Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Послание к тимофею читать. Первое послание к тимофею. Цель написания Послания к Тимофею

В составе книг Нового Завета есть три писания, небольшие по объему, которые принято объединять общим наименованием Пастырские послания. Это два послания Апостола Павла к Тимофею и его же послание к Титу. Название «Пастырские» хорошо отражает их основное содержание. Апостол Павел дает в них наставления церковным пастырям, своим близким ученикам Тимофею и Титу.

О, Тимофей! храни преданное тебе (1Тим. 6:20).

В составе книг Нового Завета есть три писания, небольшие по объему, которые принято объединять общим наименованием Пастырские послания. Это два послания Апостола Павла к Тимофею и его же послание к Титу. Название «Пастырские» хорошо отражает их основное содержание. Апостол Павел дает в них наставления церковным пастырям, своим близким ученикам Тимофею и Титу.

Согласно традиционной точке зрения и следуя букве Пастырских посланий, они были написаны в последние годы жизни Апостола Павла. Первое послание к Тимофею и Послание к Титу, чрезвычайно близкие друг к другу по содержанию, были написаны Апостолом Павлом на свободе, в то время, когда он располагал собою и строил планы на будущее, а Второе послание к Тимофею говорит о тюремных узах Апостола, исполнено ожидания близкого конца и носит характер предсмертного завещания (2Тим. 4:6-8).

Оба послания к Тимофею просты по содержанию и в целом читаются без особого труда. Тимофей – известный из книг Нового Завета уроженец города Листры в Малой Азии. Его отец был греком, а мать иудейкой. Обратившись в юном возрасте ко Христу, он стал верным спутником и любимым учеником Апостола Павла, который называл Тимофея своим «сыном». Последующая деятельность Тимофея связана с Ефесом, где он был епископом. Церковь в Ефесе, основанная Апостолом Павлом, занимала выдающееся место в ряду других христианских Церквей. К концу Апостольского века христианская община в Ефесе была жизненным центром всего христианского мира. Поэтому неудивительно, что Апостол Павел поручил руководство Ефесской церковью своему любимому ученику Тимофею.

В Посланиях к Тимофею (и к Титу) затронуты четыре основные темы: защита юного христианства от лжеучений; укрепление христианства, не замкнутого на себя, но открытого миру; сохранение идущего от Апостола Павла учительного предания и начало формирования прочных структур для руководства Церкви.

  1. В остром противоречии к аскетическим тенденциям лжеучений, которые были враждебны творению Божию, Послания к Тимофею представляют позитивное принятие мира и творения. Апостол вооружает Тимофея для борьбы с ложными учениями (1Тим. 4:1-11), для которых характерным было отрицание брака и крайнее пищевое воздержание. Этому крайнему аскетизму противопоставляется утверждение, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим. 4:4). Христиане свободны пользоваться любыми земными дарами, если они с благодарением принимаются как благие дары Божии (1Тим. 4:1-5). Эта свобода и непринужденность оправдывается также тем, что со времени явления в мире Иисуса Христа этот мир стал сферой спасительного действия Бога, Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).
  2. Церковь – проводник этой спасительной воли Божией. Поэтому она может и должна быть открытой нехристианскому окружению без всякого опасения быть оскверненной. Ее задача – развивать такие формы жизни, которые привлекательны для нехристиан, так как они узнают в этих формах осуществление своих собственных этических идеалов. Однако следует заметить, что следствием такой открытости этическим нормам нехристианского мира было то, что некоторые заимствованные из внешнего мира формы поведения в известной степени противоречили свободе раннего христианства. Это особенно явственно выступает в тех правилах, которые ограничивают свободу женщин (1Тим. 2:9-15).
  3. В изменяющемся мире и в смене поколений Церковь должна оставаться собою. Эта идентичность Церкви гарантируется неизменностью учительного предания, идущего от Апостолов. В Посланиях к Тимофею, естественно, речь идет об учительной традиции Апостола Павла. Эта традиция обозначается заимствованным из античного права наследования особым термином paratheke («преданное», «вручаемое на хранение», «залог»), то есть наследство, оставленное Апостолом Павлом (1Тим. 6:20; 2Тим. 1:14). Тем самым учение Апостола объявляется неким достоянием, недоступным ни для какого вмешательства и изменения.
  4. Это Апостольское предание следует хранить, им следует управлять. Забота Апостола Павла сосредоточена на подготовке своей смены, то есть пастырей Церкви, блюстителей предания. Эти руководители в Первом послании к Тимофею называются то «епископы», то «пресвитеры». Греческое слово «епископ» означает «блюститель», а «пресвитер» – старейшина. Считается, что терминология, отражающая церковную структуру или иерархию руководства, в те годы еще не сформировалась окончательно. Поэтому термины «пресвитеры» и «епископы» употреблялись как синонимы. Верный ученик Апостола Павла Тимофей должен служить образцом церковного руководителя. Перечисляются те условия пастырского служения, которые относятся, в первую очередь, к области христианской нравственности и исповедания истинной веры. Отмечаются также необходимые в пастырском служении общественные добродетели. Постепенно формируется структуры управления Церковью. В каждой местной церкви должен быть один епископ, которому подчинено несколько диаконов. За такой структурой стояла модель римского дома, большого античного семейства. Епископ – отец дома, то есть общины, и, соответственно, должен обнаруживать в себе качества, которые требовались от отца семейства (1Тим. 3:1-7). В тех общинах, где еще господствовало иудейское руководство старейшин (пресвитеров), пресвитеры приравниваются к епископам.

