Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему. Урок-исследование "условия прорастания семян" Благоприятные условия для прорастания семян

Условия прорастания семян

Определение 1

Прорастание - это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Необходимое условие для прорастания семян – период покоя. Если этот период значительно затягивается его стоит искусственно нарушить.

Методы нарушения периода покоя

Различают три метода нарушения периода покоя:

  • Стратификация;
  • Скарификация;
  • Промывание водой.

Определение 2

Стратификация – подготовка семян к прорастанию.

Для того чтобы подготовить семена, их смешивают с увлажненным песком на срок от $30$ до $90$ дней при определенной температуре $5^\circ \ C$. Время выдержки зависит от вида растения. За этот период времени в семенах происходит физико-биохимические процессы, которые способствуют к прорастанию семени.

При повреждении кожицы открывается доступ к воздуху и влаги для семени, что способствует их набуханию и прорастания. Повреждение возможно механическое, или вызывается кратковременным действием крепкой сульфатной кислоты.

Определение 4

Промывание водой – процесс удаления из семени веществ, которые тормозят прорастания.

Факторы внешней среды для прорастания семян

Также большое значение для прорастания семян является энергия прорастания. Энергия прорастания зависит от факторов внешней среды, и характеризует посевное качество семян.

Вода, температура, свет, воздух, физиологические активные вещества относятся к факторам прорастания семян.

Влияние воздуха на прорастание

При прорастании семя дышит, поглощая при этом кислород, необходимый для окислительно-восстановительных реакций в клетках. Эти реакции стимулируют деление и рост клеток зародыша. Для того чтоб убедится в необходимости воздуха, проведем опыт.

Пример 1

Возьмем три стакана и поместим в них сухие семена пшеницы. Первый стакан накроем блюдце, во второй вместе с семенами поместим мокрую вату и также прикроем блюдцем, а третий наполним водой. Оставим на пару дней. В третьем случае семена не прорастут, а только набухнут, так как для самого прорастания семенам не хватает воздуха, который необходим для дыхания .

Влияние света на прорастание

Реакция на свет обусловлена действием его на обмен стимуляторов или ингибиторов в семенах. Так различают светолюбивые и темнолюбивые растения. Многие семена лучше прорастают в темно месте.

Влияние воды на прорастание

Вода необходима для набухания семян. Во время набухание кожица семени повреждается, затем появляются корешок и стебелек зародыша. Вода помогает всасывать необходимые питательные вещества семени для необходимого прорастания. Для убеждения необходимости данного фактора, проведем опыт.

Пример 2

Возьмем две емкости и поместим там семена фасоли. Первую просто накроем блюдцем, а в другую поместим мокрую вату и также накроем. Через пару дней заметим, что во втором случае семена проросли.

Количество воды для разных видов растений различно. Так для бобовых растений необходимо больше воды по отношению к злаковым растениям.

Значение температуры на прорастание

Не менее необходимым условием для прорастания является температурный режим. Определенное растение имеет свою благоприятную температуру. Одни культуры прорастают при $+2^\circ \ C$, другие – выше $+15^\circ \ C$. Зная температурные предпочтения культур, в сельском хозяйстве, разработан посевной календарь.

Теплолюбивые растения прорастают, при высоких температурах, являются выходцами из теплых широт, а при низких температурах прорастают холодостойкие – выходцы из северных районов.

Физиологически активные вещества на прорастание

Для того чтобы зародыш рос, он должен питаться. Питательные вещества семени находятся в эндосперме или в семядоли. При ограниченном запасе физиологических активных веществ зародыш будет медленно развиваться, или совсем может погибнуть. Для предотвращении этого фермеры вносят стартовые удобрения. Поглощая питательные вещества, в зародыше, происходит обмен веществ: поглощении кислорода и выделение углекислого газа.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод. Для прорастания семени необходимо наличие воды, тепла, света, воздуха и питательных веществ. И если исключить хоть бы один из факторов, семена не прорастут.

Превращение веществ в прорастающем семени

При прорастании семени в эндосперме и семядолях происходит разложение запасных веществ, в том числе и белков. Одновременно в зародыше начинаются синтетические процессы за счет тех веществ, которые протекают к нему.

Общее количество азотных веществ остается на одном уровне, не смотря на то что, происходит энергетический распад белков, потому что при этом накапливаются аминокислоты и аспарагин.

