Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Зарождение и развитие демократии в афинах. Рождение демократии в афинах. Ребята,а сейчас мы с вами перенесемся в афинский порт Пирей. И послушаем спор двух афинян. Почему они спорят

Задание 1. Прочитайте пункт 1 «Демос восстаёт против знати» параграфа 30. Заполните схему. Используйте также пункт 4 «Бедственное положение земледельцев» параграфа 29.

Нужно вписать:

Причины борьбы демоса против знати

Неравенство между богатыми и бедными;

Наличие долгового рабства;

Невозможность участия в управление государством

Требования демоса:

Получить право управлять государством;

Отмена долгового рабства и передел земли;

Чем закончилось восстание демоса?

Принятием новых законов, более справедливых.

Задание 2. Впишите дату события.

В 594 году до н.э. Солон был избран архонтом.

Задание 3. Продолжите предложения.

Были отменены самые жестокие законы Драконта. С полей были убраны долговые камни. Было отменено долговое рабство. Все рабы-должники отпускались на волю. Рабами в Афинах могли быть только чужеземцы. Архонтом мог стать богатый человек, но необязательно знатный. В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.

Задание 4. Заполните таблицу, используя материал параграфа 29 и 30.

Задание 5. Дайте определение следующих понятий.

Демократия – «власть народа», политический строй, при котором власть принадлежит большинству и народ участвует в управлении государством.

Граждане – свободные население, пользующееся правами и несущее обязанности перед государством.

Наёмное войско (наёмники) – люди, которые участвует в войне за денежное или другое материальное вознаграждение.

Задание 6. Обведите в заданиях 3 и 4 те положения, которые свидетельствуют о зарождении основ демократии в Афинах.

Нужно обвести:

Из задания 3: В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.

Из задания 4: весь столбец «Управление при Солоне в 6 веке до н.э.»

Задание 7. Прочитайте клятву, которую давали афинское юноши, вступая на военную службу. Во вторую колонку напишите от первого лица клятву, которую дал бы наёмный чужеземный воин (подумайте, за что оно воевал бы).

Клятва наёмного чужеземного воина.

Я не опозорю это оружие в битве. Я буду честно служить, согласно с договоренностью о выплате денег за участие в сражении. После окончания найма я ничего не буду должен тому, кто меня нанял.

Сравните две клятвы. Какое войско, по вашему мнению, было надёжное – из граждан или из наёмников.

Более надежным было войско из граждан: они сражались за свою родину, семью и будущее, а наемники просто отрабатывали деньги.

5 класс Зарождение демократии в Афинах

Цель урока: дать понятие о начале формирования демократического строя в Афинах.

Задачи:

Предметные :

Дать понятие о причинах и значении проведения реформ Солона.

Обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформы».

Метапредметные:

Развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Формирование у учащихся умений анализировать события прошлого, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения.

Личностные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

Привить учащимся уважение к институтам демократии, воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/З:

Тест.

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции +

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг +

б) демос

в) полис

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) илоты

б) полис

в) демос +

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги

б) архонты +

в) Народное собрание

5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

а) рабы

б) граждане Афин +

в) купцы-переселенцы

6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь +

б) Агора

в) Академия

1. На каком полуострове находилась Древняя Греции?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Дайте определение терминам: демос, аристократия, колония, метрополия.

III. Переход к изучению новой темы.

Как называлась местность, где располагался город Афины?

Давайте вспомним на какие группы делилось население Аттики.

Кто стоял у власти в Афинах?

На что опираются люди, управляющие государством?

Что такое закон?

Работа с учебником.

Кто впервые приказал записать греческие законы?

Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Почему люди воровали?

Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

Бедственное положение простого народа породило в нем желание покончить с вековой несправедливостью и злоупотреблениями знати. Противостояние знати и бедняков практически переросло в войну.

Однако ни «демос» ни знать не могли добиться окончательной победы, поэтому они призвали афинянина Солона, что бы он установил такие законы, которые устроят всех.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег.

