Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Какие бывают способности у ребенка? Как развить талант у ребенка: этапы формирования Как развивать таланты у ребенка

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Комментарии:

Отправить

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

Детки развиваются, благодаря и качественным игрушкам.
Телефон купили дочке, когда ей было 6 месяцев. Очень порадовало качество пластика, который просто неубиваем. В свои шесть месяцев дочка его крутила, кусала, бросала, но с ним ничего не произошло. Эта игрушка рассчитана для деток от 6 месяцев и до трех лет. Телефон русско-английский, говорит на двух языках, переключается кнопкой из одной стороны в другую, которая находится сверху возле антенки. На передней панели расположены четыре кнопки с цифрами в виде птички, дельфина,собачки и лягушки, в центре находится оранжевая кнопка, на которой изображен телефон, нажимая на нее, ребенок слышит звуки звонка и голос, который говорит: " Алло, кто это?". Чуть выше кнопок в виде полукруга есть кнопка с изображением земного шара, при нажатии на нее из телефона доносится песня, а сам земной шар начинает кружиться. Все кнопочки мигают разноцветными огоньками, которые очень красиво светятся в темноте. Если ребенок не играет телефоном, он говорит:" Пока, пока". Чтобы полностью отключить телефон на задней панели находится переключатель. телефон работает от двух батареек типа ААА. Телефоном дочка играет постоянно - это одна из самых наших любимых игрушек!!



Спасибо очень интересная статья, поделюсь самыми интересными вещичками для первого года жизни - Я считаю, что развивать малышей нужно с самого рождения, поэтому первую игрушка у нас появилась когда крохе исполнился месяц. Для такой важной роли мы выбрали прорезыватель марки Chicco в виде бабочки. У нее есть глазки и добрая улыбка. Малыш доволен - подолгу с ней занимается.

Когда мы немного подросли нам подарили ходунки-трансформеры Chicco 123, рассчитаны от 6мес. до 3 лет. Там такая чудесная игровая панель, со светом и звуком, разные кнопочки и вставки. Сейчас нам 2 года и мы пользуемся уже 3 ступенью - каталкой-квадрациклом! Впервые встретила такую универсальную игрушку которая не надоедает!

И еще расскажу немного о косметики которой мы пользуемся, тоже марки Chicco - стала замечать что у годовасика появился налет на зубках и купила эту пасту, она оказалась очень вкусная как конфетка - малой с удовольствием открывает ротик)) Нам очень понравилась! Со своей задачей справляется на ура!
Может кому нибудь пригодятся наши советы, а то порой покупаешь малышу вещь, а она оказывается совсем не нужна))

У каждого из нас есть особый дар. У кого-то он зарыт где-то внутри и не развивается, а кто-то, наоборот, им активно пользуется, реализуя себя тем самым. Совокупность труда и таланта приносит лавры своему обладателю. Как же направить ребенка именно на тот путь? Как помочь и поддержать его?

Нам, родителям, чаще кажется, что наш малыш не осознает ничего и не понимает, что мы лучше его знаем, чем заниматься. Особенно это касается творческих специализаций. Сколько раз говорилось, к примеру, что танцы – это не профессия. А на самом деле это может быть призвание крохи. И, настояв на своем, ребенок может лишиться мечты. Чаще всего способности у малыша проявляться в 2-3 года, когда он начинает познавать мир.

Тут важно обратить внимание, что ему ближе, к чему больше тянется. А для того, чтобы это понять – нужно заниматься с ребенком в разных направлениях: рисование, спорт, музыка, танцы. Можно отдать кроху в детские центры, где есть занятия абсолютно во всех сферах. Так вам будет проще определить, что получается у ребенка лучше, а что не идет совсем. Это самая первая ступенька, для того, чтобы идти дальше и развивать его умения. И самая важная. Чем больше ваш ребенок сможет узнать, охватить, тем ему легче будет потом выбрать ту самую тропинку и идти уже по ней.

  1. После того, как вы увидели, к чему лежит душа у малыша, то старайтесь поощрять и подбадривать его начинания. Если вы видите, что сын много бегает, любит мяч, ему нравится общаться со сверстниками и он совсем не стеснительный – смело отдавайте его на футбольную секцию. Или, к примеру, наоборот, интересуется цифрами, счетом, то стоит его отдать на уроки «Занимательной математики».
  2. Не навязывайте свою точку зрения. Не пытайтесь перенести на свое дитя ваши нереализованные амбиции и мечты. Учитывайте всегда интересы и желания ребенка.
  3. Если малыш любит рисовать, то предоставьте ему все для этого: бумагу, краски, кисточки. Если любит что-то мастерить, то пусть у него всегда будет под рукой бумага, ножницы, клей. Просто дайте возможность крохе заниматься тем, что ему действительно нравится.
  4. Не стоит критиковать, если пока кроха что не оправдал ваших ожиданий. Поощряйте и хвалите его за усилия, желания и стремления.
  5. Не сравнивайте своего чемпиона ни с кем. Только с его личными успехами и достижениями. В случае неудачи – только поддержка имеет значение. Иначе он может потерять интерес к делу.
  6. Объясните, почему ему нужно слушать тренера, что в итоге получится в тандеме и к чему можно прийти, хорошо готовясь к урокам.
  7. Проявляйте интерес к занятиям. Изучайте вместе биографию людей, добившихся успеха в этой сфере, особенности выбранного направления и интересные факты, связанные с этим хобби.

Типы талантов

Существует 7 типов интеллекта, по котором классифицируют детей. Определив доминирующий тип, проще ориентироваться при выборе занятий и сферы.