Три Пастырских послания сближает между собою не только общее содержание. Они сходны друг с другом и по языку, и по той исторической обстановке, которая ими предполагается. И здесь внимательного читателя этих посланий ожидает некоторое удивление. Дело в том, что читатель погружается в них в языковую, стилистическую и богословскую атмосферу, разительно отличную от атмосферы других посланий Апостола Павла. Простому читателю свидетельствует об этом его элементарная интуиция, а ученому библеисту об этом же свидетельствует тщательное исследование. Действительно, давно признано, что в случае Пастырских посланий мы имеем дело с феноменом так называемой псевдоэпиграфики. Что же это за феномен? Если говорить предельно кратко, то он означает, что обсуждаемые послания были написаны не самим Апостолом Павлом. Но кем же? И почему они приписаны Апостолу Павлу? При этом сразу следует оговориться, что сам по себе факт чужого авторства ни в коей мере не влияет на каноничность этих посланий.

Исторически сложилось так, что к концу I века христианской эры Церковь столкнулась с рядом трудных проблем. Проблемы были не столько внешние, сколько внутренние. Если самые первые христиане были исполнены уверенности, что в скорейшем времени, еще при их жизни, истории этого мира настанет конец, и наступит откровение Царствия Божия, то спустя несколько десятков лет энтузиазм ожидания Второго Христова пришествия постепенно уступил место трезвому взгляду на продолжающуюся историю и на необходимость искать способы сосуществования с окружающим миром. Третье христианское поколение «сынов» столкнулось не только с ослаблением энтузиазма, присущего «отцам», но и с появлением многих лжеучений, а вместе с тем с необходимостью защиты Апостольского предания от риска его утраты. Давал себя знать и кризис учительных авторитетов в Церкви. И в самом деле, – трудно от каждого поколения требовать появления таких блестящих и боговдохновенных умов как Апостол Павел.

Феномен псевдоэпиграфики имел долгую историю. Так, до нас дошло много философских сочинений древности, которые якобы писал великий Платон, но которые в реальности были написаны гораздо позже смерти философа. Подобно и пифагорейцы писали ученые трактаты под именем Пифагора. В этих и многих других случаях речь шла не о фальсификации. Имя великого автора ставилось как знак определенной школьной традиции. Ученики ставили себя под авторитет своего учителя и претендовали на то, что они продолжают и распространяют его, а не свои собственные мысли. Время изменяло жизненную ситуацию и приносило новые проблемы. Великие учителя прошлого к этим проблемам не имели непосредственного отношения. Поэтому на новые запросы времени пытались отвечать их последователи – в духе своих учителей. На заднем плане псевдоэпиграфических посланий Нового Завета как бы стоит такой вопрос: Что сказал бы Апостол Павел, или что сказал бы Апостол Петр по поводу новых проблем? Предпосылкой псевдоэпиграфики служило убеждение все еще действующего и несомненного авторитета учителей первого поколения . «Сыновья» стремились идти путем «отцов».

Вопрос авторства – дело ученых. Нам же важно то, что кем бы ни был автор Посланий к Тимофею, эти послания не теряют своей значимости как Слово Божие, свидетельствующее о Духе Святом, Который, по обетованию Иисуса Христа, не оставлял Церкви в трудных условиях ее молодости, но вел ее сквозь изменяющиеся внешние и внутренние условия ее бытия. Послания к Тимофею оптимистически свидетельствуют о том, что благодать Божия сохраняет Церковь в ее содержании при всех возможных изменениях ее внешних форм.

NOTA BENE

ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ. Традиционная точка зрения: Апостол Павел написал 1 Тим в Македонии около 65 г., а 2 Тим незадолго до своей мученической кончины в Риме около 67 г. Точка зрения современной библеистики: оба послания были написаны верным последователем школы Апостола Павла ближе к концу I века.

ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ. Борьба с лжеучениями, жизнь Церкви в продолжающейся истории, Апостольское предание, церковное управление.

ОСОБЕННОСТИ. Существенные отклонения от лексикона и стиля всех прочих посланий Апостола Павла. Это свидетельствует о новой исторической ситуации тесного сосуществования с эллинистическим окружением. Например, появление слов «благочестие», «благочестивый», «благочестиво» (1Тим. 2:2; 2,10; 3,16; 4,7; 4,8; 6,3; 6,5; 6,6; 6,11; 2Тим. 3:5; 3,12), немыслимых в Ветхом Завете, а в Новом Завете встречающихся еще только в 2 Петр и один раз в Деян. 3:12, где «благочестие» может иметь значение «языческое благочестие», «магия». Эти привычное для нас слова в новозаветное время означали только языческую религиозность. Выражая свои мысли на языке окружающего мира, автор 1 и 2 Тим мог рассчитывать на понимание читателей нового поколения.

Первое послание к Тимофею.

Тимофей и Тит были ближайшими сподвижниками Павла. Послания к ним интересны именно в этом аспекте.

Тут меньше проповедей, но больше дружеских советов и даже отцовских наставлений.

«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. И не занимались и родословиями безконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание…»

В Ефесе жили Акилла и Присцилла - старые приятели, в которых Павел вряд ли сомневался.

Это семейство сумело перековать такого харизматика, как Аполлос, но с агитацией, которую повели иерусалимские, в одиночку было не совладать. И Павел послал подкрепление - Тимофея.

«От чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие. Желая быть законоучителями, но, не разумея ни того, о чем говорят, ни о того, что утверждают…»

Ну, да, школа Иакова с Иоанном. Закон превыше всего! Закон Моисея, понятное дело.

«Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц».

Вот так. Если вы, ребята, так держитесь за Закон, то всем становится понятно, что вы из себя представляете.

Сюда же попадает и Пётр, на чьей совести были жизни неофитов иерусалимской общины. И который бросил семью.

Противостояние идеологий было острым - Павел сравнивает его с войной.

«Преподаю тебе, сын Тимофей, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ним, как добрый воин…»

Имена противников, с которыми надо воевать, Павел не стесняется называть, ведь Тимофей - его доверенное лицо.

«Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».

Вот и агенты влияния, которые разоблачены Павлом, но ещё не ушли с игровой площадки.

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков…»

Кроме тех, разумеется, которые уже «преданы сатане».

«За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную…»

Курс партии остаётся прежним - демонстрация правящему классу своей лояльности.

Как-то не вяжется эта идеология со страшными историями о том, как римские власти преследовали христиан.

Неужели буйные галлы, которым Клавдий даровал гражданство и привилегии, оказались милее императорскому сердцу, чем законопослушные христиане?

И если Нерон устроил гонения на тех же галлов, то христиан он должен был бы приветить.

И уж, в любом случае, Светоний, который нашёл место на страницах жизнеописаний цезарей для рассказа о гонениях на галлов, должен был бы упомянуть о репрессиях против христиан.

Но он почему-то не сделал этого.

Вернёмся к Павлу.

«Итак желаю, чтобы на всяком месте мужи произносили молитвы… Чтобы так же и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою…

Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью… А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии…»

Павел несколько раз возвращался к этому вопросу. Видимо, в этом была необходимость.

Тимофей, кажется, был послан в Ефес не только для пресечения идеологических диверсий, но и для наведения уставного порядка и решения кадровых вопросов.

«Если кто епископствовать желает, доброго дела хочет… Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен… Хорошо управляющий домом своим…»

Одним словом, епископ должен быть примером для подчинённых, образцом, идеалом, к которому надо стремиться всем остальным. Но если таков образец, то каковы были все остальные?

«Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».

Надо полагать, кто-то из новообращённых уже успел проявить себя на этом поприще.

«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание…»

«Диаконы тоже должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы… И таких надо прежде испытывать, а потом, если беспорочны, допускать до служения…»

Если человек любит выпить, врёт на каждом шагу, избивает коллег, имеет десяток жён и столько же любовниц, приворовывает, берёт взятки (но, каков типчик вырисовывается!), то не бывать ему ни епископом, ни диаконом.

Максимум, что светит такому красавцу - рядовое неофитство в христианской церкви города Ефеса.

Представляете, что за компания там собралась?

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе… Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием…»

Павел, обосновавшись в Риме, решил совершить поход на Асию и Иерусалим? Похоже на то.

«В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским…

Через лицемерие лжесловесников, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные вкушали с благодарением…

Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением…»

Кто же они - эти лжесловесники? Известно, кто.

«Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа… Негодных же и бабьих басен отвращайся, но упражняй себя в благочестии… Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно… Проповедуй сие и учи…

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных… Доколе не приду, занимайся чтением, учением, наставлением… Вникай в себя; занимайся сим постоянно…»

Павел словно опасается, что Тимофея в Ефесе совратят.

«Старца не укоряй, но увещевай, как отца… Стариц, как матерей… Вдовиц почитай, истинных вдовиц…

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они пусть прежде учатся почитать свою семью…

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного…»

Петру бы это понравилось. Да и самому Иисусу, если на то пошло. Но Иисус для Павла уже стал знаменем, а Пётр не стал.

«Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях день и ночь… А сластолюбивая заживо умерла… Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь, желают вступать в брак…

Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно… Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны…»

Опять женский вопрос. А ведь Павел не просто так об этом пишет. Значит, была причина. Если учесть, что в Ефесе стоял храм Афродиты и культ этой богини был очень силён…

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь… Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях…»

Похоже, Павел решил поискать союзников в противном лагере - подготовить почву для своего возвращения.

«Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели…»

Нет, основная функция Тимофея - полицейский надзор.

«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах…»

Вот интересный совет.

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов…»

И снова идеология.

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего… Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям, словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения…

Пустые споры между людьми поврежденного ума, которые думают, будто благочестие служит для прибыли… Удаляйся от таких…»

Ефес, город ювелиров. Богатые дары и подношения. Когда упали доходы храма Артемиды, Павла чуть львам не скормили. С тех пор прошло не так много времени - настроения остались.

«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не сможем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

Это уже почти стоицизм. Поговаривают о переписке Павла с Сенекой. Вряд ли она имела место на самом деле, но, в любом случае, Павел жил, как и проповедовал, а Сенека был консулом, жил в роскоши и постоянно влезал в дворцовые интриги.

А ещё Сенека был воспитателем Нерона, что само по себе о многом говорит.

«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти… Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры…

Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде… Богатых увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога… Чтобы они благодетельствовали, были щедры и общительны…»

Интересный подход. Деньги - безусловное зло, но без них никуда. И пусть богатые будут «щедры и общительны».

«О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры».

Лжеименное знание. Что это значит? Это значит - христианство, которое таковым не является - по мнению Павла. Речь идёт о внутрипартийной склоке - в этом нет сомнений.