Впоследствии, установленный Солоном строй получит название «демократия».

Слово демократия состоит из двух частей. Слово « демос» уже вам знакомо, поэтому предлагаю вам подумать о значении слова «кратос».

Демократия

Демос Кратос

Работа с учебником : Стр. 138 – 140, пункт 2. Выписать, какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

Что такое «реформа»?

Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

Какой новый орган власти создал Солон? (Народное собрание)

Какие права получило Народное собрание?

Какой судебный орган появился?

Кто мог стать судьей?

Работа с терминами.

Архонт – правитель Афин.

Граждане – все свободные жители Афин.

Народное собрание – орган, который решал важные, государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия – «власть демоса», или народовластие.

Решение задачи.

О чем писал греческий правитель Солон:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?

Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?

Какое значение имели эти изменения?

Ответ:

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.

Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель.

Что же случилось в отсутствие Солона?

Какие новые термины узнали из прочитанного?

Тиран – человек, силой захвативший власть, управляющий по своему произволу, а не по законам.

Тирания – власть тирана.

Мог ли Солон установить такие законы, которые понравились бы всем? Почему?

Подведение итогов:

Домашнее задание.


Урок 41. Зарождение демократии в Афинах

Цели урока:

Обучающие:

    рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.

    обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»;

Развивающие:

    подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона;

    продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;

Воспитательные:

    стимулировать становление ценностного отношения к демократической системе управления;

    воспитывать интерес к истории как науке; к пониманию связи сегодняшних политических процессов с далёким прошлым человечества.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Построение понятия демократия через ролевую игру (процедура субъективации).

Работа включает в себя не просто формальное усвоение через репродуктивное восприятие, но и специально организованные процедуры осмысления и рефлексии.

Образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представления о чем–либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это возможно только в процессе обсуждения и совместной деятельности. Такая работа носит рефлексивный характер.

Основные понятия и термины: демос,конфликт,демократия, народное собрание, архонт, ареопаг, реформа, граждане.

Оборудование: схема государственного устройства Афинского общества, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал «Реформы Солона» - для трех групп, следы (много)

Ход урока.

1. Организационный момент эмоциональный настрой детей

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Вопрос:

1. В каком значении использовано слово «след»?

2. А как еще можно прославиться? (совершая хорошие поступки ).

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории урока, моей учительской истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

2. Опрос:

1. Составьте схему государственного устройства Афинского государства (составляет схему без комментариев )

2. «Мой компьютер» - дайте определение понятию демос, архонт, ареопаг. При правильном ответе на нашем классном «мониторе» появиться определение. Если нет, зазвенит колокольчик. (3 следа )

3. Используя слова: Средняя Греция, демос, Аттика, ареопаг, Афины, архонты, полис составьте краткий рассказ о политическом развитии Аттики. (4 следа )

4. Расположите в правильной последовательности: Долговое рабство, долговой камень, плохой участок, неурожай, примитивные орудия труда. К чему вело такое положение? (3 следа )

5. Кому принадлежала власть в Афинском государстве? (1 след )

6. Откуда произошло выражение «драконтовские законы»? (5 следов )

7. Что означает крылатое выражение «драконтовские законы»?

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого историка Плутарха:

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая 1\6 части урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей, никакой закон не воспрещал этого…»

«Огромное большинство и к тому же люди большой физической силы собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Налицо конфликт.

Вопрос:

1. Что такое, по-вашему, конфликт?

Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, спор.

В подтверждение наших слов заглянем-ка в Афины и послушаем разговор двух греков пришедших на центральную площадь.

Торговец.

Аристократ.

А вот в теньке беседки, которая в Греции называется портиком, сидит человек. По его одежде мы видим, что этот человек не богатый и вид у него грустный. Подойдем, спросим, может случилось чего? Отчего ты такой печальный?

Свободный земледелец.

