Медицинский портал. Анализы. Болезни. Состав. Цвет и запах

Боги древней греции. Мифы древней греции зевс

Как бог-конь Посейдон считался покровителем бега коней. В его честь на Истмийском перешейке и в Немее (Пелопоннес) устраивались общегреческие конные состязания – знаменитые Истмийские и немейские игры . Перед их началом, сдерживая нетерпеливых коней, возницы призывали Посейдона и молили его об успехе.

Оттеснение Посейдона в море и вооружение его трезубцем может быть прослежено по ряду мифов, прежде всего по мифу о соперничестве между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой. Афина выиграла спор, поскольку дала Аттике оливковое дерево, а Посейдон смог лишь выбить бесполезный соленый источник. Состязание бессмысленно, если Посейдон был уже к тому времени владыкой соленых вод. Если это был источник пресной воды, что вполне естественно для владыки земли и неба с его подземными водами и дождями, то, вероятно, существовал другой вариант мифа, в котором Посейдон давал Аттике столь необходимую ей пресную воду, как это было в Арголиде.

Но оставим «археологию» Олимпа и остановимся на том Посейдоне, который известен Гомеру как «синекудрый» и властвует над одними солеными водами. Ему мало дела до Олимпа, и обитает он на дне моря в великолепном дворце вместе с супругой Амфитритой, также, под стать ему, синеокой и вечношумящей. Амфитрита известна Гесиоду как одна из пятидесяти дочерей Нерея, однако по другой версии она океанида, дочь Океана и Тефиды, что по рангу более соответствует высокому положению Посейдона, которому не к лицу иметь тестем какого- то старца и целую кучу бедных родственниц.

Посейдон в сакральной позе с трезубцем в руке (роспись на сосуде)

Увидел Посейдон Амфитриту плещущейся вместе с подругами у острова Наксоса и долго любовался ею, пока не решил объясниться. Стыдливая морская дева, уйдя на глубину, поплыла к Атланту, стерегущему вход в Океан. Долго искал беглянку посланный за нею дельфин, а отыскав, доставил на спине к своему владыке. И стала Амфитрита для бога морей тем же, что Гера для Зевса и Персефона для Аида.

Превратившись в бога морей, Посейдон оттесняет его прежних владык – морских старцев. Протею доверяется пасти принадлежащие Посейдону несметные стада тюленей. Главк одним из вариантов мифа превращен в сына нового повелителя морей, нереиды вместе с тритонами составили его торжественную свиту, а тот Тритон, который успел отделиться от собратьев и обосноваться в Капаидском озере в Беотии, был отнесен к числу сыновей Посейдона и получил во владение озеро Тритониду в Ливии.

В рассказах Гомера о Посейдоне как владыке морей сохранились следы его былого господствующего положения как бога Неба и супруга Земли. Он считает себя равным Зевсу:

Посейдон участвует в мятеже против Зевса, не признает решения олимпийцев о возвращении на родину скитальца Одиссея и губит других героев, угодных олимпийским богам.

Как и Зевс, Посейдон имеет наряду с законной супругой множество возлюбленных – морских и земных дев и считается божественным отцом целого ряда героев, не уступая в этом брату. Среди них герой Афин Тесей, фессалийский герой Пелий и его брат-близнец Нелей, ставший героем Элиды и отцом мудрого Нестора, жестокий царь бебриков Амик, царь лестригонов Ламос, отец Паламеда Навплий, коринфские герои Скирон, превращенный афинской мифологической традицией в разбойника, и Беллерофонт, которого, впрочем, часто считали внуком, а не сыном Посейдона. Обилие порожденных им существ со звериными чертами и просто чудовищ и их необузданность дополняют архаический облик Посейдона. Наиболее известны среди первых – кони Арейон, Пегас и его брат Хрисаор, также мыслившийся крылатым, – отец трехглавого Гериона и, согласно некоторым мифографам, Ехидны, среди чудовищ и великанов – охотник Орион, киклоп Полифем.