Из книги ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ автора Завет Новый

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Первое послание к Тимофею Содержание 1:1–20 Павел и Тимофей1:1–2 Приветствие1:3-11 Евангелие и подделки1:12-17 Личный опыт Павла в познании Христа1:18-20 Завещание Тимофею2:1-15 Богослужение и женщины2:1-8 Общая молитва2:9-15 Советы христианкам3:1-13 Требования к церковным

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Первое послание к Тимофею. Тимофей и Тит были ближайшими сподвижниками Павла. Послания к ним интересны именно в этом аспекте.Тут меньше проповедей, но больше дружеских советов и даже отцовских наставлений.«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

§ 18. Первое Послание к Тимофею 1 Тим. имеет много общего с Тит. Это вполне понятно, так как Тимофею предстояло такое же поприще управления Церковью, что и Титу, - только в другом месте, скорее всего, в Ефесе (см. 1 Тим. 1, 3). Более того, между 1 Тим. и Тит. больше общего, чем между

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ АПОСТОЛА ПАВЛА, 4:1-5 IV (1) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, (2) через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, (3) запрещающих вступать в брак [и]

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Первое послание апостола Павла Тимофею Первое послание апостола Павла Тимофею (как и второе) относится к числу тех, которые принято называть Пастырскими по той причине, что в них немало говорится о характере и обязанностях служителей церкви. Давно справедливо замечено,

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Первое послание к Тимофею Глава 1 1 павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего, 2 тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. 3 Якоже умолих тя пребыти во

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

19. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ Эфес * Именей

Из книги Библия (на цсл. гражданским шрифтом) автора

Первое послание к Тимофею Глава 1 1 павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего,2 тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего.3 Якоже умолих тя пребыти во

Из книги Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета автора Библия

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.3

. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего.

Поскольку намерен писать законоположения Тимофею, то провозглашает себя апостолом, чтобы слово свое сделать достойным беспрекословного приятия. Не мое, говорит, буду изрекать, но Пославшего меня; смотри же, будь послушен. Но так как велико было звание апостола, то, чтобы не показалось, что он гордится, прибавил:

по повелению Бога.

Не сам, говорит, я восхитил это, но долг имею неотложный и Владычное повеление исполняю. Выражение «по повелению» сильнее выражения «призванный». Хотя нигде Отец не давал ему повеления, а Христос: "Я пошлю, – сказано, – тебя далеко к язычникам» (), и еще: «тебе должно предстать пред кесаря» (), и: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла» (); но принадлежащее Сыну и Духу принадлежит, говорит он, и Отцу. Слушай, что следует дальше.

И Господа Иисуса Христа, надежды нашей.

Видишь ли, повеление это общее. Обрати внимание и на то, как Давид говорит об Отце: «упование всех концов земли» () И сам апостол Павел в другом месте говорит: «уповаем на Бога живого» (). А теперь Сын называется нашим упованием (надеждой). Таким образом, у Отца и Сына все общее. Апостол благовременно употребил эти синонимы: «Спасителя» и "надежды". Так как учитель борется со многими трудностями, ибо вся вражда обращается на него, чтобы, когда он падет, скорее пали и те, кто находится под его наблюдением, как сказано: «порази пастыря, и рассеются овцы» (), то не должно, говорит, падать духом, ибо мы имеем Спасителем не человека, но Самого Бога и Отца, Который скоро избавит нас от опасностей. Посему мы переносим несчастья, утешая себя этими двумя мыслями, – или тем, что мы скоро избавимся от них, или тем, что питаем в себе лучшие надежды,

. Тимофею, истинному сыну в вере.

То есть рожденному мной чрез веру. Предлог «в» – εν – означает «через», как и в другом месте апостол говорит: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (). Похваляя же его, называет не только сыном, но и "истинным" , – истинным, потому что Тимофей более других сохраняет сходство с ним по вере, и потому, что апостол Павел искренне любил его. Очень мудро добавил он: "в вере", чтобы тем более воодушевить к ней Тимофея. Ибо если с начала он показывал такую веру, что удостоен именоваться сыном Павла, и сыном истинным, то тем более в нее, как во всеоружие, должен он облечься теперь, чтобы не смущаться и не падать духом. Являть мужественное дерзновение есть дело веры.

Благодать, милость, мир.

Нигде в других посланиях апостол не поставил слова "милость", а только здесь. Это потому, что по великой любви просит для своего сына большего, как бы опасаясь и трепеща за него; ему он давал наставления даже относительно желудка. Еще и потому, что учители имеют нужду в сугубой милости.

От Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

Здесь опять утешение. Ибо если – Отец наш, то Он заботится о нас, как о детях. Следовательно, Он и помилует, и даст благодать, чтобы всем нам быть облагодетельствованными и иметь мир с врагами.

. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе.

Обрати внимание, какая кроткая речь, как он говорил к нему голосом не учителя, а слуги. Он не сказал: я повелел, но: "просил". Так должны мы обращаться со своими учениками, но с испорченными и не вполне преданными – иначе. Апостол умоляет его остаться в Ефесе. Ибо послание, которое он послал к ефесянам, было недостаточно: к посланиям внимательно. Впрочем, может быть, это было и до послания. Предполагают, что тогда Павел и поставил Тимофея епископом. Это вероятно, ибо он говорит далее следующее.

И увещевать некоторых, чтобы они не учили иному.

Не сказал: умолять, но: «увещевать», что более властно и строго. Он не назвал их поименно, чтобы чрез обличение не сделать их более бесстыдными. «Учить иному» – значит вводить иные учения. Ибо среди иудеев было много лжеапостолов, которые по любви к славе и из желания называться учителями склоняли верных к закону Моисееву.

. И не занимались баснями.

Баснями он называет не сам закон, но наблюдения и ложные .

И родословиями бесконечными.