Вопрос:

1. Между какими группами населения мог возникнуть конфликт? (демос и знать)

2. Из кого состоял демос? (свободные земледельцы, горожане)

3. Какую еще большую группу населения мы не назвали? (рабы)

Чтобы разобраться в причинах конфликта и способах выхода из него я предлагаю всем учащимся разделиться на 4 группы: рабы, свободные земледельцы, богатые горожане, знать.

(учащиеся работают в группах и пытаются ответить на поставленные вопросы)

    Чего вы хотите?

Рабы: хотят получить небольшой участок земли, чтобы вырастить на нем урожай, продать его и выкупить своих детей. А еще хоть капельку свободы.

Свободные земледельцы: хотят, чтобы никто не отбирал землю и не брал их в рабство. И земли побольше.

Горожане: деньги у нас есть, мы стремимся к власти. Мы хотим попасть в ареопаг, чтобы править издавать законы.

Знать: хотим подавить восстание. Хотим больше власти, больше богатства и не хотим ни с кем делиться.

Итак, вы готовы отстаивать свои интересы.

Вопросы:

1. Какие существуют два способа решения конфликта? (мирный и военный )

    Что вы потеряете в случаи поражения?

Рабы: нам терять нечего.

Свободные земледельцы: мы теряем урожай на своих землях, нас ожидает голод. В результате поражения мы теряем землю и свободу.

Горожане: мы боимся, что беспорядки помешают нашей торговле. Мы и так потеряли много покупателей.

Знать: нас немного в городе и нас могут убить.

Борьбу вело мелкое крестьянство, перед которым была угроза лишиться своей земли и стать арендаторами на собственных землях, а то и попасть в рабство. У знати и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желающих получить привилегии знати. В результате этого в стране вспыхивает восстание.

    Что требовали восставшие?

Против знати сплотились все остальные группы населения. Что же каждая группа населения требовала?

Задание: к/т № 18 стр. 14

Военное решение конфликта ни к чему не привело. Обстановка накалялась. Тогда попробовали решить конфликт мирным путем.

В 594 г. до н.э. архонтом избран Солон – богатый горожанин; именно ему принадлежит главная заслуга в организации переговоров между враждующими сторонами и внедрение в жизнь афинян реформ (изменений) . Солон заявил, что цель его реформ - примирение враждующих сторон. Он прославился и как государственный деятель и как поэт. Говорят, что когда Солон стал выборным главой города то, не имея сил убедить горожан в своей правоте простыми словами, он начал читать им стихи, призывая к единству. Покоренные красотой и силой стихов афиняне согласились с ним. Сократ понимал, что больше всего Афинам вредят внутренние распри, возникающие между богатыми и бедными. Он издал законы, которые были записаны на деревянных таблицах и установлены на главной площади Афин. Благодаря этим законам установился мир и порядок. За это Солона причислили к числу 7 греческим мудрецам. Его имя стало нарицательным. Так стали называть государственных деятелей, которые ввели в своей стране мудрые законы или просто разумно правили.

(распределение второй группы)

Ребята, все вы будете работать с одним учебным текстом стр137 читаем пункты 2 и 3 , но получите разные задания. Каждая группа работает над своим фрагментом урока. У каждого своя задача. Работа проводится в течение 5 минут, после которой мы с вами совместно восстановим законы Солона.

1 группа

С полей Аттики убирались … ________________________________________

Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … ________________________________________

Рабы-должники, оказавшиеся на чужбине…

2 группа

Архонтом мог стать … ________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _______________________

В нем участвовали … ____________________

3 группа

Судьи выбирались из … _________________

независимо от … _________ и _____________

по … ___________________________________

Солон о своих законах писал так:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит мой над ними.

И запретил побеждать несправедливо других».

Прекратив междоусобные войны, Солон потребовал, от сограждан клятвы в течение 10 лет его законы не будут изменяться, а сам покинул Родину. Существуют две версии, почему Солон уехал из Афин. По первой – он уехал по торговым делам, по второй – Солон вынужден был бежать, т.к. его законами оказались недовольные.

