Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Лукреция, верная супруга, которую обесчестил сын тирана тарквиния гордого. Кровавая драма, которая разыгралась много веков назад, на гениальной картине Рембрандта «Лукреция Смерть лукреции

Обещанная история подлого и вопиющего поступка зарвавшегося Тарквиния - это дело опороченной Лукреции.

Рубенс, "Тарквиний и Лукреция".

Лукреция была римлянкой, прославившейся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.
Секст Тарквиний, сын царя Тарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции, тайно проник в дом в отсутствие мужа и изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всём своему мужу, когда тот вернулся, и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики.
На протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема как пример женской добродетели и решимости.

Этот эпизод подробно описан у Тита Ливия:
"57. (1) Рутулы, обитатели города Ардеи, были самым богатым в тех краях и по тем временам народом. Их богатство и стало причиной войны: царь очень хотел поправить собственные дела - ибо дорогостоящие общественные работы истощили казну - и смягчить добычею недовольство своих соотечественников, (2) которые и так ненавидели его за всегдашнюю гордыню, а тут еще стали роптать, что царь так долго держит их на ремесленных и рабских работах. (3) Попробовали, не удастся ли взять Ардею сразу, приступом. Попытка не принесла успеха. Тогда, обложив город и обведя его укреплениями, приступили к осаде.

(4) Здесь, в лагерях, как водится при войне более долгой, нежели жестокой, допускались довольно свободные отлучки, больше для начальников, правда, чем для воинов. (5) Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках. (6) Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о женах и каждый хвалит свою сверх меры. (7) Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова - всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жены? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». (8) Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, (9) они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жен первенство осталось за Лукрецией. (10) Приехавшие муж и Тарквинии находят радушный прием: победивший в споре супруг дружески приглашает к себе царских сыновей. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию. И красота возбуждает его, и несомненная добродетель. (11) Но пока что, после ночного своего развлечения, молодежь возвращается в лагерь.

58. (1) Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию. (2) Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». (3) В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом - грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу. (4) Видя, что Лукреция непреклонна, что ее не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить ее еще сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мертвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба - пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. (5) Этой ужасной угрозой он одолел ее непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью. Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело. (6) Спурий Лукреций прибывает с Публием Валерием, сыном Волезия, Коллатин - с Луцием Юнием Брутом - случайно вместе с ним возвращался он в Рим, когда был встречен вестником. Лукрецию они застают в спальне, сокрушенную горем. (7) При виде своих на глазах женщины выступают слезы; на вопрос мужа: «Хорошо ли живешь?» - она отвечает: «Как нельзя хуже. Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия? Следы чужого мужчины на ложе твоем, Коллатин; впрочем, тело одно подверглось позору - душа невинна, да будет мне свидетелем смерть. Но поклянитесь друг другу, что не останется прелюбодей без возмездия. (8) Секст Тарквиний - вот кто прошлою ночью вошел гостем, а оказался врагом; вооруженный, насильем похитил он здесь гибельную для меня, но и для него - если вы мужчины - усладу». (9) Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль - не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины. (10) «Вам, - отвечает она, - рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!». (11) Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец.

59. (1) Пока те предавались скорби, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь - и вас, боги, беру в свидетели, - что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». (2) Затем он передает нож Коллатину, потом Лукрецию и Валерию, которые оцепенели, недоумевая, откуда это в Брутовой груди незнаемый прежде дух. Они повторяют слова клятвы, и общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. (3) Тело Лукреции выносят из дома на площадь и собирают народ, привлеченный, как водится, новостью, и неслыханной, и возмутительной. (4) Каждый, как умеет, жалуется на преступное насилье царей. Все взволнованы и скорбью отца, и словами Брута, который порицает слезы и праздные сетованья и призывает мужчин поднять, как подобает римлянам, оружие против тех, кто поступил как враг."

1. ТРАГЕДИЯ "ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ".