Они перечисляли обычно дедов и прадедов, мечтая тем присвоить некоторую историческую славу. «Бесконечными» назвал или потому, что восходят к отдаленным временам, или потому, что не имеют никакой доброй цели, или потому, что не имеют ясности, трудно уловимы и запутанны. Вероятно, что апостол здесь намекает и на эллинов, ибо у них есть мифы и родословия, в которых они перечисляют своих богов.

Которые производят больше споры (ἐκζητήσεις ) , нежели Божие назидание в вере.

. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников.

Сказав выше, что Он помиловал меня, гонителя, продолжает: не удивляйся и не сомневайся в величии дара. Ибо для этого Он и пришел в мир, чтобы спасти всех грешников. Итак, верно слово и достойно приятия. Потому что невозможно не доверять дарованному, напротив, так как бесконечна благость Подателя, оно заслуживает доверия и приятия. Это направлено также против иудеев, преданных закону, чтобы показать им, что без веры невозможно спастись.

Из которых я первый.

Почему же он, сказав в другом месте: «по правде законной – непорочный» (), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне , так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча – свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: «прославленное даже не оказывается славным» ().

. Но для того я и помилован, чтобы во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Обрати внимание на смирение его. Для того, говорит, я помилован, чтобы никто из согрешивших уже не отчаивался, но был в полной надежде на прощение, так как получает спасение величайший из всех грешников – Павел. Этим апостол показывает, что сам он не заслуживал прощения, но ради спасения других сподобился сего человеколюбия Божия. Не сказал просто: чтобы во мне показал долготерпение, но «все долготерпение», как бы так говоря: бесконечно согрешив, я нуждался во «всей» милости, во «всем» Его человеколюбии, а не отчасти, подобно тем, которые отчасти согрешили. "В пример", говорит, то есть для примера, для утешения и для прощения всех, кто хочет веровать.

. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также Царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. «Единому премудрому» сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один , как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. «Честь и слава» не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, – что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение.

. Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание.

Так как он употребил слово «завещание», завещание же есть нечто повелительное, то и прибавил: «сын мой Тимофей». Ибо не повелительно я говорю тебе это, но как сыну. Сказал также: "преподаю", чтобы объяснить строгость хранения, потому что не наше то, что мы имеем, но Божие. Поэтому, что Он даровал, то должны хранить. «Сообразно с бывшими о тебе пророчествами». Звание учительское и священническое, будучи великим, нуждается в указании Божием, чтобы принять это звание достойному. Поэтому в древности по пророчеству избирались священники, то есть по внушению Святого Духа, ибо пророчество в том и состоит, чтобы высказывать то, что есть в настоящее время. Так и Тимофей был избран на священство. Но так как он говорит о многих пророчествах, разумея, быть может, и то, когда в первый раз принял его в число учеников, и то, когда обрезал его, и то, когда рукоположил его, – все это совершалось с пророчеством. Поэтому он говорит: «преподаю тебе... завещание... сообразно с бывшими о тебе пророчествами», то есть обращая взор к оным пророчествам, и как бы научаемый ими, что должно тебе делать, убеждаю тебя, чтобы ты ходил достойно их и не посрамил их.

Чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин.

Что я заповедую тебе? чтобы ты воинствовал в них, то есть чтобы ты не обходил законы их, но как они избрали тебя и на что избрали, «как добрый воин». Ибо есть и злая служба воина, когда кто представляет уды свои в орудие греху и нечистоте. Вспомнил же апостол о воинстве потому, чтобы показать, что воздвигнута сильная брань против всех, а особенно против учителя. Поэтому должно бодрствовать и не показывать с своей стороны ни малейшей слабости.

. Имея веру и добрую совесть.

Не думай, говорит, удовольствоваться только тем, что по пророчествам поставлен священствовать, но тебе надлежит иметь веру, чтобы право возглашать слово истины, и благую совесть, или жизнь незазорную, из коей благая совесть, чтобы мог ты и над другими предстоятельствовать благотворно. Ибо как полководцу следует прежде быть хорошим воином, так и учителю самому должно иметь то, чего он требует от учеников. Поэтому, несмотря на то, что мы учители, научимся не пренебрегать советами и наставлениями тех, которые больше нас.

Которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.

Под словом "которую", очевидно, разумеется благая совесть. И справедливо. Потому что если жизнь бывает нечиста, то отсюда продолжаются и превратные . Чтобы не терзаться страхом будущего, живущие нечестиво убеждают себя, что все у нас ложно. А уклонившийся от веры и обо всем умствующий терпит кораблекрушение, несмотря на близость веры. Ибо вера – тихая пристань, она держит ум в спокойствии, а исследования,– это волны, которые то там, то здесь, как во время кораблекрушения, быстро захватывают ум и ударяют его о скалы, или даже потопляют.

. Таковы Именей и Александр.

Видишь ли, что и в те времена были люди, которые превратно учили, которые уклонялись от веры, предавались исследованиям и умствованиям? Поэтому ты не унывай теперь, когда видишь таких людей, но противостой им.

Которых я предал сатане, чтобы они научились (ῐνα παιδευθῶσιν ) не богохульствовать.