Вопрос:

    Кто и почему были недовольны законами Солона?

    Какое значение имели законы Солона для Греции?

Только горожане были довольны произошедшими изменениями, ведь они получили возможность участвовать в управлении государством, т.е. народ получил власть.

В переводе с греческого языка демос – народ, кратос – власть. Сложите эти два слова, и вы получите основное понятие, над которым мы работали весь урок, и вместе с греками через борьбу, через столкновения и согласования различных интересов пришли к той форме правления, которая и сейчас существует. (Демократия )

2,5 тыс. лет назад греки о главе с Солоном придумали систему управления основы которой сохранились и сегодня. Особенно много внимания Солон уделял тому, чтобы не одна группа населения не получила решающего преобладания, чтобы между всеми поддерживалось равновесие.

Вот что по этому поводу писал Плутарх: «Солон составил совет ареопага из ежегодно сменяемых архонтов; он и сам был членом его, как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждого из 4 районов. Им он поручил предварительно раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесение ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А ареопагу он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствие народу». Как мы видим многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.

3. Закрепление пройденного материала.

Игра «Верно-неверно» (поднятие руки)

Верно ли, что установленный Солоном порядок управления государством назывался демократией?

Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 веке до н.э.?

Верно ли, что «отцом» демократии считается Солон?

Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э.?

Верно ли, что Солон отменил рабство вообще?

Итог урока. Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

Абрамов Егор

Васильев Борис

Горбов Александр

Байбородин Федор

Болдарева Дарья

Иваненко Сергей

Молчанов Андрей

Новиков Дмитрий

Петрова Полина

Плетнева Дарья

Королев Василий

Королев Даниил

Рыбин Иван

Шестирикова Анна

Торговец. Я богатый торговец. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

Свободный земледелец. А как мне не печалиться. Мне принадлежит маленький земельный участок на склоне гор. Ведь хорошие земли в долинах принадлежат знати. Каждый кусок хлеба дается мне тяжелым трудом. Этот год выдался особенно неурожайным, стояла сильная жара и чтобы прокормить свою семью я вынужден был взять в долг зерно у знатного и богатого соседа. Так на моем участке появился долговой камень. После этого я лишился покоя и сна. Не отдам я в срок долг – отберут у меня участок. Тогда конец моей свободной жизни я превращусь в раба. Рабами станут мои жена и дети. Не справедливы законы Афин.

Средняя Греция

демос

Аттика

ареопаг

Афины

архонты

Архонтом мог стать … _____________________

__________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _________________________

В нем участвовали … ______________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Зарождение демократии в Афинах»

ФИО (полностью)

Гущина Ирина Васильевна

Место работы

МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы»

Должность

учителя истории и обществознания

Предмет

история

Класс

Тема и номер урока в теме

Зарождение демократии в Афинах

Базовый учебник

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

«История Древнего мира», Просвещение, 2014

Цель урока: сформировать у учащихся понимание причин и значение проведения реформ Солона.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин», основные положения и итоги реформ Солона.

Метапредметные: уметь работать с документальными источниками, развивать умение отбирать самостоятельно нужные факты, события, делать

выводы, формулировать вопросы; уметь вести диалог на основе

равноправных отношений и взаимного уважения;

Личностные: уметь высказать и отстаивать свою точку зрения по основной

проблеме урока.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся – интерактивное занятие

Основные понятия темы: «демократия», «реформа», «гражданин», «Народное собрание»

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

Идея занятия: Данный урок по теме «Зарождение демократии в Афинах»проводится в 5 классе по учебнику «История Древнего мира» Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. У чебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах.

  2. Мотивационный блок.

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки (ответы детей)

Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов и себе и своим товарищам.

3. Актуализация знаний учащихся.

Блиц-опрос.

Вопросы зачитывает учитель (слайды)

1. Вспомните, на каком полуострове находилась Древняя Греция?

2. Назовите древнейшие полисы Древней Греции.