Как справедливо отмечают комментаторы, шекспировский "Юлий Цезарь" тесно связан с известным произведением "Цезарь" Плутарха, содержащимся в "Сравнительных Жизнеописаниях" , т.2. В книгах "Царь Славян", гл.2, и "Начало Ордынской Руси", гл.1, мы показали, что "биография" Юлия Цезаря в значительной степени основана на жизнеописании императора Андроника-Христа. Сравнив шекспировского "Юлия Цезаря" с "Цезарем" Плутарха, мы не обнаружили значительных расхождений между сутью повествования. В частности, у Шекспира не нашлось каких-либо ярких фактов, которые не были бы нам ранее известны из "античной" литературы (не только из Плутарха). Следовательно, существенных дополнений к уже открытому нами ранее наложению Юлия Цезаря на Андроника-Христа не возникает.

ВЫВОД. Жизнеописание Андроника-Христа отразилось - в большей или меньше степени - в следующих известных произведениях Шекспира: "Гамлет", "Юлий Цезарь", "Макбет", "Тимон Афинский".

Общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. Тело Лукреции выносят из дома на площадь. Храбрейшие юноши, вооружившись, являются добровольно, за ними следует вся молодежь. Затем, под водительством Брута с оружием двинулись в Рим , т.1, с.60-62.

Начинается грандиозная Тарквинийская = Троянская война.

Этот весьма известный сюжет мы подробно анализировали в книге "Царский Рим в Междуречье Оки и Волги", гл.2. В раввинской-иудейской версии данное событие отразилось как насилие, совершенное над Девой Марией римским солдатом Пандирой (Партенос).

Вот названия соответствующих разделов из нашей книги, дающие представление об открытом нами параллелизме.

# Оскорбление римской красавицы Лукреции Тарквиниями - это похищение Елены Прекрасной троянцами, главная причина Тарквинийской = Троянской войны XIII века.

# Дева Мария описана Ливием как римлянка Лукреция, затем как Ларенция и "Волчица" (воспитавшие Ромула и Рема), а также как Рея Сильвия (мать Ромула и Рема).

# Смерть Лукреции и окровавленный нож. Римский праздник Луперкалий в память Ларенции-Лупы и снова - окровавленный нож. Успение Марии Богородицы и пронзающие ее мечи. Кесарево сечение.

# Разрезание мечом некоего человеческого тела и его чудесное срастание во время Успения Марии Богоматери - это отражение Рождения Христа при помощи кесарева сечения.

# Почему в Евангелиях "нож-меч Лукреции-Марии" отразился иносказательно, а Ливий рассказал о нем вполне откровенно.

Версия Шекспира близка к версии Ливия и Овидия, поэтому ничего принципиально нового из его текста мы не узнае"м.

ВЫВОД. Шекспировская трагедия "Лукреция" рассказывает о событиях конца XII - начала XIII века, о Деве Марии и "мечах, пронзивших Ее душу". См. икону "Семистрельная", рис.2.37, и главу 2 настоящей книги.

6. ДРАМА "КОРИОЛАН".

Это шекспировское произведение посвящено известному событию в истории "античного" Рима якобы V века до н.э. Оно опирается на текст Плутарха. Якобы в 491 году до н.э., вскоре после знаменитого изгнания царей из Рима, римляне изгнали также и Гая Марция Кориолана за то, что он предложил обусловить даровую выдачу хлеба голодающему народу отменой трибуната. Обиженный Кориолан решается пойти на Рим с войной. Однако, на подходах к Риму его встречают жена и мать, умоляющие пощадить Рим. Кориолан в конце концов соглашается. Вскоре его убивают.

Согласно нашим результатам, изгнание царей Тарквиниев - это еще одно отражение Троянской войны XIII века, куда примешались также некоторые сюжеты из эпохи раскола Великой = "Монгольской" Империи начала XVII века. См. книгу А.Т.Фоменко "Античность - это средневековье". Анализ шекспировской драмы не добавляет ничего нового к уже известным нам данным.

ВЫВОД. Шекспировская драма "Кориолан" повествует, в основном, о событиях Крестовых Походов XIII века, а также о некоторых сюжетах начала XVII века. То есть современных самому Шекспиру.

