Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Повесть Александра Куприна “Яма”, краткое содежание. Повесть Александра Куприна “Яма”, краткое содежание Куприн яма краткое

Классика. Но написанная таким простым и доступным языком, что читается не в пример легче многих современных книг.

Самая главная особенность романа - деликатность, с которой описано такое заведение как публичный дом. Обо всем говорится откровенно, но - ни капельки грязи, которая теперь разливается мутными потоками даже в произведениях о супружеской жизни, а уж из телевизора просто хлещет. Не надо никаких грубых слов: есть «девушки» и есть «посетители», а вся эта жизнь представляется совершенно отчетливо. Как говорит Платонов, «в этом-то весь и ужас, что нет никакого ужаса». Просто целая Система, охраняющая «притоны разврата», который иначе пошел бы в спальни и детские честных домов.

А ведь в некотором смысле и пошел. Меняется общество, и взгляды тоже. Поблекли понятия «блуд», «грех». Порнографические картинки, на которые когда-то облизывались сладострастники, теперь кажутся чепухой. «Стерлась граница между городом и деревней»: проституция в некоторых странах относится к сфере развлечения, а то и бытовых услуг. Торговля телом стала проще, никого не волнует чья-то невинность или количество прежних связей, не так страшат болезни, которые когда-то были равносильны смертному приговору.

И «Яма» читается поэтому как очень скромная книга, пожалуй даже с некоторой долей романтики. Будни с привычным однообразием, которые оживляют неожиданные события; «коммерция» этого дела; судьбы девушек. Без всякого смеха, это один из немногих романов о НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЕ. Вывернутой, как и все в том странном мире, живущем по особым законам, где лучшим возлюбленным представляется вор и бандит, обирающий женщину, но способный ради нее же пойти на убийство...

В книге очень много философских и социальных вопросов, тоже изменившихся, но существующих и сейчас, и остроумный взгляд на суть отношений мужчин и женщин.

Были ли злом публичные дома? Вот их закрыли - а само ремесло никуда не делось, просто женщинам стало намного труднее и опаснее на улицах. Придет ли конец этому явлению? Сомнительно, оно как «древнейшее», так и, видимо, на все времена. Поэтому никогда не лишне узнать об этой стороне жизни. Особенно матерям и юношеству.

Оценка: 10

В те далекие времена, когда мне впервые попала в руки эта книга, я воспринял ее как самую настоящую фантастику, хоть и очень специфическую. Описываемые автором реалии выглядели жутко, отвратительно, но, к счастью, совершенно не реалистично. Увы, сейчас книга Куприна снова вернулась в разряд сурового реализма. Тысячи наших соотечественниц занимаются тем же самым в своей стране и за рубежом в подобных же отвратительных условиях. И вот именно обыденность происходящего, попытки героинь доказать самим себе и окружающим, что ничего страшного не происходит, что жизнь есть жизнь и у каждого своя профессия, и производят самое тяжелое впечатление от книги. Попытка бросить вызов системе и попытка подстроиться под нее караются одинаково тяжело и только самым хитрым и подлым удается нет, не вырваться из этого замкнутого круга, а просто занять в нем местечко поприбыльней.

Помниться, как лет двадцать назад прогремела «Интердевочка», и какой привлекательной казалась изображенная в ней сладкая жизнь. Лучше бы малолетние дурочки, попавшиеся на эту приманку, почитали бы Куприна.

Оценка: 8

:rev: Сказать, что это мой любимый роман - не могу. Но десятку поставила с легкостью, меньше ставить нельзя. Ну ни как нельзя!

Долго не могла понять, почему в нашем книжном шкафу шеститомник автора (тот самый, зелененький, «огоньковский«!) стоит без одного тома. Версия - «зачитали», звучала неубедительно. Оказалось прятали, прятали, что бы любопытная девчонка не прочитала именно «Яму»...

Забота о нравственности подрастающего поколения!

Нашла, прочитала, обалдела.

Будни публичного дома, его обитательниц и гостей выписаны без прикрас. Хочется плакать и скрипеть зубами от такой перевернутой жизни. Девушек жалко и одновременно противно читать об их мелких интрижках.

Низкий поклон Александру Куприну за эту книгу:pray:, которую он посвятил матерям и юношеству.