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Как называлась область, в которой располагался город Афины?

5. Скажите, пожалуйста, а кто живет в Афинах? На какие группы мы можем поделить население Аттики?

6. Как назывался в Афинах совет знати?

7. Как в Афинах называли правителей, избиравшихся каждый год из знатных людей?

8. Как по-гречески назывался простой народ?

9. Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

10. Чем отличалось положение должника в Афинах от положения должника в Междуречье по законам Хаммурапи?

11 .Как звали архонта, который прославился своими суровыми законами?

12. Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Проблемное задание

- Ребята, я хочу, чтобы вы послушали басню. О чем эта басня? (Ученик)

Отрывок из басни:

Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.

- Как вы думаете, случайно ли здесь прозывучала эта басня?

- Кто является главными героями басни?

- С какими слоями населения Древней Греции можно соотнести данных героев? (для этого вывести на экран слайд со схемой основных слоев населения)

Ответы учащихся.

(Ребята определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – демос)

Ребята,а сейчас мы с вами перенесемся в афинский порт Пирей. И послушаем спор двух афинян. Почему они спорят?

Сценка (слайд гавани)

В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.

- Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! – раздражённо продолжает он. – Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:

- Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, подёнщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведём мы род от самих богов. Не смей равняться с нами!- добавил аристократ с чувством превосходства. – Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот чем я отличаюсь от тебя.

-Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

-Чем гордились знатные люди?

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

- Почему этот богач не мог причислить себя к знати?

К какой группе населения мы можем отнести этого богача?(схема)

- Чем был недоволен этот богач? Чего он требовал?

(Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному )

- Считаете ли вы данное общество справедливым ? Что нужно сделать, чтобы улучшить положение демоса? Ответы учащихся (ребята определяют, что необходимы изменения в обществе)

Учитель вводит понятие «реформа», а учащиеся записывают определение в тетрадь (слайд)

- Кто-либо из вас был знаком с данным понятием? У нас в стране проводятся реформы?

В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку – Солону. И именно Солон будет проводить изменения (реформы) в Афинах, которые приведут к зарождению демократии.

- Итак, тема нашего урока «Зарождение демократии в Афинах ».( запись в тетради)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Да! Мы познакомимся с реформами Солона. И в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос: всегда ли реформы дают положительный результат? (проблемный вопрос)

4. Информационный блок.

4.1. Выступление учащегося

Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне () хрестоматия(я)

Вопрос учащимся : Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?

(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона – сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).

Давайте сделаем запись в тетради

(594 г. до н.э реформы Солона в Афинах)

4.2 . Какие же реформы провел Солон? Мы узнаем, выполнив задания по учебнику. Вы должны будете выполнить задания, которые будут даны каждой группе. Каждой группе будет предоставлено слово. Затем классу будут заданы вопросы. В ходе ответов вы должны сделать записи в тетради - Какие же реформы были проведены в Афинах?

(Работа с учебником 5 кл.)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина

( п. 2 - 3 на с.137-139) (144-146)

Учитель раздает группам раздаточный материал (приложение 1- 4)

группы работают

1. Задание: Прочитайте п. 2 на стр. 137-138 (144-145). Рассмотрите и опишите рисунок на стр. 138 (144.)

-Что изображено на рисунке?

-Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие?. Кто эти люди?

-

-Кого отпустили на волю?

(Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 144.

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.)

2.Задание. Прочитайте п. 2 на стр.137-138 (144-145.) Прочитайте отрывок из стихотворения на стр 139(145)

О чем это стихотворение?

-Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? Кто мог стать рабом в Афинском государстве?

-Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками

(Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

!!!Задание всему классу. Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона.

3 .Задание: Прочитайте п. 3 на стр.138 (145)

Кто мог участвовать в работе Народного собрания?

Кто мог стать архонтом?

(1. Возрастает роль Народного собрания. В нем теперь могли участвовать все взрослые афинские граждане.

2. На собрании решались самые важные государственные дела и принимались новые законы.