Музей изобразительных искусств представляет картину Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция" из частного собрания. В коллекции музея есть несколько произведений мастерской Рубенса, они находятся в запасниках, и три произведения собственно Рубенса. Это небольшие произведения, эскизы. Картина "Тарквиний и Лукреция" довольно большого размера, таких в музее нет. Эта картина более раннего периода, чем произведения из музейной коллекции. Сравнивая эти произведения, можно сопоставить разные грани дарования мастера.

История, которая на ней запечатлена, довольно туманна. Здесь изображен мужчина, который склонился над дамой, который хотел бы сдернуть с нее оставшийся край покрывала. Исходя из названия - это Тарквиний. Обнаженная дама, стремительно ускользающая от мужчины - Лукреция. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположилась страшная старуха с волосами-змеями - Фурия. Фигуры прорисованы четко, сомнений здесь нет. Мужчина склоняет даму к близости, а дама протестует. Получается, что картина изображает сцену насилия. Парадокс в том, что сцена насилия в XVII веке, а картина написана в 1609-1611 гг, трактуется как сцена добродетели. Вникая в легенду, мы узнаем, что любовной страстью к Лукреции пылал сын Тарквиния - Секст. Почему тогда отец Тарквиний склонился над Лукрецией со страстью во взоре?

Это первый вопрос, а дальше их много. Работа Рубенса не имеет подписи, как и все его работы. Художник свои картины не подписывал. Известно, что часть работ Рубенса подписаны. В. А. Садков рассказал, что картины подписали сами коллекционеры, которым принадлежали произведения.

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. Рубенс начинает работать в Антверпене и вскоре приобретает большую известность. Он расписывает антверпенский собор, и его слава выходит за пределы города и родной Фландрии. "Тарквиний и Лукреция" подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Полотно до настоящего времени сменило много владельцев. Рубенс мог его написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. В 1769 году картина была приобретена прусским королем Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме в Сан-Суси. В Россию произведение было перевезено как трофейное имущество, что имеет официальные подтверждения.

Вопрос подлинности произведения сложно как подтвердить, так и опровергнуть. В.А. Садков не видит аргументов для сомнений.

Если сравнить "Тарквиния и Лукрецию" и более поздние произведения, то можно увидеть, как манера письма становится более широкой. Потом в работах Рубенса появятся и его знаменитые пейзажи. В ранних произведениях фигуры еще напоминают античные скульптуры, далее трактовка тела становится более свободной.

Многие европейские музеи обладают большими коллекциями работ Рубенса. Но сложно сказать, какая из коллекций наиболее значительна. Одно время больше ценились масштабные полотна. Такая коллекция хранится в Лувре. Большие произведения написаны с эскизов Рубенса его помощниками и учениками. Оценить участие самого Рубенса в больших произведениях довольно сложно. Что он писал - может быть только блики в зрачках глаз или иные мелочи. В XX веке предпочтения сменились от больших произведений к работам собственно Рубенса. Зачастую эти произведения меньшего формата. Рубенс перед написанием картин составлял договор - на полотне, какого размера будет написано, сколько фигур и сколько за то будет заплачено. Прописывался и такой пункт: произведение будет написано только мастером или при помощи учеников. Произведения, которые были написаны только Рубенсом, самые дорогие. Эти произведения и эскизы хранятся в Вене, в Мюнхене. В Эрмитаже смешанная коллекция - есть и собственные картины, и большие полотна, написанные вместе с учениками.

Картина "Тарквиний и Лукреция" раньше была показана в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Н. Трегуб).