Научая других, как же сатана не учит самого себя? Однако апостол не сказал: чтобы он научил их не богохульствовать, но: «чтобы они научились» (ῐνα παιδευθῶσιν ). Не он совершает это, но так бывает вследствие его действий. Ибо как палачи, будучи сами отъявленными преступниками, вразумляют других, так и диавол. Но почему Павел сам не наказал их, как наказал Вариисуса и как Петр – Ананию? Чтобы со строгостью наказания соединить большее бесчестие, чтобы показать, что и сатане повелевает и чрез это быть более страшным. Или лучше – апостолы сами наказывали неверующих, чтобы те знали, что они не могут утаиться. Ибо и Анания был неверующим, и еще испытующим. Между тем тех, которые уже знали сие и потом отступали от веры, они предавали сатане, показывая им, что они не своею силой, но попечением их – апостолов – были охраняемы. Или еще и то, что тех, которых они желали исправить, не наказывали сами, а неисправимых сами подвергали наказанию. Как же виновный предаваем был сатане? Его извергали из общего собрания, отлучали от стада и нагим предавали волку. Ибо подобно тому, как в древности облако окружало скинию, так и Христову – Дух Святой. Следовательно, кто вне Церкви, тот и вне Духа и потому жалок и легко уловим. Таково наказание отлучения. И Сам , предавая грешников болезням и бедствиям, научает чрез это. «Будучи же судимы, – говорит, – наказываемся от Господа» (). Видишь ли, что исследовать вещи божественные посредством умствований – значит богохульствовать. Оскорбление для божественных вещей, когда кто думает, что они постижимы умствованием человеческим.

Построение 1 Тим., в существенном, параллельно построению Тит. Послание начинается с обращения, тоже обычного типа, но на этот раз краткого (1:1-2), за которым следует главная часть послания (1:3-6:22 а), формулирующая поручение, возлагаемое Апостолом на Тимофея.

Первый отрывок, 1:3-20, обосновывает то увещание, которое Павел поручает Тимофею. Деятельность Тимофея связана ближайшим образом с Ефесом, где Павел его оставил, отбыв в Македонию (1:3). Сохранилось предание о Тимофее, как епископе Ефесском. Но из дальнейшего будет ясно, что деятельность Тимофея, даже по мысли Павла, не ограничивалась Ефесом. Да и в Ефесе его поручение имело временный характер: до возвращения Павла (ср. 3:14-15; 4:13). Как уже отмечалось, Ефесская Церковь, с первых же лет ее существования, заняла выдающееся место в ряду других христианских Церквей. Это значение Ефеса возрастало с каждым годом, и к концу Апостольского Века Ефесская Церковь была жизненным центром всего христианского мира. Неудивительно поэтому, что в своем попечении об основанных им Церквах, которое он поручал своему любимому ученику Тимофею, Павел, прежде всего, направил его в Ефес.

Положительная цель увещания, возлагаемого Павлом на Тимофея, указана в ст. 5: это - "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры". О значении веры ап. Павел говорит и дальше (ср. стт. 19-20). Но с особым вниманием он останавливается не на положительной, а на отрицательной стороне увещания. Тимофей должен предостерегать против "басен и родословий бесконечных". Это указание ст. 4 раскрывается в стт. 6-11. Под именем "пустословия" в ст. 6, по всей вероятности, обличается эта же склонность к "басням" и "родословиям", которая была отмечена в ст. 4, и которая может относиться к гностическим системам. У гностиков была своя мифология, и под "родословиями" мы можем разуметь гностическое учение об эманации. Но упоминание закона в стт. 7 и слл. заставляет думать, что и те гностики, с которыми приходилось иметь дело Тимофею, были гностики иудаистического толка. В противовес злоупотреблению законом, которое наблюдалось со стороны лжеучителей, ап. Павел ограничивает сферу "законного" (ср. ст. 8) употребления закона, теми проявлениями греха, против которых он направлен. Закон поставлен для ограждения "здравого учения" (ст. 10 б), и такое его понимание находится в согласии с тем благовестием, которое вверено Павлу. Упомянув о своем благовестии, Павел приносит благодарение Господу Иисусу Христу, призвавшему на служение его, бывшего гонителя (стт. 12-17). В призвании Павла явлено долготерпение Божие в прощении верующих (стт. 15-16). Но в плане 1 Тим. самосвидетельство1:12 и слл. есть подкрепление того учения, которое Апостол влагает в уста Тимофея по долгу служения, вверенного ему. В стт. 19-20 поручение, возлагаемое на Тимофея, подкрепляется еще раз призывом к вере и доброй совести и предостерегающим примером Именея и Александра, потерпевших кораблекрушение в вере.



Гл. 2 содержит распоряжения о молитве. Прежде всего, Апостол хочет, чтобы совершались всякие молитвы - и просительные, и благодарственные - о всех людях, в том числе и в особенности, о носителях власти (стт. 1-7). Он мотивирует это пожелание тем, что в промыслительном плане Божием спасение распространяется на всех людей. Обращение ко Христу носителей власти есть подразумевающаяся цель молитвы. Единый "Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус" (ст. 5), предал Себя за всех (ст. 6). Ап. Павел и поставлен на служение этому благовестию спасения (ст. 7). В ст. 8 он подводит итог сказанному: он хочет, чтобы молитвы - очевидно, те, о которых только что была речь, - возносились на всяком месте, и устанавливает те условия, которым они должны удовлетворять. Речь идет, несомненно, об общественной молитве, и потому "всякое место" выводит нас за пределы одной только Ефесской Церкви. Поскольку распоряжение об общественной молитве "на всяком месте" ал. Павел дает Тимофею, мы приходим к неизбежному заключению, что он не думает ограничивать его служения Ефесом. В том же ст. 8 молитва определяется, как молитва мужей. Это указание должно подчеркнуть, что дальнейшие распоряжения будут касаться женщин (ср. стт. 9-15). В контексте гл. 2 эти распоряжения должны прежде всего относиться к поведению женщин во время общественной молитвы (ср. ст. 9), но они имеют и более общее значение (ср. стт. 10 и слл.). Ап. Павел ставит здесь вновь тот же вопрос, который он ставил по специальному поводу в 1 Кор. 11:3-16 (ср. еще 14:34-35). Он оправдывает подчиненное положение женщины (стт. 11-12), как порядком творения (ст. 13), так и порядком грехопадения (ст. 14): первым сотворен Адам, и первою согрешила Ева. Спасение женщины (ст. 15): Понимание "деторождения" в смысле Боговоплощения, как предлагают некоторые толкователи (усматривая в Пресвятой Богородице Вторую Еву, подобно тому, как Христос есть Второй Адам), вряд ли отвечает мысли ап. Павла. По всей вероятности, он имел в виду подвиг материнства.

