Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Краткая история создания василий теркин твардовского. История создания поэмы “Василий Теркин”. Основные части поэмы

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 г. на Смоленщине, в семье крестьян. Отец его очень любил читать, эту любовь воспитывал и в детях. В доме часто звучали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Дата написания поэмы «Василий Теркин»

В 1939 году Александр Трифонович Твардовский был призван в Красную армию, ходил в поход за освобождение Белоруссии. Работал военным корреспондентом. В это время Твардовский писал заметки, очерки, рецензии.

Главным произведением военных лет Твардовского стала поэма «Василий Теркин» про боевые будни русского солдата. Многие люди находили в герое черты, любимые всеми - бесстрашие, умение подтрунить над собой и друзьями, смекалку. Поэма создавалась на протяжении всей войны.

Герои поэмы «Василий Теркин»

В поэме созданы масштабные образы, собирательные и емкие. События развиваются очень долго. Главный герой поэмы очень близок к фольклорным персонажам, так задумал Твардовский ("Василий Теркин", краткое содержание поэмы). Символику незатейливой фамилии "Теркин" можно трактовать двояко: она простая, распространенная и одновременно жесткая, несгибаемая.

Главный герой поэмы объединяет все части поэмы в одно целое. Василий Теркин - рядовой пехотинец из крестьян. В нем воплощаются лучшие солдатские и народные черты.

Это солдат простой и доступный, умеет шутить, не падает духом и так похож на других солдат. Он смел, скромен и всегда поможет в трудный момент. Твардовский подчеркивает, что в каждой роте есть такой человек. Твардовский придумал Теркина, прежде всего, как фельетонный образ, который должен лишь смешить солдат шутками на фронте, чтобы поднять им боевой дух.

Но поэт показывает героя не только как шутника, но и как находчивого и мужественного человека. Теркин - патриот, он защищает свою Родину без лишнего пафоса.

Он опытный воин. В главе «Переправа» Василий прорывается на берег со своим взводом, а оттуда один на противоположный берег. Условия были невыносимы: ноябрь, холодная вода. Тело Теркина растирают спиртом, он очень замерз, но даже в этот момент чувство юмора его не покидает: солдат с хитрым видом спрашивает у врача о приеме спирта внутрь, чтобы не все тратить на кожу. Объединяет все части поэмы Василий Теркин. Герои, которые также упоминаются в произведении, имеют дело с простодушным солдатом.

В поэме описаны не только фронтовики, но и те, кто трудился в тылу ради победы: старики и женщины. Персонажи произведения не только воюют. Они радуются, любят, говорят друг с другом, мечтают о мире. Война, как и жизнь вообще, объединяет трагедию и юмор, страх и смелость, земное бытие и смерть.

Основные части поэмы

Условно поэму можно разделить на три части, которые описывают начало, середину и конец войны. Из хроники поэма перерастает в лирическую летопись событий. В таком стиле часто пишет Твардовский («Василий Теркин»). Краткое содержание поэмы можно охарактеризовать так: в первой части преобладает чувство скорби и горечи. Вторую наполняет вера в победу. В третьей части солдаты радуются Победе и освобождению Родины.

Все это влияет на композицию поэмы. Строфы, периоды и отдельные главы все закончены. Почти везде фигурирует Василий Теркин. Главы поэмы писались постепенно, поэтому представляют собой завершенные (и совершенные по стилю) произведения.

Главы поэмы

Поэма состоит из тридцати глав. В двадцати пяти раскрывается образ главного героя, который попадает в разные боевые ситуации. В последних частях Теркина нет («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт не хотел повторяться.

Не случайно и то, что произведение начинает и заканчивает лирическими отступлениями Твардовский («Василий Теркин»). Краткое содержание заставляет читателей почувствовать свою причастность к происходящему. Твардовский утверждал, что на войне нет единого сюжета. А он действительно необычный: это достоверная «книга про бойца».

Александр Твардовский, «Василий Теркин»: краткое содержание

Поэма строится, как цепь эпизодов из жизни солдата, которые иногда не связаны между собой. Теркин рассказывает бойцам о войне и его приключениях. Он за словом в карман не лезет, «парень хоть куда».