Зевс со скипетром иперуном в руках (роспись на сосуде)

Одолев титанов, гигантов и Тифона, оттеснив брата Посейдона, Зевс обрел власть над землей и небом. Ему подчинились боги и люди, признав «дарователем жизни», защитником и спасителем, основателем городов, помощником воинов . Но он не всемогущ, ибо выше его судьба, и ему приходилось узнавать ее приговоры, обращаясь к жребию или помощи других богов. Так, по совету Геи он проглатывает свою первую супругу, мудрую Метиду, опасаясь, что от нее родится сын, превосходящий его по силе и уму. Полюбившуюся ему Фетиду Зевс отдал в жены смертному герою Пелею, поскольку ей было предначертано родить сына, более могущественного, чем отец.

Когда женой Зевса становится Фемида, в мире устанавливается неизменный порядок, поддерживаемый их дочерьми орами, богинями времен года. Хариты, шесть дочерей Зевса от океаниды Эвриномы, вносят в мир радость и изящество. Своим сестрам, рожденным, как и он, от брачного союза Крона и Реи, Зевс дает различные поручения. Старшей, Гестии, доверяет охранять неугасимый огонь во всяком очаге, который не должен никогда гаснуть. Деметре вручает плодородие полей и садов. Младшую из сестер, Геру, он берет в жены, поручив ей покровительство супружеству и семье. Распределяет он обязанности и среди своего рожденного от богинь потомства, и об устройстве жизни на Олимпе проявляет заботу. Узрев однажды с высоты красоту Ганимеда, юного сына троянского царя Троса, он то ли посылает за ним своего орла , то ли сам принимает облик этой царственной птицы, чтобы унести Ганимеда на Олимп, где тот становится виночерпием, Тросу же в возмещение за утрату дарит упряжку бессмертных коней.

Казалось бы, Зевс предусмотрел все, чтобы установленный им порядок был вечен и незыблем. Но то и дело появляются недовольные и соперники. Зевсу приходится постоянно прибегать к старому и испытанному оружию всех небесных властителей мира – громам и молниям, карая ими непокорных. Немало забот доставляет владыке Олимпа род человеческий, постоянно нарушающий его установления. Людей, чрезмерно расплодившихся и занявших всю землю, уже не усмирить молниями, и Зевс прибегает к более суровым мерам – к массовым истреблениям.

Зевс и Европа

Если верить мифам, могущественному Зевсу не сидится на Олимпе. И он постоянно спускается на землю, чтобы встретиться с приглянувшимися ему нимфами и смертными женами. Честолюбивые земные правители, желая пользоваться уважением своих подданных, сочинили множество историй, будто их бабушек и прабабушек тайно посещал сам Зевс . Наиболее известная из этих историй сделала возлюбленной Зевса прекрасную финикиянку Европу .

Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с рогами, загнутыми в виде полумесяца. Кажется, его привлекли забавы девушек, и он сам готов с ними поиграть. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным. Его ласковые, любопытные глаза наливаются кровью, и он стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога.

У каждого из народов Древнего мира были свои божества, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.

Аматэрасу («Великая богиня, озаряющая небеса»)

Страна: Япония
Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей

Аматэрасу - старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство.

Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии. Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.

Юй-Ди («Нефритовый государь»)

Страна: Китай
Суть: Верховный владыка, император Вселенной

Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении.
Юй-Ди абсолютно бесстрастен. Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках. У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления. Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.

Кетцалькоатль («Пернатый змей»)

Страна: Центральная Америка
Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей

Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.

Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске.
Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.

Баал (Балу, Ваал, «Владыка»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Громовержец, бог дождя и стихий. В некоторых мифах - творец мира

Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством. Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).

Иштар (Астарта, Инанна, «Госпожа небес»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Богиня плодородия, секса и войны

Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны». Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере.
Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью. Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.

Ашшур («Отец богов»)

Страна: Ассирия
Суть: Бог войны
Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни. Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар. Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.

Мардук («Сын чистого неба»)

Страна: Месопотамия
Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов
Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство.
Символ Мардука - дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука - огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.

Яхве (Иегова, «Он Сущий»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Единый племенной бог иудеев

Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце.
В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя. Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения. В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.

Ахура-Мазда (Ормузд, «Бог Мудрый»)


Страна: Персия
Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём

Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью). Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений.
Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее. В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.

