния. Именно таким путем «уроженка» Средиземноморья морская горчица в настоящее время широко распространена за пределами Старого Света и успешно натурализовалась в Америке и Австралии, куда проникла вместе с первыми колонистами. Этому, несомненно, способствовала и ее высокая жизнеспособность, о чем свидетельствует один из любопытных экспериментов природы. В ноябре 1963 г. в Атлантическом океане, в 20 милях южнее Исландии, вследствие извержения подводного вулкана образовался новый остров. Первым сосудистым растением на этом острове оказалась морская горчица, обнаруженная там уже в июле 1965 г. Морскими течениями распространяются также плоды катрана морского (Crambe maritima).

Не менее интересно проявление гетерокарпии у двоякоплодника торчащего (Diptychocaгрus strictus). У этого небольшого однолетника, приуроченного к пустынным местообитаниям, на одном растении развиваются стручки трех видов: верхние, плоские, легко раскрывающиеся двумя створками, затем трудно раскрывающиеся, созревающие гораздо позже, и наконец, самые нижние стручки, не раскрывающиеся, с сильно утолщенными створками и перегородкой. Крылатые семена верхних стручков рассеиваются ветром; трудно раскрывающиеся стручки долго остаются на стебле и полегают вместе с ним; нераскрывающиеся стручки опадают вокруг материнского растения и их семена прорастают лишь при обильных дождях, когда сгнивают окружающие плотные ткани, при этом незащищенные семена верхних стручков гибнут. Среди растений двоякоплодника иногда встречаются экземпляры только с раскрывающимися или только с нераскрывающимися стручками, и это нередко приводит к научным курьезам, когда их относят к другим родам.

Гетерокарпия хорошо выражена также у двух видов крылотычинника (Aethionema): у крылотычинника разноплодного (A. heterocaгрa) верхние стручочки нераскрывающиеся, одногнездные, с уплотненными створками, остальные раскрывающиеся двугнездные; у крылотычинника мясистого (A. carneum), наоборот, нераскрывающиеся лишь самые нижние стручочки. Обитатель песчаных пустынь серпоносик песчаный (Spirorhyncus sabulosus) у основания побегов имеет веретеновидные плоды, которые, опадая, зарываются в песок. Верхние изогнутые стручки легко отрываются ветром, сцепляются друг с другом и перекатываются клубочками. Подобное наблюдается и у вайды Буасье (Isatis boissieri), верхние крылатые стручочки которой разносятся ветром, нижние бескрылые опадают вокруг растения. Не менее интересна у крестоцветных другая разновидность гетерокарпии - амфикарпия, наблюдающаяся у бразильского сердечника марьелистного (Cardamine chenopodiifolia) и гетерокарпуса фернандесского (Heterocaгрus fernandezianus), произрастающего на островах Хуан-Фернандес. У этих видов наряду с обычными раскрывающимися стручочками верхушечного соцветия развиваются прикорневые клейстогамные цветки, которые, зарываясь в землю, образуют многочисленные односемянные нераскрывающиеся стручочки (геокарпия). При этом надземные соцветия в неблагоприятные годы зачастую не достигают плодоношения, подземные же плоды всегда вызревают.

Основы систематики крестоцветных

Многочисленные попытки построения системы семейства крестоцветных не привели к созданию общепринятой системы. Современные системы направлены в сторону укрупнения триб. Наиболее примитивные роды крестоцветных входят в трибу телиподиевых (Thelypodieae). У многих из них плоды сидят на гинофоре и тычинки длинные, выставляющиеся из цветка, что сближает крестоцветные с каперсовыми. Стенлея (Stanleya), имеющая наиболее примитивные черты, своим обликом увязывается с предполагаемым предком крестоцветных. Телиподиевые распространены преимущественно в притихоокеанской части Северной Америки, в частности в области Скалистых гор. Лишь долгоног (Macropodium), произрастающий на Сахалине и на юге Сибири, является единственным представителем трибы вне Американского материка. К Американскому континенту, главным образом к притихоокеанической области Южной Америки и к Центральной Америке, приурочены еще две небольшие трибы крестоцветных - схизопеталовые (Schizopetaleae) с характерными перисторассеченными или бахромчатыми лепестками и кремолобовые (Cremolobeae) с широко или многократно крылатыми двойчатыми плодами.

Наиболее обширна центральная триба гулявниковых (Sisymbrieae), охватывающая основной родовой и видовой состав семейства. Для гулявниковых характерно сильное варьирование формы плодов, общий план строения которых сводится к раскрывающимся и нераскрывающимся стручкам и стручочкам, как с широкой, так и с узкой перегородкой. Главным центром морфологического разнообразия данной трибы является Ирано-Туранская флористическая область, где насчитывается около 80 эндемичных родов. Будучи широко распространенными в умеренной зоне северного полушария, гулявниковые рядом эндемиков, а также космополитными родами представлены в Америке, Африке, Австралии и Новой Зеландии. Следующая по величине триба - капустные (Brassiceae), представители которой резко отличаются от остальных крестоцветных двучленными плодами и продольно сложенными семядолями. Основной центр распространения данной трибы находится в засушливых областях Средиземноморья и прилегающих к ним пустынных зонах Африки и юго-запада Азии. Представителей капустных также можно встретить на различных континентах, но это главным образом возделываемые растения или сорняки.