Резко уменьшается количество крахмала, но количество растворимых сахаров не уменьшается. Сахара расходуются на процесс дыхания, который очень энергично происходит в прорастающем семени. В результате дыхания непосредственно образуются богатые энергией вещества АДФ и АТФ, выделяются вода, углекислый газ и тепловая энергия. Сахара образуют клетчатки и гемицеллюлозы. Минеральные вещества остаются постоянны. Катионы регулируют осмотическое давление и коллоидно-химические процессы в новых клетках.

С момента прорастания начинается самостоятельная жизнь нового растения. В процессе прорастания зародыш переходит от покоя к активному росту. Его зачаточные органы увеличиваются в размерах.

Покой

Образовавшееся семя, как правило, прорастает не сразу. Сначала оно находится в покое. Покой семян может быть связан:

  • с отсутствием условий для прорастания;
  • с недоразвитием зародыша;
  • с наличием веществ, тормозящих прорастание.

Для прорастания семян необходимы определённые условия.

Главными условиями являются:

  • вода;
  • воздух;
  • достаточное количество тепла.

Вода является стартовым условием. Содержание её в покоящихся семенах не превышает 14%.

При повышении влажности начинается рост зародыша и биохимические процессы в запасающих тканях.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Температура роста у каждого вида своя. Клевер прорастает уже при +1 градусов по Цельсию, дыня – при +15.

Условия прорастания семян разъясним при помощи таблицы

Влияние света отмечено у небольшого числа видов. Многие растения способны прорастать и на свету, и в темноте.

Начало прорастания

Начинается прорастание с поглощения воды. Вода проникает в семя через специальное отверстие в кожуре, которое называется микропилем. Семя набухает.

Рис. 1. Набухшие семена.

Сложные запасные вещества разлагаются до более простых, пригодных для питания зародыша.

При прорастании семена оказывают сильное давление на окружающие предметы. Известны случаи, когда набухшие семена разрывали корпуса затонувших кораблей.

Появление корня

Первым семя покидает зародышевый корешок.

Это необходимо для закрепления растения в почве и перехода к самостоятельному почвенному питанию.

Эндосперм постепенно сморщивается, его вещества расходуются на рост корешка.

Рис. 2. Появление зародышевого корешка.

Корешок выходит через микропиле или разрывает семенную кожуру.

Корень всегда стремится вниз. Если проросшее семя в почве перевернуть, направив корень вверх, то он снова повернёт вглубь.

Появление проростка

Корень растёт, от главного корня отходят боковые. Теперь, когда всё семя может опереться на корни, оно выносится вверх растущим стеблем. Стебель, в отличие от корня, стремится к свету.

Семядоли, которые являются первой парой листьев, могут подниматься над землёй, или оставаться в почве.

Рис. 3. Стадии прорастания семени.

Заканчивается прорастание с переходом растения на потребление солнечной энергии.

Сроки прорастания

Время прорастания семян различно и зависит от:

  • температуры;
  • качества семени;
  • вида растения;
  • количества запасных питательных веществ.

У большинства растений сроки прорастания - от 3 до 22 дней.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили какие структуры семени принимают участие в прорастании. Это зародыш и запасные вещества эндосперма или семядолей. Мы выучили условия и этапы прорастания семян: набухание семени, выход корешка, образование проростка. Этапы прорастания общие для всех растений. Влияние условий у разных видов несколько различается.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 482.

В этой теме поговорим о том, какие необходимо соблюдать условия для прорастания семян. Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды: допустим у нас есть два стакана, в первый из которых мы поместим сухие семена пшеницы и фасоли и сверху прикроем блюдцем. В другой стакан поместим такие же сухие семена, но уже с помощью мокрой ваты либо фильтровальной бумаги, и также сверху прикроем блюдцем, чтобы влага из стакана не выходила. И оставим их на 3-4 дня. Отсюда не сложно догадаться в каком из стаканов прорастут семена, естественно во втором. Следовательно, для прорастания семян необходима вода.

Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.

Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. К нашим двум стаканам, пример которых был описан выше добавим ещё один стакан на дно, которого положим семена пшеницы и наполним его водой. В данном случае семена не прорастут, а только набухнут. Возникает вопрос. Почему? Стакан ведь наполнен водой? Стакан хоть и наполнен, но воздуха семенам не хватает. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.

Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло. Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких как огурцы и тыквы прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена и принято устанавливать сроки посева.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для прорастания семян необходимы три условия: наличие воды, воздуха и тепла. Если не будет соблюдать хотя бы одно из условий, семена не прорастут. Поэтому при посеве семена надо помещать во влажную разрыхлённую почву, нагревшуюся до опреде­лённой температуры.

Для разных растений в зависимости от их потребности в тепле устанавливают различные сроки посева: ранние, средние или поздние.

Открытый урок биологии по ФГОС в 6м классе на тему: «Условия прорастания семян»

12.10.15 г.

Туаева Бэла Суреновна

Цель урока:

Формировать УУД.

Задачи урока:

Развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека ; (личностные УУД)

Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах ; (познавательные УУД)

Видеофрагмент: «Прорастание семени»

Вступительное слово учителя:

Ребята, посмотрите, как этот маленький проросток упорно и настойчиво тянется вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как росточек к свету. Ведь не зря же существует поговорка «Ученье - свет, а неученье - тьма». А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.

Скажите, пожалуйста, ребята, что я держу в руках? (семя и проросток).

Чем они отличаются?

Почему одно семя проросло, а другое нет? (нет необходимых условий).

Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, какие же условия необходимы для прорастания семян.

Записываем тему урока (Слайд 1) и попробуем сформировать цель нашего урока «Изучение условий прорастания семян»

Я уже сказала, что урок у нас будет необычный, а урок - исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования . (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

Рассуждаем над каждым словом темы.

Условия (- это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; - это требования)

Прорастание -(это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка. Дать росток, заставить дать росток. По способу прорастания растения делятся на два типа: подземный тип, надземный тип. Слайд 3)

Семя. - Что мы знаем о семени? (Орган размножения семенных растений, строение семени).

(Слайд 4). Рассказ о строении семян двудольных и однодольных растений.

Что общего у семян однодольных и двудольных растений? (наличие семенной кожуры, питательных веществ и зародыша).

Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений? (у однодольных семян одна семядоля, у двудольных- две семядоли)

Где хранится запас питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений? (у однодольных семян запас питательных веществ хранится в эндосперме, у двудольных в семядолях).

Все вспомнили.

Давайте попробуем сформировать гипотезы. Мы предположили, что для прорастания семян необходимы: тепло, свет, пища, почва, вода и воздух (Слайд 4).

Формулируем задачи (слайд 5):

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Отличаются ли условия прорастания семян для разных растений?

В какие сроки сеют семена?

На какую глубину сеют семена?

А теперь мы приступим к решению наших задач. Приступаем к сбору информации. Где вы его можете найти?

Объединяемся в группы. Задание для каждой группы у вас имеются на столах. Я даю вам на это 3-4 минуты.

Выступление первой группы экспертов:

Влияние воды на прорастание семян (слайд 7,)

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

Вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Выступление второй группы экспертов:

Изучение необходимости кислорода для прорастания семян . (Слайд 8)

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

Вывод : толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Выступление третьей группы экспертов .

Влияние температурных условий на прорастание семян. (Слайд 9)

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

Вывод : при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

На прорастание семян влияют температурные условия.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения . Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.

Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения . Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.

Учитель: Способность семян прорастать при определенных температурах связано у многих растений с их географической родиной. Выходцы из северных районов Земли прорастают при более низких температурах, чем выходцы из южных, особенно тропических, районов. Например, семена овса могут прорастать при температуре 0...+1 0 С, а семена кукурузы — только при температуре не ниже +12 0 С. Минимальная температура для прорастания семян дыни, сладкого перца, пальм, орхидей, бегоний, кактусов, узамбарской фиалки составляет +20...+25 0 С.

Выступление четвертой группы экспертов .

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян (слайд 10) .

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку Петри поместили семена фасоли полноценные, с двумя семядолями, во вторую - семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан - проросток, полученный из полноценного семени, во второй - проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй - маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод : размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Учитель : На какую глубину можно заделывать семена?

Выступление пятой группы.

Влияние глубины заделки семян в почву(слайд11) .

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена фасоли и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором - по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором - быстрее и проросток развивался быстрее.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени :

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы .

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Учитель: Мы уже определили, какие условия необходимы для прорастания семян?
Ответы учащихся : Для прорастания семян необходимы: вода, воздух и тепло.
Учитель : Это экологические факторы неживой природы, они называются абиотическими. Достаточно ли этих факторов для прорастания?
Ответы учащихся: Используются питательные вещества семени в процессе прорастания, которые содержатся в семядолях и эндосперме.
Учитель: Посмотрите на диаграмму. Не хватает еще одного фактора окружающей среды. Какого? Нам поможет выяснить это минута игры «Что? Где? Когда?». Итак, «Черный ящик». Внимание, знатоки! Этот фактор может быть минимальным, максимальным или даже отсутствовать. Минимальное и максимальное значение его резко противоположны по смыслу. В закрытом ящике фактор отсутствует, в открытом ящике фактор имеет максимальное значение. Внимание вопрос! Назовите экологический фактор, о котором шла речь. Укажите минимальное и максимальное значение данного фактора.

Ответы учащихся: Это темнота и свет. Они оказывают влияние на прорастание семян.
Учитель: Правильно, не прорастут на свету семена растений, приспособленных к прорастанию в темноте.

Выступление шестой группы.

Влияние света на прорастание семян (Слайд 12)

Для эксперимента были одновременно посажены семена фасоли в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью. Семена подсолнечника могут прорастать как на свету, так и в темноте, потому что у них грубая, непрозрачная кожура плода не пропускает свет к зародышу, поэтому семя прорастает с одинаковой быстротой и в темноте, и на свету. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету так как лучи красного или синего света угнетают появление проростков, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.

Но для большей части семян присутствие света необязательно.

Выводы по экспериментальной работе делает учитель.

Учащиеся фиксируют их в тетрадях.

Учитель: В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку. (Слайд № 13 видеофрагмент).
Этапы прорастания семян.

1 этап - Поглощение воды.
2 этап - Набухание семян.
3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.
4 этап - Появление корешка.
5 этап - Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста - появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка - зародышевый побег.

Итак, что вы записали в таблицы. Какие условия необходимы для прорастания семян? (вода, воздух, тепло, питательные вещества)

Ребята, в адрес нашего класса пришло письмо с таким текстом:

«Уважаемые учащиеся 6 «а» класса! Скоро посевная пора, и я решил прорастить семена для посева: в стакан с семенами налили немного воды, так чтобы вода не покрывала полностью семена; поставили в тёплое место. Были все условия, необходимые для прорастания семян - вода, воздух, тепло. Но вот результат: одни семена проросли, другие - нет. Подскажите, пожалуйста, в чем проблема, а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки. Заранее Вам благодарен, Вася Забывакин»

Как вы думаете, почему не все семена у Васи проросли?

Для того, чтобы семена проросли, необходим живой зародыш. Семена с живым зародышем называются всхожими (записываем в тетради).

Не все семена обладают способностью прорастать сразу после созревания. Семена яблони, клёна и других растений нуждаются в длительном периоде покоя. Благодаря этому кратковременные зимние оттепели не вызывают прорастания семян, иначе проростки могли бы погибнуть при первом заморозке, т.е. период покоя даёт возможность пережить неблагоприятные условия жизни.

Спасибо вам, юные биологи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли?

Условия прорастания семян

(Проверка таблицы)

Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура, питательные вещества и наличие живого зародыша).

А какое практическое значение имеют эти знания?

Зная условия прорастания семян, можно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

А как правильно хранить семена в домашних условиях?

Сообщение ученика об условиях хранения семян:

«В домашних условиях семена хранят в прохладном и сухом месте, в деревянных или жестяных коробках, бумажных пакетах; семена с твёрдыми оболочками часто хранят в песке. В ящики на дно насыпают песок, затем кладут слой семян, снова песок и т.д. На зиму ящики зарывают в землю на глубину 25 - 30 см. или ставят в сарай и накрывают соломой».

И скоро наступит время посева культурных растений. Знания, полученные сегодня, нам, конечно, помогут. Но у меня возник ещё вопрос. Люди говорят: «От плохого семени не жди хорошего племени». А как определить - хорошие или плохие семена я взяла для посева, ведь по внешнему виду это не определить?

Мало убедиться в том, что семена имеют хороший внешний вид: не повреждены, не потемнели, не потеряли блеска. Чтобы быть уверенным в качестве семян, их надо проверить на всхожесть. Как быстро определить качество семян? Часть имеющихся у вас семян нужно опустить в воду. Всплывшие семена отбросить, а потонувшие можно использовать для посева.