В гл. 3 ап. Павел определяет те условия, которым должны удовлетворять поставляемые на священное служение. Мы возвращаемся с большими подробностями к теме Тит. 1:5-9. Но, наряду со служением "епископским" (стт. 1-7), Павел дает указания и касательно служения диаконского (стт. 8-13). Параллельное упоминание епископов и диаконов заставляет нас вспомнить заголовок Филипп. (1:1) и требует, по всей вероятности, тожественного толкования. Мы видели, что и в Тит. 1 ап. Павел употребляет термины "епископ" и "пресвитер", как синонимы. Упоминаемые в ст. 11 "жены" толкуются в русском переводе, как жены диаконов. Это толкование представляется вероятным, поскольку в ст. 12 Апостол возвращается к диаконам. Но без восполнения "их", указание ст. 11 может относиться и к женскому служению в Церкви, о котором будет речь в главе 5. Если упоминаемый в ст. 13 высшая степень надо понимать в смысле высшей степени иерархии, что принимается далеко не всеми толкователями, 1 Тим. 3 заключало бы ясное указание и на лествичное восхождение по ступеням священства. Условия поставления священнослужителей, вообще говоря, совпадают с теми, которые указаны в Тит. 1, но развиты с большими подробностями. И от епископа, и от диакона требуется, чтобы они хорошо управляли своим домом (стт. 4, 12). Для епископа это требование оправдывается тем, что он призван к попечению о Церкви Божией (ст. 5). Епископы не должны быть из новообращенных (ст. 6) и должны иметь доброе свидетельство от внешних (ст. 7). Поставляемые в диаконы должны подвергаться предварительному испытанию (ст. 10), которого мы, однако, не имеем достаточно оснований понимать в смысле формального экзамена.

В гл. 4 Апостол вооружает Тимофея для борьбы с ересями (стт. 1-11). Фактические сведения об этих лжеучениях, предсказанных Духом Святым и вызванных духами-обольстителями, мы почерпаем из стт. 1-5. Отрицание брака и крайнее пищевое воздержание, которому ап. Павел противополагает свое убеждение, что "всякое творение Божие хорошо", показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом (ср. новое предупреждение в ст. 7 против мифов). Этот дуализм приводил, в истории гностицизма, к двоякой практике - к крайнему аскетизму или, наоборот, к крайнему либерализму, предельной распущенности. Из 1 Тим. 4 вытекает, что те гностические течения, о которых ап. Павел осведомляет Тимофея, отличались аскетическим характером. Вооружая Тимофея для борьбы с лжеучениями, Апостол предостерегает его и против преувеличенной оценки аскетизма (ср. ст. 8).

В большом отрывке 5:1-8:2 а, имеющем параллель в Тит. 2, ап. Павел указывает Тимофею, каково должно быть его отношение к разным категориям верующих. После краткого указания об отношениях к лицам старым и молодым, обоего пола (5:1-2), Павел с особым вниманием останавливается на служении вдовиц (стт. 8-16). Из того, что он пишет о вдовицах, можно заключить, что он считал необходимым вести в каждой общине список вдов, которым предоставлялось бы содержание за счет общины. Условия зачисления в этот список и составляют главное содержание отрывка (ср. стт. 9 б -10, а также стт. 8 и 16). Молодым вдовам ап. Павел отказывает в зачислении в этот список и предпочитает, чтобы они вступали в брак (стт. 11-15, ср. стт. 5-7). С другой стороны, и из старых вдов право на общественную помощь имеют только те, которые не получают помощи от своих (стт. 3-4, 8, 16). Из ст. 10 представляется возможным заключить, что вдовы, находившиеся на содержании Церкви, могли быть привлекаемы к несению обязанностей в области общественного призрения. Тем самым, каково бы ни было толкование 3:11, 1 Тим. позволяет говорить о наличности женского служения в Церкви. Стт. 17-20 (ср. еще ст. 22) касаются отношения к пресвитерам. Речь идет о содержании их за счет общины (стт. 17-18), о суде над пресвитерами (ст. 19) и о порядке их обличения (ст. 20). Стт. 6:1-2а- касаются отношения рабов к господам. Особенно подчеркиваются обязанности рабов-христиан к господам-христианам.