Остальные трибы крестоцветных географически крайне изолированны и гораздо беднее по составу. Одним из необычных крестоцветных является единственный представитель трибы принглеевых (Pringleae) - кергеленская капуста, у которой также выставляющиеся тычинки и длинное густое колосовидное соцветие. Кергеленская капуста, названная так из-за крупных мясистых прикорневых листьев, обладающих противоцинготными свойствами, произрастает исключительно на субантарктических островах Кергелен и Крозе, расположенных к югу от Индийского океана. Следующие две трибы известны из Капской области. Одна из них - хамировые (Chamireae) - представлена лишь одним видом - хамира двулепестниковая (Chamira circaeoides) с крупными семядолями, которые после прорастания семян не опадают, сильно разрастаются и значительно превосходят по величине стеблевые листья. Вторая южноафриканская триба - гелиофиловые (Heliophilae) с дважды поперечно сложенными семядолями, не встречающимися у других представителей семейства. Особый интерес среди гелиофиловых представляют виды с древовидными стеблями. Есть среди крестоцветных также сугубо австралийская триба - стенопеталовые (Stenopetaleae), главной отличительной чертой единственного рода которой - стенопеталона (Stenopetalon) - являются нитевидно-линейные, очень длинные лепестки, во много раз превышающие плотно сжатые чашелистики.

Хозяйственное значение крестоцветных

Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить. Овощные, масличные, кормовые и медоносные культуры имеют среди них наиболее широкую известность, но основная роль принадлежит, конечно, капусте во всем многообразии ее сортов. Капусту возделывали еще в доисторические времена, и первые сведения о ней восходят к неолиту. Многие исследователи, начиная с Ч. Дарвина, считают, что все существующие в настоящее время культурные формы капусты происходят от дикорастущей формы капусты огородной (Brassica oleracea), другие - от рассматриваемого в качестве самостоятельного вида капусты лесной (Brassica sylveslris), третьи связывают их с целым рядом средиземноморских видов. Ни одно растение в течение нескольких тысячелетий не дало человеку столь обширного материала для отбора, как капуста. Наибольшей популярностью пользуется капуста огородная, множество форм и сортов которой возделывают на всех континентах.

Из них капуста кочанная - основное пищевое растение стран умеренных широт. Неоспоримы вкусовые качества таких сортов, как кольраби, цветной капусты и ее разновидности брокколи. Многие местные сорта особо предпочитаются населением отдельных стран. Так, одними из древнейших культурных растений, возделываемых в Китае и Японии, являются капуста китайская (B. chinensis) и капуста пекинская (B. pekinensis). Как овощные растения среди крестоцветных широко известны также различные сорта редьки и редиса (Raphanus sativus), как острые приправы - хрен (Armoracia rusticana) и горчица сарептская (Brassica juncea). Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе. В качестве салата употребляют также ряд дикорастущих крестоцветных, как, например, ложечница (Cochlearia), индау (Eruca sativa), сурепка (Barbarea vulgaris), жеруха (Nasturtium officinale) и многие другие, а пастушью сумку (Capsella bursa-pastoris) уже более 100 лет в Китае разводят как овощ.

Молодые побеги и черешки листьев катрана морского , или морской капусты (Crambe maritima), часто употребляют подобно спарже, а в Средней Азии из корней катрана Кочи (C. kotschyana) изготавливают муку, из которой выпекают лепешки. Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур: рапс (Brassica napus var. napus), горчица сарептская, горчица черная (Brassica nigra), горчица белая (Sinapis alba), рыжик (Camelina saliva), катран абиссинский (Crambe abyssinica). Из них в умеренных широтах наиболее урожайное масличное растение - рапс, семена которого содержат до 50% масла. Оно имеет сугубо техническое применение - его используют при закалке сталей, после специальной обработки оно хорошо вулканизируется, образуя каучукообразную массу (фактис), которую применяют для смягчения твердых каучуков и изготовления карандашных резинок. Масло горчицы сарептской имеет пищевое применение, главным образом в кондитерской и хлебопекарной промышленности и при изготовлении маргарина и консервов, а порошок (жмых) представляет собой столовую горчицу.

Рыжик - единственное культурное растение среди крестоцветных, дающее полувысыхающее масло. Его используют в мыловарении, для изготовления олифы и как смазочное для тракторов. В США как жиро-масличное вводится в культуру высокоурожайная лекерелла Фендлера (Lesquerella fendleri), семена которой не осыпаются и поддаются уборке комбайном. Ее в засушливых районах рекомендуют даже вместо пшеницы. Большинство масличных культур одновременно являются прекрасными медоносами. Немало медоносных и эфиромасличных растений есть и среди дикорастущих крестоцветных. Такие ценные кормовые растения, как брюква (Brassica napus var. napobrassica), репа и турнепс (Brassica rapa), также принадлежат к крестоцветным. Кроме того, в качестве зеленых кормов высевают кормовую капусту, рапс и пергу (гибрид рапса и кормовой капусты).