  • Вербально-лингвистический — дети этого типа пишут без ошибок, хорошо читает, коммуникабельны. Сферой деятельности может быть: юриспруденция, журналистика, преподавание, писательство.
  • Цифровой — быстро считают, решают логические задачи на ура, увлекаются компьютерной техникой. Сфера деятельности: программист, математик, инженер.
  • Пространственный — рисуют, фантазируют, лепят, обладают ярким воображением и чутьем. Подойдет деятельность дизайнера, живописца, художника.
  • Физический – спорт, строительные профессии.
  • Личностный — мыслят эмоциями, очень развита интуиция. Сфера – актерское мастерство.
  • Межличностный — умеют налаживать контакт с людьми разных сфер и возрастов. Отлично себя проявят в политике, торговле, продажах.
  • Талант окружающей среды — изучают окружающую природу, растения, животных. Им подойдет профессия биолога, садовника, ботаника, дрессировщика.

Какое бы направление ваш ребенок не выбрал, принимайте его таким, какой он есть.

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях .

Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.

Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.

Как помочь развитию таланта ребенка


Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.

У ребенка музыкальные способности, если он:

  • при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
  • пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
  • чувствует ритм;
  • очень эмоционально поет;
  • учится играть на музыкальном инструменте;
  • сочиняет сам мелодию.

Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.

Ребенок обладает художественными способностями, если он:

  • любит рисовать, раскрашивать или лепить;
  • осознано комбинирует краски и материалы;
  • любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
  • со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.

В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.

У ребенка – спортивные способности, если он:

  • очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
  • спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
  • любит различные состязания;
  • физически сильный;
  • чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.

Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.

Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:

  • любит слушать, читать и листать книги;
  • имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
  • обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.

Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.

Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:

  • умеет говорить ярко и эмоционально;
  • владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
  • любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
  • хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
  • любит, чтобы его слушали.

Как развивать артистический талант ? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.

Ребенку присущи технические способности, если он:

  • обожает собирать и разбирать механические предметы;
  • старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
  • может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
  • конструирует;
  • увлекается специальной литературой.

Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта , а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.

Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:

  • демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
  • увлекается настольными играми и ребусами;
  • разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
  • может легко концентрироваться;
  • обладает способностью к абстракции и обобщениям.

Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.

Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?


Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.

Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности . Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению. Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.

При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях. Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника. Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка .

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества. В пять - шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи - восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности. Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.

Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.

Как развить в ребенке его талант ? Ведь обделенных и не талантливых детей не бывает. Бывают те, которые прошли мимо клада, спрятанного в себе самом. Те, которым не помогли вовремя посмотреть в глубину. Те, которым не показали широту. Чтобы развить в ребенке его природные способности, необходимо показать ему богатство и широту мира, его многомерность и многогранность. В душе ребенка обязательно что-то отзовется и потянется к нужному, важного, родного, по-настоящему жизненно необходимого.

Четкой инструкции по распознаванию таланта в детях нет. Да и не может быть. Есть некоторые описания и наблюдения (по тесту-анкета психологов А. де Хаана и Г. Кафа), которые помогают определить способности ребенка:

Артистический талант . Ребенку нравится выступать на сцене. Он много жестикулирует, у него живая мимика лица, он хорошо «играет» голосом, может имитировать чужие голоса, изображать позы, мимику и жесты людей. Ценит яркую и красивую одежду.

Литературный талант . Ребенок умеет хорошо и красиво рассказывать, не сбиваясь, соблюдая главную мысль. Он — фантазер и обычно приписывает событиям интересные детали. Любит сочинять стихи и сказки. Эмоциональный, живо передает состояния и переживания своих героев.

Технический талант . Ребенок любит конструктор, различные машины и механизмы. Может построить что-то новое из старых деталей или починить неисправный механизм (не всегда успешно, но главное — процесс!). Такой ребенок «видит» схемы и чертежи, сам любит чертить, его интересует техническая литература.

У ребенка есть способность к абстрактному мышлению. Абстрактные понятия укладываются у него в голове быстро и ясно. Так же ясно он выражает свои мысли, его интересует научно-популярная литература. Он «исследовать» ту тему, которая его живо интересует. Отличается усидчивостью и спокойным характером.

Художественный талант . Через изображение аппликацию, лепку, ребенок выражает свое состояние, свое видение мира. Он может часами рисовать или клеить. его захватывают произведения искусства. ему нравится делать что-нибудь практичное для дома своими руками.
Спортивный талант . Ребенок энергичный, решительный и смелый. Синяки его не пугают! Его движения легки, скоординированные и пластичны, он физически развитый и сильный. Любит У него есть спортсмены-кумиры.

Интеллектуальный талант. У ребенка отличная память, он ясно мыслит, улавливает причины и последствия. Он наблюдательный, рассудительный, эрудированный. Его интересует наука, политика и экономика.

Музыкальные уши всегда настроены на музыкальную волну. Музыка действует на них, как удав на кролика. Легко запоминает мелодии, всегда вслушивается в них, эмоционально откликается. Играет или мечтает научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Народная мудрость гласит, что талант сам себе дорогу найдет. В этом тоже содержится глубокая правда. Только важно не мешать протаптывать эту самую дорожку. Сколько таких, которым умные взрослые когда-то сказали: «так лучше». Они уже закончили институты, стали солидными «дяденьками» и «тетеньками», но им так скучно жить. Все хотят своим детям только лучшего, а значит, как всегда.

Не мешать ребенку — значит позволять ему ошибаться. Он может искать себя долго, само-реализовываться через боль и неудачи, но это — единственно правильный путь, чтобы понять, «чего я хочу на самом деле?». Конечно, в пять или шесть лет ребенок не задумывается над этими глобальными вопросами. Однако курс него уже есть. Дети очень упрямы и настойчивы в поисках «своего сокровища».



Похожие публикации