- «Зададим вопрос самому растению», - любил говорить К.А. Тимирязев, когда надо было узнать что-то о жизни исследуемого им растительного организма, - «Растение безгласно, немо, но исследователь ставит его в такие условия, в которых оно даёт ответ разными проявлениями жизни».

Вот и сегодня мы смогли ответить на многие вопросы с помощью опытов с семенами.

Выводы по уроку:

Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.

При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.

Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.

Ребята, что сегодня на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового вы сегодня узнали?

Чему вы научились?

(на один и тот же вопрос отвечают несколько человек)

Рефлексия.

Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Это можно отразить на дереве успеха, отметив необходимый ответ (красный листочек-«3», желтый листочек - «4», зеленый -«5»).

Подведение итогов:

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Как нам это удалось?

Подумайте кому нужны знания о прорастании семян.

Домашнее задание:

Расскажите родителям, бабушкам об условиях прорастания семян

Выясните, как проращивают семена в вашей семье, какие семена вы проращиваете

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

1.Образовательные

Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

Семена фасоли, гороха, риса. тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, прорастания семян»,таблицы: «строение семян однодольных и двудольных растений»

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «условия, необходимые для прорастания семян »

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Класс: 6 «В»

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

1.Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

Семена фасоли, гороха, риса. тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, прорастания семян»,таблицы: «строение семян однодольных и двудольных растений»

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «условия, необходимые для прорастания семян »

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

А как дать жизнь семени, какие условия необходимы для прорастания семян и является темой сегодняшнего урока. Записываем тему урока в тетрадь: «Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян».

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка .

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый, полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Цель нашего исследования - «Изучение условий прорастания семян»

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод , что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию(это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?

Ответ: Вода, воздух и тепло.

Вопрос: Как называются эти факторы?

Ответ: Это факторы неживой природы.т.е .абиотические факторы.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли этих факторов для прорастания семян?

Ответ: Нет

3.Давайте исследуем влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. .

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем, в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. .

4. Давайте исследуем как влияет глубина заделки семян в почву.

Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

Глубина заделки зависит от:

1. размера семени:

А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.

Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы

В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.

Работа учащихся с текстом параграфа №38, стр.185

Самые мелкие семена имеют орхидеи. Длина семени орхидеи – не больше 1 мм, 1 млн. семян орхидеи весит меньше 28 г. Величина семени никоим образом не влияет на размеры растения, которое из него вырастет: орхидеи вырастают более крупными, чем другие, у которых семена крупнее. А огромное красное дерево начинает свою жизнь с крошечного семени длиной не более 1,6 миллиметра.

2. качества почвы .

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Давайте исследуем как влияет свет на прорастание семян.

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету, так и в темноте.

Из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, (семена подсолнечника), т. к. она не пропускает свет.

Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака.

6.Учитель делает вывод о том, какие условия необходимы для прорастания семян.

Запись учащимися в тетради схемы слайда.

7. Вопрос: Объясните значение поговорки: « Один день год кормит»

Чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Вопрос: Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. «Почему?»

В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что приводит к гибели семян.

В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром.

Агротехника посева имеет большое значение: необходимость знать сроки посева семян, рыхление почвы перед посевом, свойства почвы.

Растения дают нам жизнь

Об этом знают даже дети,

Но как же появляются

Растения на свете?

Вырастают они из семян

Что мы видели с вами не раз

Но почему, спросите вы,

Не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост

Найдете в книге вы:

«Для прорастания семян

Условия нужны!»

И первое, конечно же,

Наличие воды, а во-вторых, тепло

Будь хоть зима, хоть лето

И воздух, чей состав так сложен

Для прорастания им нужен.

И если все это сложить

Солнце, воздух и вода

Немного времени, немного времени

И с вами, увидим, как из семя

Такой знакомый человеку

Зеленый маленький листочек

Покажет тоненькую ручку,

Как листики с кленовых почек.

Заключение:

Учитель: Итак, для прорастания семян необходимы: вода, воздух, тепло, питательные вещества семени, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубину заделки семян, которая зависит от размера семян и свойств почвы.

Вопросы к учащимся:

Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление?

Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Что на уроке было интересным?

Что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Закрепление полученных знаний на уроке

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143

Подведение итогов урока: учитель подводит итоги работы, оценивает активно работающих на уроке учащихся.



Похожие публикации