Шла переправа через речку. С правого берега приплыл главный герой. Он сообщил, что первый взвод может обеспечить переправу, если его поддержат оружием.

Василий наладил связь. Он устраивает засаду и поджидает врага. Убивает немца, но и тот ранит его. Танкисты везут Теркина в медсанбант…

Солдат шутит о медали и гулянке в сельсовете после войны.

После госпиталя Теркин возвращается в роту. Он играет солдатам на гармони сначала грустную, а потом веселую мелодию, все начинают плясать.

Теркин дерется с немцем, побеждает. Позже он сбивает вражеский самолет. Ему дают орден.

Василий думает о том, как в госпитале столкнулся с мальчишкой, который уже стал героем. Тот рассказал, что он из-под Тамбова. И родная Смоленщина должна иметь своих солдат. Из-за этого он стал героем.

Солдат уходит на неделю домой. Но его деревню держат немцы. В болоте дерутся за маленькую деревню Борки, которая полностью разрушена. Тёркин поднимает товарищам настроение.
Он командует взводом после гибли командира, первым приходит в село, но снова тяжело ранен. Лежит в поле и разговаривает со Смертью, которая уговаривает его не цепляться за жизнь. Его находят бойцы и несут в медицинскую часть.

После ранения солдат идет в свою роту. Но там уже появился новый Теркин, Иван. Парни уступают друг другу. Старшина говорит, что в каждой роте будет свой Теркин.

Село, в котором герой помогал как-то деду с бабкой по хозяйству, под немецкой властью. Сами они переселились в погреб. Теркин с разведчиками заходит к ним и обещает привезти часы из Германии.

С наступающими войсками воин проходит возле родимого смоленского края. Солдаты переправляются через речку. Тёркин мысленно прощается с родным краем, который уже в тылу.

Герой рассказывает историю о солдате, у которого умерла вся семья. Он с горем обнаруживает это в отпуске. Но ему нужно дальше воевать. А нам - помнить его горе. Не забыть об этом в дни победы.

Солдаты идут на Берлин. Бабка бежит из плена. Солдаты снабжают ее повозкой, конем и вещами. Ей помогает и Василий Теркин.

В бане в Германии отдыхают солдаты. Среди них один - весь в шрамах от ран. Парится он хорошо, разговаривает много, на гимнастерке у него много орденов и медалей. Солдаты говорят, что этот солдат все равно что Теркин.

Победа над фашистами

Главный герой возмущается наглости фашистов, которые нарушают все человеческие законы и забирают в плен мирных жителей. Он помнит, что немцы принесли крестьянам много горя, отбирая у них все. Теркин чувствует сильную ненависть к врагам, к тем непрошеным гостям, которые топчут землю русскую и убивают славян. Эта ненависть помогает ему, собрав волю в кулак, одержать победу над врагом.

Многие читатели считают, что первые строки знаменитой «Книги про бойца» А. Твардовского появились в 1942 году и образ главного героя вызван исключительно событиями Великой Отечественной. Между тем, все обстоит несколько иначе, и первое упоминание о бравом Васе Теркине относится еще к периоду русско-финской войны. Вспомним, опираясь на свидетельства самого автора, какова история создания поэмы.

«Василий Теркин» - начало

В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа - условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе - как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.

Случайное совпадение

Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой - славный воин - носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения - тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения - и продолжил работу в прежнем русле.

Но вернемся к «Книге про бойца».

Развитие идейного замысла

Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении - а это должна была быть поэма - того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.

1942 год

С первых дней войны Твардовского отправили на фронт в качестве корреспондента. В первые месяцы, самые жестокие и горячие, было не до поэмы. Так давно уже возникший в голове замысел все откладывался вплоть до лета 42-го, когда история создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» получает свое продолжение. Но теперь это должно было быть произведение о другой войне - советских людей против фашистских захватчиков. Да и герой из Васи превратился в Василия, олицетворявшего русского хлебопашца, рабочего, неутомимого труженика, вставшего на защиту Отечества.