Ангра-Майнью (Ахриман, «Злой дух»)

Страна: Персия
Суть: Воплощение зла у древних персов
Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение. Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю. После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.

Брахма («Жрец»)

Страна: Индия
Суть: Бог – творец мира
Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир.
Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.

Вишну («Всеобъемлющий»)

Страна: Индия
Суть: Бог – хранитель мира

Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама. У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие). Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.

Шива («Милостивый»)


Страна: Индия
Суть: Бог – разрушитель
Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти.
Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре. На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы - третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями). Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал. По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.

Ра (Амон, «Солнце»)

Страна: Египет
Суть: Бог Солнца
Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов. Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир. Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.

Осирис (Усир, «Могущественный один»)

Страна: Египет
Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.

Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды. Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.

Исида («Трон»)

Страна: Египет
Суть: Богиня-заступница.
Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом.
Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора. Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых. Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди.
Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».

Один (Вотан, «Провидец»)

Страна: Северная Европа
Суть: Бог войны и победы
Один – главный бог древних германцев и скандинавов. Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал. Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.
За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.

Тор («Гром»)


Страна: Северная Европа
Суть: Громовержец

Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.

Николай Кун

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса , Аид . Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс , водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон , перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной . Ему служат неумолимые богини мщения Эринии . Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант . Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос . Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия ; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката . Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Именно поэтому мифология любого народа начинается с попыток объяснить истоки происхождения окружающей действительности. Люди понимали тогда и понимают сейчас, что любое явление имеет начало и конец; и закономерный вопрос появления всего вокруг логично возникал у представителей Homo Sapiens. группы людей на ранних этапах развития ярко отражало степень понимания того или иного явления, в том числе и такого, как создание мира и человека высшими силами.

Люди передавали теории создания мира из уст в уста, приукрашая их, добавляя все новые и новые подробности. В основном, мифы о создании мира показывают нам, насколько разнообразно было мышление наших предков, ведь в качестве первоисточника и созидателя в их рассказах выступали то боги, то птицы, то животные. Схожесть была, пожалуй, в одном - мир возник из Ничего, из Первобытного Хаоса. А вот дальнейшее его развитие происходило тем путем, который выбирали для него представители того или иного народа.

Восстановление картины мира древних народов в современности

Стремительное развитие мира в последние десятилетия дало шанс на более качественное восстановление картины мира древних народов. Ученые разных специальностей и направлений занимались исследованием найденных рукописей, археологических артефактов для того, чтобы воссоздать то мировосприятие, которое было характерно для жителей той или иной страны много тысяч лет назад.

К большому сожалению, мифы о создании мира не сохранились в наше время в полном объеме. Из дошедших отрывков не всегда удается восстановить и первоначальный сюжет произведения, что побуждает историков и археологов вести настойчивые поиски других источников, способных восполнить недостающие пробелы.

Тем не менее, из того материала, который есть в распоряжении современных поколений, можно извлечь много полезной информации, в частности: как жили, во что верили, кому поклонялись древние люди, в чем проявляется отличие мировоззрений у разных народов и какова цель создания мира по их версиям.

Огромную помощь в поисках и восстановлении информации оказывают современные технологии: транзисторы, компьютеры, лазеры, различные узкоспециальные приборы.

Теории создании мира, бытовавшие у древних жителей нашей планеты, позволяют сделать вывод: в основе любой легенды лежало понимание того факта, что все сущее возникло из Хаоса благодаря чему-то Всемогущему, Всеобъемлющему, женского или мужского рода (в зависимости от устоев общества).

Мы попытаемся вкратце изложить наиболее популярные версии легенд древних людей, чтобы составить общее представление об их мировосприятии.

Мифы о создании мира: Египет и космогония древних египтян

Жители египетской цивилизации были приверженцами Божественного начала всего сущего. Однако история создания мира глазами разных поколений египтян несколько отличается.

Фиванская версия появления мира

Самая распространенная (фиванская) версия повествует о том, что из вод бескрайнего и бездонного океана появился самый первый Бог — Амон. Он создал себя сам, после чего сотворил других Богов и людей.

В более поздней мифологии Амон известен уже под именем Амон-Ра или просто Ра (Бог Солнца).