Многие крестоцветные благодаря высокому содержанию витаминов, особенно витамина С, имеют широкое применение в народной медицине. В траве некоторых видов желтушника (Erysimum) содержится эризимилактон, который используют в сердечных препаратах. Сильное кровеостанавливающее действие оказывает пастушья сумка - одно из популярных растений в тибетской и китайской медицине. Из листьев вайды красильной (Isatis tinctoria) получают краску индиго. В цветоводстве из крестоцветных широко известны различные сорта левкоя (Matthiola incana), а также некоторые виды бурачка приморского (Alyssurn), используемые при оформлении клумб и как бордюрные растения. Многие дикорастущие виды также высокодекоративны, чем заслуживают к себе особого внимания. В то же время среди крестоцветных, есть и злостные сорняки, требующие специального режима борьбы



Класс: 6

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию :

  • Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
  • Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
  • Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

Форма урока - урок - путешествие с элементами ролевой игры.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка, формула цветка, плод стручок или стручочек.

  • По источнику знаний : словесный, наглядный, практический.
  • По характеру деятельности учащихся : частично-поисковый.
  • По характеру деятельности учителя : проблемный.
  • Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.

С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

Предлагаю отгадать следующие загадки (группа ребят заранее к уроку их приготовила)

На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)

Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)

Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)

5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

6. Нота. Часть танца (репа)

Первый слог - песня весенней капели,
Второй - губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
"Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).

Учащиеся отвечают, что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.

Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные .

Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.

Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.

  • Остановка на станции "Определительная "
  • Остановка на станции "Музейная"
  • Остановка на станции "Познавательная"
  • Завершение путешествия на таможне.

Ну что, в путь?

Контрольный пункт.

Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1

Вариант №1.

Задание №1.

Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

1. Плод-стручок или стручочек.

2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

3. Плод - боб

4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок

7. Тычинок в цветке много

8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты.

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, белена черная, капуста.

Вариант № 2

Задание №1

Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

1. Корень стержневой

2. Листья с сетчатым жилкованием

3. В цветке шесть тычинок и один пестик

4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

6. Плод - стручок или стручочек

7. Пдлод - ягода или коробочка

8. Пастушья сумка

9. Паслен черный

10. Картофель

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, розы, капуста.

После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.

Критерии оценивания указаны на карточке.

Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.

Проблема: почему капусту, репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."

(каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

Ход работы

1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

3. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.

7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11. Зарисуйте и подпишите плод.

Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Ребята делают следующие выводы:

семейство включает около 3200 видов растений;

Цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

Формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

Соцветие - кисть;

Плоды - стручки или стручочки;

Корневая система - стержневая.

Правильно, ребята, по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

Следующая остановка - станция "Музейная".

Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные). Презентация

А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная "

Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня ". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4

Вариант №1.

Отметьте признаки крестоцветных:

1.Тычинок много.

2. Венчик состоит из пяти лепестков

3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков

4. Плод стручок

5. Плод костянка

6. Венчик состоит из четырех лепестков.

7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Вариант №2.

Выбрать правильные утверждения:

1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья

2. Все крестоцветные имеют простые листья

3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки

4. Все крестоцветные -двулетние растения.

5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..

6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.

Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

Рефлексия.

  • О чем вы сегодня узнали на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
  • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

1. Плод стручок (длинный) ::::::::::::::::::::::2

0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине):::::::::::.5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0. Плоды без перетяжки::::.. 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0. Стручки с округлым носиком:::::::::::::::::::::4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю.Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный.

0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

Желтушник левкойный.

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка.

0.Стручок овальной формы:::::::::::::::::::::::6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0. Стручочки без крылышек:::::::::::::::::::::::7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый

0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

Клоповник сорный.

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

Среди представителей семейства есть овощные расте­ния. Важнейшее из них - капуста. Кочан капусты - фак­тически гигантская почка, имеющая укороченный стебель - кочерыжку и большое количество листьев, загнутых внутрь благодаря более сильному росту их нижней сторо­ны. Высаженная на следующий год кочерыжка может раз­вить соцветие. Кроме кочанной капусты, разводят цветную капусту, брюссельскую капусту, кольраби и др. Другие овощные растения: репа, брюква, редька и редис. В качест­ве приправы используют корни хрена. К масличным расте­ниям относится горчица. Из ее семян получают масло. То, что остается после отжима масла, перемалывают в поро­шок, из которого получают столовую горчицу, а также при­готовляют горчичники. Встречаются среди крестоцветных лекарственные растения, например, пастушья сумка.

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

4.7 (93.33%) 3 votes

На этой странице искали:

  • значение крестоцветных
  • значение крестоцветных в природе и жизни человека
  • вегетативные органы крестоцветных
  • значение семейства крестоцветных
  • написати реферат на тему Значення Хрестоцвітих у природі та житті людини


Похожие публикации