Первые главы нового произведения Александра Трифоновича появились в одной из фронтовых газет в сентябре. Затем поэма по частям печаталась во многих изданиях, доступных как воюющим солдатам, так и тем, кто остался в тылу. Одним она помогала переживать тяготы фронтовой жизни, другим - ожидать родных с этой страшной войны. «Книга про бойца» полюбилась всем читателям, и каждый с нетерпением ожидал новых глав, героем которых был солдат с простым русским именем - новый образ его создал именно А. Твардовский - Василий Теркин.

История создания поэмы в годы войны

Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.

В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.

Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев - один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое - ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин - полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.

Прощание с героем

История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.

Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».

Вместо послесловия

Уже в послевоенные годы, зная о невероятной популярности поэмы и ее главного персонажа, многие недобросовестные литераторы создавали «продолжения» похождений героя и даже «подражания» известной книге. Ответом на них было то, что поэма - это неоднократно подчеркивал Твардовский - «Василий Теркин», история создания которой описана самим автором, однозначно окончена и возвращения к ней в будущем не предполагается.

Василий Теркин - персонаж одноименной стихотворной поэмы о войне, созданной писателем . Образ главного героя воплотил черты простого народа. Автор наделил солдата веселым нравом, смекалкой, способностью не унывать в сложных ситуациях, смелостью и отвагой. За эти качества персонаж полюбился читателям. Книга Твардовского поднимала боевой дух советских солдат, вселяла в них оптимизм и веру в победу.

История создания персонажа

Образ советского солдата создан за несколько лет до Великой Отечественной войны. Продумывая характер персонажа, Твардовский наделил Теркина находчивостью, неиссякаемым позитивом и чувством юмора. Авторство образа принадлежит коллективу журналистов, в состав которого входил Александр Трифонович.

В 1939 году было издано два фельетона о Василии Теркине. В представлении публицистов он был удачливым и сильным представителем простого народа. Твардовский начал прорабатывать характер главного действующего лица будущей книги в годы Советско-финляндской войны. Добродушный и смелый герой фельетонов получил популярность у читательской аудитории. Это убедило писателя, что тему необходимо развивать в более крупной литературной форме.

Автор задался целью создать стихотворную поэму, но начало Великой Отечественной войны изменило творческие планы. Только в 1942 году были написаны первые строки произведения, которое Александр Трифонович первоначально назвал «Книга про бойца». Образ Василия Теркина не имеет прототипа. Однако писатель, находясь на полях сражений в качестве военного корреспондента, сумел придать образу «живость» и реалистичность, что позволило читателям воспринимать героя поэмы как реальную личность.

View this post on Instagram

Первые главы книги издавались во фронтовой газете. Затем ее стали публиковать такие печатные издания, как «Правда», «Известия» и другие. Читатели вдохновлялись образом труженика, спасающего родные земли. Главы доходили и до фронтовиков, и до граждан, оставшихся в тылу. «Книга про бойца» пользовалась любовью публики.

1943 году, попав в военный госпиталь после ранения, писатель решил, что приблизился к финалу поэмы. Впоследствии ему пришлось продолжить работу вплоть до 1945 года. Книга получила продолжение благодаря просьбам читателей. Завершая работу над произведением, Александр Трифонович начинает писать следующую поэму с необычным названием «Теркин на том свете». Первоначально планировалось, что это будет последняя глава сочинения о русском солдате. Однако идея переросла в отдельную книгу. Новое произведение стало антисталинским памфлетом.

По жанру поэма Твардовского напомнила фольклорные сказания о народных героях. Поэтому в тексте писатель сознательно отказался от идеологического начала. Александр Трифонович отмечал, что обращение к партийной тематике, образу Иосифа Сталина нарушило бы замысел и «образный строй поэмы о народной войне». Этот факт позднее создал для писателя сложности при публикации поэмы - произведение подверглось многочисленным правкам и корректуре.

Книга Твардовского за годы войны стала очень популярной. Произведение не только печаталось в газетах, но и зачитывалось по радио такими дикторами, как и . Художник Орест Верейский создал замечательные иллюстрации к поэме о Теркине. Сам автор сочинения посещал госпитали и трудовые коллективы, где знакомил публику с историей советского солдата.

View this post on Instagram

Отдых после боя (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин»)

Фразы из поэмы стали известными цитатами. В строках о бое, который идет не ради славы, а ради жизни на Земле, выражается главная мысль и тема произведения. Образ главного героя позднее был запечатлен в скульптуре - в Смоленске, Орехово-Зуеве, Гвардейске установлены памятники яркому персонажу русской литературы.