Оценка: 10

С первых страниц возникает ощущение, что Куприн пишет со знанием дела и не плохо ориентируется в проблеме, так сказать изнутри. Да так, что у меня в первой половине произведения даже местами появлялась некоторая брезгливость по отношению к автору, несмотря на серьезность и профессионализм в изложении поднятой проблемы. Куприн в своих произведениях в основном пишет о том, чему был очевидцем, что прочувствовал и пережил. При таком подходе сложно оставаться отстраненным, но это то и придает его произведениям жизненную натуралистичность в отличии от частой надуманности и притянутости многих иных произведений. Поэтому, при подобном подходе, автор часто начинает отождествляться у читателя с одним из героев его произведения. Так и тут, по первой части я видел автора в журналисте Платонове, который будучи почему-то своим в конкретном публичном доме, сидит и мечет бисер перед компанией студентов, которая, да-да, чувствует и осознает проблему, а в таком месте оказалась, лишь чтоб познать до конца жизнь и провести остаток вечера в сбившейся компании; все философы и моралисты, но нет-нет и покидающие компанию на часок, чтоб использовать бордель по основному его назначению. Этот герой мечтает написать труд своей жизни в котором раскрыть весь ужас, цинизм, низость и всю подноготную проституции. Но повисающий вопрос, что собственно ОН здесь делает, как стал своим и какой смысл морализаторства в пьяной компании мясников пришедших полакомиться «женским мясом» так и остается повисшим.

Для себя определил, что автор пишет про Киев, хотя город у него имеет образ скорее собирательный чем индивидуальный. Писатель называет его «К.», он крупный, имеет порты, развитую промышленность, еще одной приметой является древняя Лавра, находящаяся в городе. В связи с чем любопытно, что население города он описывает, как счастливое сочетание кровей: польской, малорусской и еврейской - «великороссы» встречаются лишь проездом, наезжая на местные злачные дома. Характерным является также манера общения студента великоросса Лихонина со своим другом из грузинской национальной меньшины - больше ни с кем наш Лихонин не позволяет себе не то что панибратской, но абсолютно хамской манеры; как он его только дружески не обзывает и не прозывает между делом и по ходу разговора, каких только эпитетов не придумывает.

Автор делает упор, что «девушки» из его произведения, в основном жертвы обстоятельств, которые раз погрязнув уже не могут вырваться из этой ямы и мало кому приходит в голову протянуть им руку помощи. Подобную неудачную попытку проделал тот же Лихонин, но у него все быстро переросло в традиционные отношения между мужчиной и женщиной подобной профессии, чему сама «девушка» надо сказать способствовала как могла, так как слабо себе представляла, что отношения могут быть другими. Так что Лихонин, который в жены брать то ее никогда не планировал, быстро разочаровался в своем минутном порыве и под первым же надуманным предлогом выбросил ее на улицу. Но автор за все произведение так и забывает сказать, что его девушки просто не представляют иной жизни и посчастлився им таки получить от жизни шанс выбраться из этой ямы, в подавляющем большинстве случаев они не преминут поскорее вернуться обратно...

Интересно было узнать, что в названии произведения «Яма» заложено не только прямое понятие с ассоциацией с людским дном и клоакой общества, но и привязка к названию улицы, известной тем, что на ней проживали в основном ямщики и от названия своей профессии давшие название микрорайону. Так что, автор подобрал очень удачное, многогранное и подходящее название своему произведению.

В целом согласен, что перед нами значительное, фундаментальное произведение талантливого автора, где автор препарирует и клеймит одно из порочных явлений человеческой реальности, делает подобно своему герою Платонову, все, чтобы раскрыть и показать всю подноготную непривлекательность этого явления, которого иначе как ямой человеческой жизни и не назовешь. Я даже могу смело сравнить это произведение по глубине исследования поднятой проблемы с Преступлением и наказанием Достоевского. Но признавая весь талант и все мастерство автора, мне сложно сказать, что это чтение меня сильно увлекло или понравилось, объективно тут надо ставить десятку, но Яма она и есть яма, чтоб ковыряние в ней приносило большое удовольствие, хотя замалчивать подобные проблемы нельзя, иначе их не решить вовек, так что субъективно, но без натяжек, а чисто по ощущениям вызванного интереса к произведению ставлю 8.

Оценка: 8

Считаю, что каждый русский человек должен прочесть что нибудь из творчества А. Куприна. Данное произведение - суровый реализм и нашего времени и времени прошлых столетий. Автор подошел к нравственной проблеме очень деликатно. Герои выписаны ярко. Публичные дома- это просто дома из кирпича и дерева, но «грязь зловонная», в которой вынуждены существовать герои внутри этих домов, чувствуется на запах. Библейское предостережение о городах Содом и Гамора не только наказание, но и очищение от подобного.