Другие выставки ГМИИ - "Эпоха Меровингов - Европа без границ"

Мифы могут рассказать не только о том, что на душе у всего человечества, но и о том, что на душе у отдельного человека, особенно если он — художник и на его полотнах оживают мифологические истории.
Тициан, один из величайших мастеров эпохи Возрождения, знал толк в наслаждении жизнью. Очевидец так описывал вечер, проведенный Тицианом в кругу друзей. До захода солнца художник и его гости проводили время в созерцании «прекраснейших картин, коими был наполнен дом, в обсуждении истинной красоты очарования сада… расположенного на окраине Венеции над морем. С того места открывается вид на остров Мурано и другие прекраснейшие места. Эта часть моря, едва зашло солнце, заполнилась тысячами гондол, украшенных красивейшими женщинами и звучащих чарующей гармонией музыки и песен, сопровождающих до полуночи наш радостный ужин». Стиль его жизни совпадал со стилем жизни Венеции — богатой республики, в которой праздники и карнавалы были обычным делом и которая в первой половине XVI века стала домом для самых талантливых художников и самых интересных мыслителей Италии. Воплощением красоты и радости являлся для Тициана мир античности, и ему он посвятил многие свои полотна.

Но вот для Венеции настали тяжёлые времена. На ее независимость покушались враги извне; Церковь призывала художников к суду за то, что они неправильно изображали библейские сцены, а лучшие книги запрещала или даже публично сжигала. И Тициан, опечаленный судьбой Венеции, перестал писать античных красавиц — обнаженных Венер, похищенную Европу, вечно юную охотницу Диану-Артемиду, а выбрал римскую легенду о Тарквинии и Лукреции.
Легенда повествует о тех временах, когда Рим еще не успел завоевать всю Италию и стать сильной державой. Однажды в царском доме из колонны выползла змея. Все истолковали это как зловещее предзнаменование. Царь между тем собирался идти войной на соседей, дабы пополнить казну и расширить свои владения. Римляне осадили богатый город Ардею. Осада затянулась, и военачальники коротали досуг на пирушках. Как-то, собравшись у царского сына Секста Тарквиния, они стали хвастаться своими женами. Один особенно настаивал, что его Лукреция — не только красавица, но и до того примерная хозяйка, что вот если прямо сейчас, без предупреждения явиться домой — обязательно застанешь её за работой. И римские мужи, выпив немало вина, решили посмотреть, что делают их жены. Супруги, как оказалось, тем временем тоже пировали. Одна Лукреция в окружении слуг пряла шерсть. Её и признали лучшей.
У Тарквиния же при виде Лукреции помутился рассудок, и ему захотелось во что бы то ни стало отнять жену у своего приятеля. Он вернулся вместе со всеми в лагерь, а следующим вечером, не сказав никому, пришел в дом Лукреции. Его приняли радушно, как друга хозяина, накормили и оставили ночевать. Дождавшись, пока все заснут, Тарквиний с мечом в руке прокрался в комнату Лукреции и, то объясняясь в любви, то угрожая смертью, стал настаивать, чтобы она променяла мужа на него, Тарквиния. Эту сцену и изобразил Тициан. Видно, такой ему представлялась тогда Венеция: беззащитной красавицей, которой некого позвать на помощь. Считал ли он тогда, что Венецианская республика трагически погибнет, ведь конец этой древнеримской истории весьма печален? Лукреция вынуждена была согласиться. Но, проводив непрошеного гостя, она послала слуг за отцом, мужем и близкими друзьями. Поведав им со слезами о том, что произошло, она объявила: нет ей прощения, и выход теперь один — умереть. Но присутствующие пусть обещают ей покарать Тарквиния. Хотя собравшиеся ни в чем ее не винили, гордая красавица выхватила кинжал и покончила с собой. Подняв кинжал, обагренный кровью Лукреции, один из друзей, Брут, поклялся покончить не только с Секстом Тарквинием, но и со всей царской фамилией Тарквиниев, взрастившей подобного негодяя. И это ему удалось. В Риме произошел переворот, Тарквиниев изгнали, а царский отпрыск пал от руки одного из своих многочисленных врагов.
Можно посетовать, что Тициан предпочел безмятежной античности античность свирепую. Но мастер, пожалуй, не принял бы упрека: жестоким временам — жестокие легенды.

Интересное:
«grafiky.net» - SEO — линкообмен — блоги dofollow . Подними ТИЦ — пройдись по списку сайтов с высоким ТИЦ и PR.



Похожие публикации