Биография Василия Теркина

Поэма Твардовского не имеет последовательного сюжета. Каждая глава - отдельный эпизод из жизни солдата. О биографии Василия Теркина известно мало. В тексте сообщается, что герой родился в деревне под Смоленском. Персонаж молод и еще не женат. Парень желает идти на фронт, чтобы спасти Отечество от посягательств врага.

Жизнелюбивый и прямолинейный персонаж демонстрирует недюжинную смелость и мужество, несмотря на сложности фронтовой жизни. Душа компании, от которого всегда можно получить поддержку, Теркин был образцом для подражания. В бою солдат первым нападал на врага, на досуге развлекал товарищей игрой на гармони. Обаятельный и харизматичный парень вызывает расположение читателей.

Первое знакомство читателей с героем происходит, когда тот вместе с сослуживцами переходит реку. Операция происходит зимой, но река не до конца замерзла, и переправа срывается из-за вражеской атаки. Образ дороги становится центральным в поэме - это путь Советской армии к победе над захватчиками. В эпизоде с переправой Теркин демонстрирует мужество и смекалку - благодаря стараниям героя солдаты могут продолжать поход. Однако сам персонаж получает ранение и попадает в военный госпиталь.

View this post on Instagram

Памятник Василию Теркину в городе Гвардейск

Оправившись от раны, Теркин решает догнать взвод. Глава «Гармонь» посвящена его умению найти подход к коллективу и завоевать его уважение и доверие.

Солдат становится участником сражений и оказывает посильную помощь тем, с кем служит в одном отряде, и гражданским лицам. Получив отпуск, Теркин отказывается от поездки в родное село, захваченное немцами, чтобы быть полезным на фронте. За подвиг в бою - герой сбивает вражеский самолет - Василию Теркину вручают медаль, которая за время войны становится не единственной наградой персонажа.

Однажды, зайдя в одно село, герой попадает в дом, где проживает старик с женой. Василий чинит старикам часы, пилу и всячески подбадривает. В другом эпизоде воин дарит личный кисет солдату, потерявшему свой. При этом Теркин вспоминает, что когда был в госпитале и потерял шапку, юная медсестра отдала персонажу свой головной убор. С тех пор Василий бережно хранил этот подарок.

При битве за село солдату приходится взять на себя функции молодого убитого лейтенанта. Герой возглавляет взвод, ведет в атаку. Село взято русскими воинами, но Василий тяжело ранен. Когда боец лежит на снегу, к нему является Смерть и просит покориться ей. Но персонаж находит силы противостоять незваной гостье. Вскоре раненого находят другие служащие и отправляют в санбат. Пробыв некоторое время в госпитале, солдат возвращается в родную роту, где застает много новых лиц.

(13 )

Поэма «Василий Теркин» (1940-1945)

Эта поэма была задумана за год до начала Великой Отечественной войны во время Финской кампании. Герой, носящий фамилию Теркин, первоначально был карикатурным, шаржевым персонажем: в газете «На страже Родины» стали появляться рисунки художников Брискина и Фомичева. Это были рисунки о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца.

Таким образом, Вася Теркин первоначально был лубочным персонажем, а помещенные под рисунками стихи носили развлекательный характер. Но читатели, сразу же полюбившие этого героя, стали забрасывать редакцию письмами с просьбой более обстоятельно рассказать о Теркине.

С началом Великой Отечественной войны образ главного героя переосмысливается поэтом: из карикатурного персонажа Теркин становится обобщенным символом русского солдата, национального русского характера. Недаром его фамилия перекликается с русскими народными поговорками: «тертый калач», «тертый жизнью».

Твардовский создавал текст поэмы на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он состоит из 30 глав, условно разделенных на три части вставными главами «От автора».

Жанр своей поэмы Твардовский определил в подзаголовке: «книга про бойца». В главах, относящихся к первой части поэмы, рассказана страшная правда первых месяцах войны, об отступлении нашей армии и о гибели солдат и оккупации деревень; вторая часть поэмы посвящена второму году войны, в третьей рассказано об освобождении оккупированных территорий от врага и победе над врагом.