Первыми, кого сотворил Амон, стали Шу — первый воздух, Тефнут — первая влага. Из них создал которая была Оком Ра и должна была следить за действиями Божества. Первые слезы из Ока Ра стали причиной появления людей. Так как Хатхор — Око Ра — была сердита на Божество за то, что существует отдельно от его тела, Амон-Ра посадил Хатхор к себе на лоб в качестве третьего глаза. Из своих уст Ра сотворил других Богов, в том числе и свою жену, Богиню Мут, и сына Хонсу — лунное Божество. Все вместе они представляли фиванскую Триаду Богов.

Подобная легенда о создании мира дает понимание того, что египтяне в основу взглядов о его возникновении закладывали Божественное начало. Но это было верховенство над миром и людьми не одного Бога, а целой их плеяды, которую чтили и выражали свое уважение многочисленными жертвоприношениями.

Мировоззрение древних греков

Богатейшую мифологию в наследство новым поколениям оставили древние греки, уделявшие своей культуре огромное внимание и придававшие ей первостепенное значение. Если рассматривать мифы о создании мира, Греция, пожалуй, превосходит любую другую страну по их количеству и разнообразию. Делились они на матриархальные и патриархальные: в зависимости от того, кто был его героем — женщина или мужчина.

Матриархальная и патриархальная версии появления мира

Например, по версии одного из матриархальных мифов, прародительницей мира была Гея — Мать-Земля, возникшая из Хаоса и родившая Бога Неба — Урана. Сын, в благодарность матери за свое появление, излил на нее дождь, оплодотворивший землю и пробудивший спавшие в ней семена к жизни.

Патриархальная версия более расширена и глубока: вначале существовал только Хаос — темный и безграничный. Он произвел на свет Богиню Земли — Гею, от которой пошло все живое, и Бога Любви Эроса, вдыхавшего жизнь во все вокруг.

В противовес живому и стремящемуся к солнцу, под землей родился угрюмый и мрачный Тартар — темная бездна. Возникли также Вечный Мрак и Темная Ночь. Они родили Вечный Свет и Светлый День. С тех пор День и Ночь сменяют друг друга.

Затем появились и другие существа и явления: Божества, титаны, циклопы, великаны, ветра и звезды. В результате длительной борьбы между Богами во главе Небесного Олимпа встал Зевс — сын Кроноса, выращенный матерью в пещере и свергнувший отца с трона. Начиная с Зевса, свою историю берут и другие известные считавшиеся прародителями людей и их покровителями: Гера, Гестия, Посейдон, Афродита, Афина, Гефест, Гермес и прочие.

Люди почитали Богов, всячески умилостивливали их, возводя роскошные храмы и принося в них бесчисленные богатые дары. Но помимо Божественных созданий, живущих на Олимпе, были еще и такие уважаемые существа, как: Нереиды — морские жительницы, Наяды — хранительницы водоемов, Сатиры и Дриады — лесные талисманы.

По верованиям древних греков, судьба всех людей была в руках трех богинь, название которым Мойры. Они пряли нить жизни каждого человека: со дня рождения до дня смерти, решая, когда этой жизни оборваться.

Мифы о создании мира пестрят многочисленными невероятными описаниями, ведь, веря в силы, стоящие выше человека, люди приукрашали их самих и их деяния, наделяя сверхспособностями и присущими только богам возможностями править судьбой мира и человека в частности.

С развитием греческой цивилизации все большую популярность приобретали мифы о каждом из божеств. Их было создано великое множество. Мировоззрение древних греков значительным образом повлияло на развитие истории появившегося в более позднее время государства, став основанием его культуры и традиций.

Появление мира глазами древних индийцев

В контексте темы "Мифы о создании мира" Индия известна несколькими версиями появления всего сущего на Земле.

Наиболее известная из них похожа на греческие предания, потому что также повествует о том, что вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего по имени Брахма. Он и разбил яйцо, вследствие чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство.

Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная. Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живые существа. Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, и других богинь и богов. Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой.