3. Главные должности теперь могли занимать не только аристократы, но и богатые люди из демоса.)

4 .Задание: Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина ( п. 3 на с. 144-142 (со второго абзаца).

Составьте рассказ, как изменился суд при Солоне.

Кто мог стать судьей?

Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от своего права стать судьей?

Ответы:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

г) З а исполнение должностных обязанностей в Афинах не платил.(Бедняки должны были работать, чтобы кормить свои семьи)

Какие же реформы провел Солон? Что вы записали в тетради7

Законы можно разделить на 2 части: (запись в тетради)

  1. Отмена долгов, долгового рабства.

2. Изменения в управлении государством .

4.3 Какое значение имели эти изменения? (установилась демократия)

Высшим органом, выражавшим волю народа, стало Народное собрание, т.е. власть стала принадлежать народу. Народ по-гречески- демос, власть- кратос, следовательно народная власть или власть народа – демократия. (установилась демократия)

Докажите, что благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия

5 . Аналитический блок

Ребята, у вас есть уникальная возможность услышать голос великого реформатора Древней Греции Солона.

Солон - Приветствую вас, юные граждане! Я Солон- первый архонт Афинского полиса! Хочу продекламировать вам свое стихотворение о проведенных мною реформах, после которого я дам вам задание. (текст стихотворения появляется на экране)

«Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих...
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав...
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов»

- Теперь скажите, какие реформы в Афинском государстве провел Солон? (вопрос появляется на экране)

Называются реформы:

Освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.

Обсуждение услышанного.

Вопрос учащимся:

- Означает ли мои реформы - полное уничтожение рабства в Афинах?

(Нет, остались привозные рабы-чужеземцы).

- Что имел в виду Солон, говоря «я точно волк, вертелся среди стаи псов»? Кто и почему был недоволен его реформами (Аристократы были недовольны отменой долгового рабства, демос – не произвел передел земли, а чужеземцы – не имели прав и для них сохранялось рабство)

Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.

- Какое значение имели эти изменения?

- (установилась демократия)

-Всегда ли реформы дают положительный результат?

Заполняем кластер (ученики выбирают нужные карточки с клеевой основой и приклеивают их лист бумаги)

    уважение прав меньшинства

    выборы,

    свобода личности

    справедливый суд

    уважение прав граждан

    выборность власти

    неограниченность власти

- Какие реформы проводятся у нас в стране? (ответы учащихся)

Можно ли назвать наше государство демократичным? А почему?

Вывод урока:

Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса.
- Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства.
- Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.

6. Оценочный блок

7. Рефлексивный блок

Ребята, закончите предложения:

Урок был для нас полезным, потому что……

Оказывается, что демократия…

Оказывается, что реформа…

Оказывается, Солон…

Как мы можем использовать полученные знания?

Домашнее задание: § 30, вопросы в конце параграфа;

термины «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин»;

подготовить сочинение-рассуждение «Последствия солоновских реформ»;

для любознательных: прочитайте рассказ Ге­ родота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос: «Почему царь Лидийского царства Крез назвал Солона совер­ шенно глупым человеком?»

Приложение

1. Задание: Прочитайте п. 2 на стр. 137-138 .Рассмотрите и опишите рисунок на стр. 138

-Что изображено на рисунке?

-Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

- Как по закону Солона человек отвечал за долги?

-Кого отпустили на волю?

-Кого выкупали за деньги государства?

2 . Задание : Прочитайте п. 2 на стр.137-138. Прочитайте отрывок из стихотворения на стр 139

О чем это стихотворение?

-Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах?

-Кто мог стать рабом в Афинском государстве?

-Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками?

3 . Задание : Прочитайте п. 3 на стр.138

Составьте рассказ, как изменилось управление при Солоне.

-Какой орган власти решал все важные государственные дела?

-Кто мог участвовать в работе Народного собрания?

-Кто мог стать архонтом?

4 . . Задание : Прочитайте п. 3 на стр 139 (со второго абзаца).