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; Здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.

Вася Теркин. История создания образа.

Прежде чем начать рассказ о самом известном сатирическом бойце Ленинградского фронта - Васе Теркине, хочется вернуться к истокам его появления на страницах газеты «На страже Родины». Произошло это еще во время советско-финляндской войны, зимой 1939/40 гг. Первый раз Вася Теркин появился в газете, как один из ее корреспондентов. Именно таким именем был подписан сатирический фельетон «Сивый мерин в своем репертуаре». Случилось это благодаря дежурившему в тот момент Николаю Щербакову, который заменил с одобрения ответственного редактора «На страже Родины» Д.С. Березина фамилию автора фельетона Кауфман на «более звучащую» Теркин.

Следующий раз он появился в газете с «Кратким словарем в помощь читателю», вышедшим под его редакцией. Написан «словарь» искусно, не понять его невозможно. В нем разъяснялось значение актуальных на тот политический момент терминов. Они и сейчас вызывают улыбку. Отчасти своей простотой, наивностью. Но так и надо. Значит, на читателя, воина-ленинградца, он своей простотой и доходчивостью произвел необходимое воздействие.

В номере за 31 декабря 1939 года был помещен портрет Васи Теркина. Здесь же сообщалось: «Специальный корреспондент нашего отдела «Прямой наводкой» Вася Теркин, пребывающий на передовых позициях, готовит материал, который будет печататься у нас в ближайшее время. Кстати, помещаем последний портрет Васи Теркина». На рисунке изображен лукаво улыбающийся боец в буденовке, перепоясанный ремнем. За плечами у него винтовка, карандаш и кисть художника. Эту публикацию и следует считать рождением легендарного героя. Таким образом, Васе Теркину исполнилось уже 75 лет.

Однако уже в следующей публикации Вася Теркин превратился из корреспондента газеты в героя, о котором пишут другие. Художники Вениамин Брискин и Василий Фомичев нарисовали серию рисунков, которые совпали со стихами Николая Щербакова (псевдоним «Снайпер»).

Именно Твардовский посоветовал давать и к первой и к последующим сериям заголовки, которые начинались бы одинаково: «Как Вася Теркин...» сделал то-то и то-то, поступил так-то и так-то. Так были сделаны серии: «Как Теркин «языка» добыл», «Как Теркин солдата от унтера спас», «Как Теркин поджигателей в плен взял», «Как Теркин донесение доставил» и т. д.

Первая биография Васи Теркина принадлежит перу Самуила Маршака , который по просьбе А. Твардовского тоже подключился к этому творческому процессу в редакции «На страже Родины».

Над образом Васи Теркина во время советско-финляндской войны работал большой коллектив авторов. Это и сотрудники газеты «На страже Родины» Николай Тихонов (псевдоним «Николай Семеныч»), Цезарь Солодарь (псевдоним «Иван Соленый»), Сергей Вашенцев (псевдоним «Сергей Ваш), и Сергей Михалков , прибывший в Ленинград в марте 1940 года как один из авторов сценария фильма «Фронтовые подруги», а также обычные командиры Красной Армии - замполитрука Кутько и военинженер 3-го ранга С. Рыбаков .

За время советско-финляндской войны, продолжавшейся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940, вышло около 30 публикаций о Васе Теркине. В короткой статье трудно рассказать все, что связано с появлением этого образа и его развитием на страницах газеты. Более подробно это описано в книге члена Союза писателей России капитана 2-го ранга О.В. Щеблыкина «Вася Теркин? Кто такой?», вышедшей в 2009 году и второе издание которой сейчас готовится к печати.

К очередной годовщине Красной Армии, в феврале 1940 года, издательство «Искусство» выпустило тиражом 5000 экземпляров альбом «Вася Теркин на фронте» в подарок бойцам и командирам, отличившимся в боях с белофиннами. В этот альбом вошли 16 серий рисунков, стихотворение А. Твардовского и биография Васи Теркина С. Маршака.

Основным автором стихотворных серий о Теркине в период 1939/40 гг. был Н. Щербаков. По окончании советско-финской войны Николай Александрович Щербаков был представлен к правительственной награде, но не получил ее.



Похожие публикации