Оценка: 10

Н-да. К вопросу о соотношении масштабов Социума и Личности. «Не мы такие - жизнь такая...». Вся наша эээ... жизнь - сплошное «двухрублевое заведение», просто осознание этого факта (и, кстати, своего места и своей истинной роли в этом заведении) - у каждого приходит в своё время. И - приводит к различным результатам. Хотя, объективности ради, надо заметить, что спектр возможных последствий - разнообразием не блещет.

Вот, ежели с таковых позиций (или более-менее аналогичных) на сей текст глядеть, то - чтение будет хоть как-то оправданным. Как бы, ежели потребно - для чего-то - попытаться воспринять жизнь таковой, какова она есть на самом деле. Но..., тем не менее... - есть масса иных, менее тошнотворных способов добиться желаемого.

ТЯЖЕЛАЯ книжка.

Хотя для завершения процесса взросления Души - более чем обязательная. К сожалению

Оценка: 8

О существовании этого романа мне недавно напомнила одна заметка. Там говорилось о том, что литератор, известный читателям под псевдонимом граф Амори, как-то раз схлопотал (по слухам) пощечину от самого Куприна за вольное продолжение его книги «Яма». Потому я достал с полки имеющийся увесистый том издательства «Книжная Палата» за 2000-й год и нашел искомое скандальное произведение Александра Ивановича чтобы наконец-то с ним ознакомиться. Читать было мягко говоря не совсем удобно, т.к. издатели впихнули в 1183 страницы внушительную часть творчества великого писателя, использовав при этом шрифт, близкий к газетному, но все-таки, когда есть хоть какая бумажная книга, всегда предпочитаю ее электронному варианту...

Сюжет «Ямы» многим известен, но интересно совпало, что как раз перед этим я только что закончил читать книгу Винсента Буглиози «Helter Skelter», где также много внимания уделяется молодым девушкам, сбившимся с пути и угодившим, скажем так, в непростую ситуацию, хотя и другого характера. Только вот у Буглиози описываются случаи из Америки конца 60-х годов прошлого века, ну а у Куприна место и время, как можно понять, другие, приближенные к нашей реальности...

Не буду излишне фокусироваться на основной теме «Ямы», так как уже много всего по этому поводу сказано, но особенно выделю первые две части книги, где несмотря ни на что встречаются юмор и плутовские мотивы. Особенно хороши в этом плане эпизоды с обаятельным молодоженом Семеном Яковлевичем Горизонтом. Вот уж действительно, для этого забавного «коммивояжера» нет разницы, что продать - подержанную колоду карт с фривольными картинками или собственную жену, лишь бы какой-то навар вышел...Занятно и обсуждение Любочки и Соловьева похождений Манон Леско.

Любопытно, что Куприн очень часто выплёскивает свой писательский гнев на экономку дома терпимости Эмму Эдуардовну, постоянно подчёркивая ее физические («животы» и «подбородки») и нравственные недостатки (жадность, бессердечие, злобу, и проч.). Прямо чувствуется, как она его раздражает. А вот в хозяйке заведения Анне Марковне автор вроде бы ничего такого не подмечает...

Последняя третья часть книги - да, очень тяжелая, как отрезвление, и подводит черту всей истории. И учитывая, что книга писалась несколько лет, появилось ощущение, что последние главы со скоротечным событиями были дописаны автором после продолжительного раздумья. Видно колебался, но решил - все будет так, иначе нельзя...

Не удержусь от нескольких ярких цитат:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Эмма Эдуардовна охотно закивала головой, точно старая, жирная цирковая лошадь»,

«Ужас как люблю лафит с лимонадом... Вы хотя бы апельсином угостили. Можно спросить апельсин?»,

»...Женя, лежит за их спинами на кровати навзничь, читает растрёпанную книжку «Ожерелье королевы», сочинение г.Дюма, и курит»,

«Евмений Полуэктович Эгмонт-Лаврецкий _ Драматический артист столичных театров» (визитная карточка),

«Спросите где угодно, в любом магазине, который торгует сукнами или подтяжками «Глуар»...вы спросите только, кто такой Семён Яковлевич Горизонт, - и вам каждый ответит: «Семён Яковлевич-это не человек, а золото, это человек бескорыстный, человек брильянтовой честности»

«Он осторожным, ловким, привычным движением всунул золотой в руку швейцара, который уже держал ее за спиной приготовленной и сложенной в виде лодочки»

Итого - книга сильная и запоминающаяся, но вот с какого возраста лучше всего начинать ее читать, пожалуй что не подскажу. Все индивидуально.