Составьте рассказ, как изменился суд при Солоне.

-Кто мог стать судьей?

-Кто мог присутствовать на заседании суда?

-Как выносилось решение суда?

-Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от

своего права стать судьей?

4.2 Заполняем кластер (ученики выбирают нужные карточки с клеевой основой и приклеивают их лист бумаги)

    принятие решений народом, т.е. большинством,

    уважение прав меньшинства

    выборы,

    свобода личности

    беспрекословное подчинение людей власти

    безусловная преданность вождю

    участие народа в управлении государством

    справедливый суд

    уважение прав граждан

    выборность власти

    неограниченность власти

    граждане не могут контролировать власть

    принятие властью законов по своему усмотрению

    строгая дисциплина и преданность вождю.

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах; обеспечить усвоение понятий “демократия”, “реформы”;
  • ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами;
  • развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события;
  • воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки. – подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.

Оборудование:

  • Карта “Древняя Греция”,
  • схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
  • таблица “Законы солона 594 г. до н.э.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек хочет в разной степени оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

– Каким образом можно прославиться? (Совершая хорошие поступки.)

– Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

III. Проверка домашнего задания.

  • Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая.)
  • Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”.)
  • В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
  • Объяснить значения слов:
    полис, ареопаг, архонт, долговое рабство.
    Полис – город-государство в Древней Греции, жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия.
    Ареопаг – совет знати государства.
    Демос – простой народ, не участвовавший в управлении государством
    Архонты – девять самых знатных и богатых правителей государства.
    Агора – площадь в Афинах, где проходили Народные собрания.
  • В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика.)
    Покажите эту область на карте.
  • Покажите главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?

IV. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

  • Афинский демос и его требования.
  • Демос восстает против знати.
  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.
  • Перемены в управлении Афинами.
  • Солон покидает Афины.

(В ходе объяснения учителем новой темы учащиеся составляют схему в тетрадях, делают основные записи.)

Работа по схеме.

Все население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами? (Должники. )
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах? (Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.)
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть? (Знатные. )

Знатных людей называли – аристократами, в переводе с греческого “благородные, лучшие, знатные люди, господа”.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики? (Демос: земледельцы, ремесленники, купцы.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником.

– Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.)

Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души.

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

– Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

– Чем гордились знатные люди?

Рассказ учителя.

Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному. Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. К началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было – любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь, но всегда многому учусь”. Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: “Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет”.

Особенно прославился Солон, во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова. Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова. Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Работа с учебником. Чтение § 30 п.1.

Работа с таблицей.

Законы Солона. 594 г. до н.э.

Закон. Основное содержание.
1 Прощение долгов. Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.
2 Запретить обращать в рабство за долги. Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны.
3 Выборность судей. Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.
4 Регулярный созыв народного собрания (экклесия). В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.
Значения законов. Заложены основы демократии.

Законы Солона по своей сути можно разделить на 2 категории:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

Работа с рисунком, стр. 138 (отмена Солоном долгов).

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни. Опишите рисунок.

– Почему одни афиняне ликуют, а другие негодуют. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде, отберут имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Солон велел выкупить за государственные деньги всех рабов – должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона (“должники ”).

– Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы – чужеземцы остались.)

– Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил.)

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Вывод: Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии”, в переводе с греческого “власть народа”.

V. Закрепление пройденного материала. Решите кроссворд.

По вертикали: 1) Верхний город. 2) Афинский архонт составивший свод законов отличавшихся особой жестокостью.

По горизонтали: 1) Основатель первой афинской демократии. 2) Свободные жители Афин, принадлежащие к постоянному населению.

VI. Итог урока.

Реформы Солона заложили основы демократии: отменили логовое рабство; народ получил право участвовать в управлении государством

– После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке. Рефлексия: заполнение листков самооценки.

VII. Домашнее задание.

  • Параграф № 30. Вопросы на с.139.


Похожие публикации