Отрывок 6:2 б -21 имеет значение общего заключения послания. Павел подкрепляет последними наставлениями преподанное им учение и утверждает Тимофея в "здравых словах Господа нашего Иисуса Христа" (ст. 3). Особую опасность и "корень всех зол" (ст. 10) Апостол видит в сребролюбии, против которого усиленно предостерегает Тимофея (ср. стт. 5-12). С предостережением против сребролюбия связан и последний призыв увещевать богатых (стт. 17-20). Торжественный завет, который ап. Павел дает Тимофею (стт. 13-16), сохраняет, по мнению многих современных толкователей, отзвук древнего крещального символа (ст. 13). Несомненно, во всяком случае, что этот последний завет имеет резко выраженное эсхатологическое ударение (ср. стт. 14 и слл.). Послание кончается предостережением против "лжеименного знания", увлечение которым грозит уклонением с пути веры (стт. 20-21 а), и обычною подписью с благословением, которое в лучших рукописях ап. Павел преподает не одному Тимофею, а так же точно, как и в Тит., некоей группе, имеющей Тимофея в своей среде (ст. 21 б: "благодать с вами"). После того, что было сказано, эту группу естественно искать, в первую очередь, в Ефесе. Но в руках Тимофея подпись ст. 21 б сообщала посланию значение верительной грамоты. "Лжеименное знание" есть система учения, которая провозглашает себя знанием, но не имеет на то оснований. "Гносис" или "гностицизм" и стали принятыми в науке названиями этих и подобных религиозных систем I и особенно II века нашей эры.

Но предложенный обзор не исчерпывает всего содержания 1 Тим. На протяжении послания наблюдаются личные отступления, которые были оставлены нами без разбора, потому что они до известной степени нарушают связь мысли. Но ап. Павлу они были необходимы, как средство подчеркнуть важность поручения, возлагаемого им на Тимофея. Одно из этих отступлений представляет и очень значительный догматический интерес. В 4:12-16 Апостол напоминает Тимофею о лежащей на нем ответственности. Юность Тимофея есть понятие относительное (ст. 12). Ему было не менее тридцати лет, когда Павел писал к нему свои послания (ср. еще. 2 Тим., 2:22). Но отношение Павла к Тимофею было всегда отношением отца к сыну (ср., например, Филипп. 2:22). В 4:14 Павел говорит о рукоположении, чрез которое Тимофею был сообщен благодатный дар . Из ст. 13 вытекает, что поручение, возложенное на Тимофея, имело временный характер; в 5:21-25 Апостол тоже дает Тимофею указания личного характера (ср., например, ст. 23), но предостережение против поспешного возложения рук (ст. 22) имеет и общецерковное значение и может быть поставлено в связь с распоряжениями стт. 17-20, касающимися пресвитеров. Но особое значение имеет отступление 3:14-16, содержащее догматическое учение большой важности. Церковь Бога Живого, в которой Тимофей призван служить в отсутствие ап. Павла, есть дом Божий, столп и утверждение истины (ст. 15). Представление о Церкви, как о доме, и одновременно, как о столпе, показывает, что ап. Павел в своем стремлении догматически осмыслить тайну Церкви подходил к ней с разных сторон. Мы знаем, что ему было дорого представление о Церкви, как о Теле Христовом. Но надо помнить, что рядом с ним, и в том же Ефес. (ср. 2:19), стоит образ семьи, теснейшим образом связанный с учением о спасении, как усыновлением спасаемых Богу, в котором сотериология ап. Павла достигает своей кульминационной точки. Хранимая в Церкви великая благочестия тайна (ст. 16) есть тайна Боговоплощения, которую ал. Павел выражает трехстишием, может быть, заимствованным из литургического гимна. В каждом его стихе звучит противоположение, которое должно показать космическую полноту спасения во Христе. Мы узнаем учение послания из уз, в частности, Ефес. 4:8-10.

1 Тим., по содержанию и по плану, обнаруживает даже в кратком обзоре большую близость с посланием Титу. Но мы не можем отрешиться от впечатления, что деятельность Тита, по мысли ап. Павла, теснее связана с Критом, чем деятельность Тимофея с Ефесом. Это наблюдение приводит нас к выводу, что поручение, возлагаемое ап. Павлом на Тита, вытекает из нужд Критской Церкви, а поручение, возлагаемое на Тимофея, отражает Павлов идеал пастырства, конечно, не без внимания к особым потребностям данного исторического момента. Существенное совпадение, которое наблюдается между наставлениями обоих посланий, должно быть признано не только естественным, но даже неизбежным, поскольку, в данных исторических условиях, идеальные требования, предъявляемые к пастырю, не могут не отвечать действительным потребностям каждой отдельной Церкви.

Особое значение 1 Тим. и Тит. заключается в том, что они дают нам сведения о иерархическом строе Церкви в первую половину шестидесятых годов. Терминология степеней священства все еще лишена необходимой точности. Но трехстепенная иерархия, несомненно, уже существует. 1 Тим. 3 ясно говорит о существовании диаконов, очевидно, в пашем смысле слова, - существовании, вытекающем и из Филипп.1:1. Термины "епископ" и "пресвитер" употребляются, очевидно, как синонимы, для обозначения второй, по-нашему: пресвитерской, степени священства. Это вытекает из Тит. 1, но с не меньшим основанием и из 1 Тим., и при том не только из сопоставления епископов и диаконов в гл. 3, но и из совпадения характеристики пресвитеров, "достойно начальствующих" и "трудящихся в слове и учении", в 5:17 с тем, что сказано о епископе в гл. 3 (ср. особенно стт. 4-5 и 2 б). Епископами в нашем смысле слова являются в Пастырских посланиях сами Тимофей и Тит. Как продолжатели дела Павла, они не только имеют власть управлять и учить, но им предоставляется и право рукоположения (1 Тим. 5:22, ср. Тит. 1:5 и все распоряжения 1 Тим. 3). В иерархии Пастырских посланий они являются представителями третьей, высшей степени священства, хотя бы с этою степенью и не было связано никакое наименование.



Похожие публикации