Оценка: нет

«Куприн. Яма»

1-я серия.
В публичный дом, называемый «Яма», Горизонт привозит девушек. Одна из них его жена Люба, которая даже не подозревает куда попала. Юный студент Петр Лихонин решает жениться на Лене, в которую влюблен. Волею случая он узнает, что у нее есть любовник, и она на содержании у пожилого господина. Вера Шеина регулярно получает письма от таинственного ухажера. Ее смущают эти послания, а муж и брат возмущаются навязчивостью поклонника. Куприн работает преподавателем у дочки Анны Марковны, хозяйки «Ямы», наблюдает за жизнью заведения и собирает материал для книги...

2-я серия.
Петр, убитый разрушенными надеждами, приходит в публичный дом и видит там Любу. Люба, вынужденная принимать клиентов, доведена до крайней степени изнеможения. Куприн оплачивает время девушки, чтобы дать ей передохнуть. А Петя решается на поступок - забирает Любу к себе, надеясь дать ей образование и найти работу. Куприн помогает Пете увести Любу, за что получает выговор от Анны Марковны и лишается места. Николай Шеин предлагает Куприну поселиться неподалеку от их дачи.

3-я серия.
Люба влюбляется в Петра. Куприн рассказывает Шеиным о чудесном юноше, который взял домой девушку из «Ямы». Заинтригованная Вера приглашает Куприна и Петю к себе на именины. За Любой начинает ухаживать приятель Петра Сабашников. Однажды, застав их вместе и не разобравшись в ситуации, Петр уходит. В публичный дом приезжает певица Ровинская. Одна из девушек, Женя, расчувствовавшись от прекрасного голоса, падает перед ней на колени и признается, что больна. Люба уходит от Сабашникова, оставив Петру прощальную записку.

4-я серия.
Петр живет на даче Куприна. На именинах Веры гости расспрашивают Петю о его подопечной. Люба приходит в «Яму» и просит принять ее обратно. Вере приносят подарок - гранатовый браслет - и очередное письмо от ее таинственного кавалера. Возмущенный брат Веры Николай считает, что решает, что поклонник перешел все границы, и просит Куприна помочь разыскать этого человека. Куприн и Петя вычисляют бедного телеграфиста Желткова. Николай и Шеин отправляются к нему и просят оставить княгиню в покое. Вскоре Вера узнает, что Желтков покончил с собой…

5-я серия.
Петя просит Любу вернуться, но та ему не верит. Украв деньги у богатого клиента, девушка убегает из «Ямы». На вокзале, когда Люба покупает билет на поезд, ее кошелек замечает Сенька. Он убивает Любу и приносит ее кулон проститутке Тамаре. Женька перехватывает подарок и понимает, кто убийца. Она сообщает Тамаре, что больна и заразила Сеньку. Тамара уговаривает Сеньку совершить двойное самоубийство….

«Куприн. Впотьмах»

1-я серия.
Иван Егорович Аларин проводит отпуск в Петербурге, где знакомится с очень странным человеком по фамилии Абэг. Тот посвящает Аларина в суть системы, следуя которой можно всегда выигрывать - и в рулетку, и в карты. Аларин возвращается на службу в город Гусятин с мечтой испробовать полученные знания. В поезде его спутницей оказывается Даша Колосова. Даша поступает гувернанткой к Лизе, дочери помещика Кашперова. В Гусятин приезжает цирковая труппа, в которой Куприн работает наездником, а укротительницей тигров - красавица Зенида…

2-я серия.
Аларин начинает ухаживать за Зенидой. Куприн предостерегает Аларина от связи со своенравной красоткой. Тот же играет в карты, надеясь с помощью системы разбогатеть и завоевать укротительницу. Даша и Лиза становятся подругами. Кашперов видит в гувернантке незаурядную личность. Даша встречается с Алариным. Тот же относится к влюбленной в него девушке покровительственно. Даша уговаривает Кашперова отправиться в цирк вместе с Лизой. На представлении Зенида предлагает желающим войти в клетку к тиграм выпить шампанского. Вызывается Аларин…

