Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Расчеты электронными средствами платежа. Осуществление расчетов с использованием электронного средства платежа. В каких случаях надо применять ККТ

1. Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента, упрощенной идентификации клиента - физического лица или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2. В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом - физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.

5.2. Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

5.3. Оператор электронных денежных средств при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязан предоставить клиенту - физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных указанным Федеральным законом способов упрощенной идентификации, а также предоставить указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование электронного средства платежа.

6. Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств, если в результате такого перевода будут превышены суммы, указанные в частях 2 , , и 5.1 настоящей статьи. При этом за счет остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица по его распоряжению могут осуществляться операции, предусмотренные частями 20 и 21 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае превышения суммы, указанной в части 7 настоящей статьи, оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по через электронные системы ими в последнее время активно пользуются как физические лица, так и компании. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета - "Сбербанк ОнЛ@йн", "Альфа-Клик" от Альфа-Банка и "Телебанк" от ВТБ 24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет-платежи, мобильные связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы.

Ключевым правовым актом, регулирующим использование электронных , является Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ. Часть его положений вступила в силу с 29 сентября 2011 г., но в полном объеме этот документ заработал с 1 января 2013 г. Данным Законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие.
Кроме этого, данным Законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента.
Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на:

  • персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма. При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными. Однако за данную операцию оператором взимается комиссия;
  • неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе.

Для клиентов - юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены.
Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ им является кредитная организация, в т.ч. небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе осуществлять перевод электронных денежных средств.
Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, т.к. организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо. То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут.

Сообщить куда следует

Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы.

Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен пп. 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ.

Кроме этого, расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Помимо этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ).

Бухгалтерский учет электронных денежных средств

Из анализа норм Закона N 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 "Специальные счета в банках", а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам.

Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".

Например:

Дебет 55 Кредит 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами;

Дебет 51 Кредит 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет;

Дебет 76 Кредит 55 - учтена комиссия за перевод денег;

Дебет 91 Кредит 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов.

Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете необходимо иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету.

Налоговый учет электронных денежных средств

НДФЛ

При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу у вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет (п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, у вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. То есть поступление денег от физического лица на ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах.
Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактура в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету.

Налог на прибыль

Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

На момент публикации этой статьи новые поправки в закон 54-ФЗ о применении кассовых аппаратов ещё официально не приняты, но законопроект №344028-7 27 июня 2018 года был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту России. Он вступит в силу сразу после его опубликования.

Законопроектом внесены изменения и в порядок расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями. Это касается расчетов и между двумя организациями и между двумя ИП.

Особенно "весело" будет с июля 2019 года.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что изменилась формулировка пункта 9 статьи 2.

Старая редакция

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Новая редакция

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Принципиально ничего не поменялось. Как и прежде, если организация или ИП получает выручку на свой расчетный счет от другой организации или ИП, то чек пробивать не надо.

И, как и прежде, здесь есть одно исключение - если организация или ИП расплачивается с вами с помощью электронного средства платежа с его предъявлением.

Что такое "электронное средство платежа с его предъявлением"? Это, например, сотрудник с корпоративной картой пришел в магазин и предъявил её кассиру. В этом случае кассир обязан пробить чек.

Но вот тут начинается самое интересное....

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

2) идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента);

3) сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

4) сумма акциза (если применимо);

5) регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

То есть, если с вами расплачивается юридическое лицо или ИП корпоративной картой, то кроме стандартных реквизитов чека с 1 июля 2019 года придется вводить данные такого покупателя - его наименование, ИНН и т.д. по списку, приведенному в п. 6.1.

Как это будет реализовано технически, сейчас сказать трудно. В настоящий момент в онлайн-ККТ не предусмотрена возможность введения таких реквизитов покупателя.

А зачем это вводят? Зачем налоговой видеть какая именно организация у вас приобрела товар или услугу?

А потому что никто не отменял лимит расчетов наличными деньгами (а в п. 6.1 указано, что новые требования к кассовому чеку распространяются и на расчеты налом) между организациями или ИП.

С 2014 года действует Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", согласно п. 6 которого наличные расчеты между организациями и/или ИП в рамках одного договора не могут производиться в размере, превышающем 100 тысяч рублей.

Организации или ИП, производящие расчеты посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в настоящее время не предусматривает применение ККТ, обязаны ее применять после 1 июля 2018 года ().

Напомним, что ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных законом (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ " "; далее – Закон № 54-ФЗ).

Так, под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей ().

В свою очередь электронное средство платежа – это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ " "). В качестве примера можно привести "электронный кошелек".

В то же время при оплате товаров путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией (п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 " ").

Таким образом, при осуществлении расчета электронными средствами платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

При этом ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или ИП ().

Право не применять ККТ сохраняется за организациями и ИП, осуществляющими расчеты такого рода средствами, до 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при ").

Кроме того, следует учитывать, что в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, не содержал положений, освобождающих от применения ККТ пользователей ККТ при осуществлении расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

Ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?» можно найти в законодательстве РФ.

Электронное средство платежа

Выдержка из Федерального Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ»:

Электронное средство платежа в терминологии Закона N 161-ФЗ (п. 19 ст. 3) — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации.
Операторы по переводу денежных средств являются ключевыми субъектами национальной платежной системы. Это организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств. Ими являются:

— Банк России;

— Внешэкономбанк;

— кредитные организации, обладающие правом на осуществление переводов денежных средств.

2. Виды электронного средства платежа

Существует два вида электронного средства платежа, которыми могут воспользоваться физические лица – это персонифицированное и неперсонифицированное средство платежа.

Персонифицированное средство платежа используется при перечислении физическими лицами сумм, превышающих 15 000 руб., либо эквивалентной суммы в валюте.при данном виде электронного средства платежа устанавливается сведения о клиенте с применением оригинальных документов или заверенных у нотариуса копий. Оператор дает гарантию о неразглашение данной информации третьим лицам. Все платежи идентифицируются при таком виде средства платежа, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте по курсу Банка России).

Электронное средство платежа является неперсонифицированным, если в отношении клиента не была проведена идентификация, т. е. оператор не установил сведения о клиенте. В этом случае, лимит по операциям и остатке денежных средств меньше, чем при персонифицированном средстве платежа.

Общий объем переводимых денежных средств с одного неперсонифицированного средства платежа не должен превышать 40 000 руб. в месяц, а остаток в любой момент времени должен быть менее 15 000 руб.

Можно сделать вывод, что при идентификации своего клиента, оператор доверяет ему больше – это отражается в сумма, которыми клиент может оперировать. Неперсонифицированный же счет урезан в таких возможностях.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязательно проходят идентификацию при создании корпоративного электронного средства платежа. Остаток денежных средст на таком средстве платежа на конец рабочего дня не должен превышать 100 000 руб., либо суммы в иностранной валюте эквивалентной 100 000 руб. по курсу Банка России.

3. Назначение электронного средства платежа

Электронное средство платежа предназначено для увеличение скорости передачи платежных инструкций. Благодаря данному виду средства платежа упрощается обработка информации по банковским операциям, а так же снижается стоимость обработки платежных документов.

Следующие назначения больше относятся к преимуществам:

  • Удобство. Так покупателю удобнее иметь несколько платёжных карт, чем кучу денег и мелочи в кошельке, но также следует знать, что электронные средства платежа не обладают официальным статусом законного платежного средства.
  • При использовании пластиковой карты, она может использоваться как виртуальное хранилище денежных средств.
  • При краже карты владелец может сохранить денежные средства, заблокировав карту.

Всё вышесказанное отражает ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?».



Похожие публикации