3-я серия.
Кашперов, Даша и Лиза едут на городской бал. Видя разговаривающую с Алариным Дашу, Кашперов испытывает муки ревности. После бала он увозит девушку и признается ей в любви. Потрясенная Даша понимает, что ей надо уехать. Но Лиза просит ее остаться. Друг Аларина доктор Гольдберг перед смертью передает Ивану на хранение деньги госпиталя - 11 тысяч рублей. Зенида и Аларин проводят вместе ночь. Поссорившись с возлюбленной, Иван идет играть и спускает все деньги доктора…

4-я серия.
Аларин пытается найти деньги. Даша, узнав о его беде, обращается за помощью к Кашперову. Пораженный самопожертвованием гувернантки, Кашперов дает ей 11 тысяч. В цирке погибает Зенида. Даша приносит Аларину деньги. Он решает, что должен заплатить девушке за услугу ночью любви. Оскорбленная Даша убегает, по дороге падает на льду, теряет сознание и еле добирается до дома…

"Куприн. Поединок"

1-я серия
Молодой подпоручик Георгий Ромашов влюбляется в жену поручика Николаева - очаровательную Шурочку. Вскоре он узнает, что у предмета его обожания был роман с Александром Ивановичем Куприным, который служит с Ромашовым в одном полку. Ромашов, уставший от армейских порядков, призывает старшие чины проявлять уважение к простым солдатам. Он вступает в конфликт с капитаном Сливой и подает на него рапорт.

2-я серия
Ромашов ходит к Шурочке Николаевой каждый день. Ее муж начинает ревновать. У одного из солдат крадут сапоги. В краже признается солдат Хлебников, хотя Георгий уверен, что тот невиновен. Хлебникова наказывают публичной поркой розгами. Ромашов знакомится с отставным капитаном, выступающим с дрессированной собакой по имени Пират. Капитан продает собаку за сто рублей купцу Спиридонову и мечтает начать новую жизнь. Ромашов жалеет старика и селит у себя.

3-я серия
Ромашов решается на разрыв с Раисой Петерсон, которая клянется отомстить. Старик пропивает все деньги, вырученные за собаку Пиратку. Видя, в каком он отчаянии, Ромашов пытается помочь и выкупить собаку. Но Спиридонов непреклонен. Шурочка приглашает Ромашова на пикник праздновать ее день рождения, где происходит долгожданное объяснение. Шурочка настраивает Ромашова отличиться на предстоящем смотре. Тогда он продвинется по службе, и они смогут быть вместе.

4-я серия
На полковом смотре Ромашов, глядящий на Шурочку, неловко ведет свою роту и сбивает строй. Его отчитывает генерал, капитану Сливе возвращается командование. Вечером Ромашов напивается в офицерском клубе и обвиняет Петерсона в написании анонимок на него и Шурочку. Николаев возмущен публичным поступком Ромашова. В результате скандала происходит драка. Офицерский суд предписывает Николаеву и Ромашову дуэль. В случае несогласия, оба должны покинуть службу. Куприн убеждает Ромашова отказаться от дуэли. Но перед поединком к нему приходит Шурочка и просит стреляться...

Работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».

Своеобразие сюжетной композиции повести

Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды - обитательниц публичных домов. Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» - проституции.

Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов. В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно. Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни.

Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.

Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.

Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» - яркий пример натуралистической прозы.

Тематика и проблематика повести

Куприн подходит к главной теме произведения – проституции - с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на «дне» жизни.

В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения. В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве. В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере. Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа.

Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.

Система образов повести

Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов. За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.

Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.

Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.

Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.

Александр Иванович Куприн

Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству .

Часть первая

Давным-давно, задолго до железных дорог, на самой дальней окраине большого южного города жили из рода в род ямщики – казенные и вольные. Оттого и вся эта местность называлась Ямской слободой, или просто Ямской, Ямками, или, еще короче, Ямой. Впоследствии, когда паровая тяга убила конный извоз, лихое ямщичье племя понемногу растеряло свои буйные замашки и молодецкие обычаи, перешло к другим занятиям, распалось и разбрелось. Но за Ямой на много лет – даже до сего времени – осталась темная слава, как о месте развеселом, пьяном, драчливом и в ночную пору небезопасном.

Как-то само собою случилось, что на развалинах тех старинных, насиженных гнезд, где раньше румяные разбитные солдатки и чернобровые сдобные ямские вдовы тайно торговали водкой и свободной любовью, постепенно стали вырастать открытые публичные дома, разрешенные начальством, руководимые официальным надзором и подчиненные нарочитым суровым правилам. К концу XIX столетия обе улицы Ямы – Большая Ямская и Малая Ямская – оказались занятыми сплошь, и по ту и по другую сторону, исключительно домами терпимости. Частных домов осталось не больше пяти-шести, но и в них помещаются трактиры, портерные и мелочные лавки, обслуживающие надобности ямской проституции.

Образ жизни, нравы и обычаи почти одинаковы во всех тридцати с лишком заведениях, разница только в плате, взимаемой за кратковременную любовь, а следовательно, и в некоторых внешних мелочах: в подборе более или менее красивых женщин, в сравнительной нарядности костюмов, в пышности помещения и роскоши обстановки.

Самое шикарное заведение – Треппеля, при въезде на Большую Ямскую, первый дом налево. Это старая фирма. Теперешний владелец ее носит совсем другую фамилию и состоит гласным городской думы и даже членом управы. Дом двухэтажный, зеленый с белым, выстроен в ложнорусском, ёрническом, ропетовском стиле, с коньками, резными наличниками, петухами и деревянными полотенцами, окаймленными деревянными же кружевами; ковер с белой дорожкой на лестнице; в передней чучело медведя, держащее в протянутых лапах деревянное блюдо для визитных карточек; в танцевальном зале паркет, на окнах малиновые шелковые тяжелые занавеси и тюль, вдоль стен белые с золотом стулья и зеркала в золоченых рамах; есть два кабинета с коврами, диванами и мягкими атласными пуфами; в спальнях голубые и розовые фонари, канаусовые одеяла и чистые подушки; обитательницы одеты в открытые бальные платья, опушенные мехом, или в дорогие маскарадные костюмы гусаров, пажей, рыбачек, гимназисток, и большинство из них – остзейские немки, – крупные, белотелые, грудастые красивые женщины. У Треппеля берут за визит три рубля, а за всю ночь – десять.

Три двухрублевых заведения – Софьи Васильевны, «Старо-Киевский» и Анны Марковны – несколько поплоше, победнее. Остальные дома по Большой Ямской – рублевые; они еще хуже обставлены. А на Малой Ямской, которую посещают солдаты, мелкие воришки, ремесленники и вообще народ серый и где берут за время пятьдесят копеек и меньше, совсем уж грязно и скудно: пол в зале кривой, облупленный и занозистый, окна завешены красными кумачовыми кусками; спальни, точно стойла, разделены тонкими перегородками, не достающими до потолка, а на кроватях, сверх сбитых сенников, валяются скомканные кое-как, рваные, темные от времени, пятнистые простыни и дырявые байковые одеяла; воздух кислый и чадный, с примесью алкогольных паров и запаха человеческих извержений; женщины, одетые в цветное ситцевое тряпье или в матросские костюмы, по большей части хриплы или гнусавы, с полупровалившимися носами, с лицами, хранящими следы вчерашних побоев и царапин и наивно раскрашенными при помощи послюненной красной коробочки от папирос.

Так проходит вся ночь. К рассвету Яма понемногу затихает, и светлое утро застает ее безлюдной, просторной, погруженной в сон, с накрепко закрытыми дверями, с глухими ставнями на окнах. А перед вечером женщины проснутся и будут готовиться к следующей ночи.

Очень краткое содержание (в двух словах)

В произведении рассказываются обычные будни одного из публичных домов расположенного на городской окраине под названием Яма. В публичном доме главенствует жёсткая Анна Марковна, где происходят разные события. Сначала студент Лихонин забирает девушку Любу домой, чтобы спасти её от нравственного падения, но ничего не получается, и она вскоре возвращается обратно. Другая девушка Женя заболевает сифилисом и намеренно заражает всех клиентов, жалея только молодого кадета Колю. Перед медосмотром она совершает самоубийство. Проститутка Пашка сходит с ума. Тамара попадает в тюрьму. За всем этим наблюдает завсегдатай заведения - журналист Платонов. В конце произведения Анна Марковна продаёт заведение и отходит от дел. А через некоторое время, после разгрома драгунами многих заведений Ямы, выходит указ генерал-губернатора о закрытии всех публичных домов в городе.



Похожие публикации