Что касается появления людей в мире, то, согласно индийской версии, они родились от богини Саранью и бога Вивасвата (который из Бога превратился в человека по воле старших богов). Первые дети этих богов были смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, в загробном мире ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы - Ману - пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Пируши - Первый Человек на Земле

Другая легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пируши (в других источниках - Пуруши). характерен для периода брахманизма. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пируши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались Брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле; знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пируши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали так называемые неприкасаемые — к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых. Брахманы, кшатрии и вайшьи по достижении определенного возраста посвящались и становились «дважды рожденными». Их жизнь делилась на определенные этапы:

  • Ученический (человек учится жизни у более мудрых взрослых и набирается жизненного опыта).
  • Семейный (человек создает семью и обязан стать порядочным семьянином и домохозяином).
  • Отшельнический (человек покидает дом и живет жизнью монаха-отшельника, умирая в одиночестве).

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман - основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман - духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом.

С развитием брахманизма возникает и идея Сансары - круговращения бытия; Инкарнации - перерождения после смерти; Кармы - судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши - идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Говоря о разделении людей на касты, стоит отметить, что они не должны были контактировать между собой. Проще говоря, каждое сословие общества было изолировано от другого. Слишком жесткое кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы - представители высшей касты.

Однако позже возникают и более демократические религиозные учения - буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию с миллионами последователей.

Несмотря на то что теории создания мира глазами одного и того же народа отличаются, в целом общее начало в них есть - это присутствие в любой легенде некого Первочеловека - Брахмы, который в итоге стал основным божеством, в которого верили в Древней Индии.

Космогония Древней Индии

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну, и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная — длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти года состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом, культовое значение Брахмы второстепенно. Свидетельством этому служит существование всего двух храмов в его честь. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения - шиваизм и вишнуизм.

Создание мира по Библии

История создания мира по Библии также весьма интересна с точки зрения теорий о сотворении всего сущего. Священная книга христиан и иудеев по-своему объясняет происхождение мира.

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - «Бытие». Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, не было даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак, пустота и холод. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир. Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав, соответственно, день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо.

Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву.

Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Благодаря светилам стало возможным вести счет дням, месяцам и годам. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна (ему помогали звезды).

Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество.

На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Так как дел у Бога оставалось еще много, он сотворил себе помощника, назвав его Человеком и сделав похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

Из земного праха появился мужчина. Если сказать точнее, то был он вылеплен из глины и назван Адамом («человек»). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране, по которой текла могучая река, поросшая деревьями с большими и вкусными плодами.

Посредине рая выделялись два особых дерева - древо познания добра и зла и древо жизни. Адаму было поручено охранять и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог, сжалившись над Адамом, усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Проснувшись, обрадовался Адам такому подарку, решив, что женщина станет ему верной спутницей, помощницей и женой.

Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, утомившись от трудов и довольный всем созданным, решил отдохнуть. С тех пор каждый седьмой день считается праздничным.

Таким представляли создание мира по дням христиане и иудеи. Это явление - основной догмат религии названных народов.

Мифы о создании мира разных народов

Во многом история человеческого общества - это, в первую очередь, поиск ответов на основополагающие вопросы: что было в начале; какова цель создания мира; кто является его творцом. Исходя из мировоззрений народов, живших в разные эпохи и в разных условиях, ответы на эти вопросы приобретали индивидуальную для каждого общества интерпретацию, которая в общих чертах могла соприкасаться с трактованиями возникновения мира у соседних народов.

Тем не менее, каждый народ верил в свою версию, почитал своего бога или богов, пытался распространять среди представителей других обществ и стран свое учение, религию, касающуюся такого вопроса, как создание мира. Прохождение нескольких этапов в этом процессе стало неотъемлемой частью легенд древних людей. Они свято верили, что все в мире возникало постепенно, по очереди. Среди мифов разных народов не встречается ни одного рассказа, где бы все существующее на земле появилось в один миг.

Древние люди отождествляли рождение и развитие мира с рождением человека и его взрослением: сначала человек рождается на свет, с каждым днем приобретая все новые и новые знания и опыт; затем происходит период становления и взросления, когда приобретенные знания становятся применимы в повседневной жизни; а далее наступает этап старения, угасания, который предполагает постепенную утрату человеком жизненной силы, что в итоге приводит к смерти. Та же этапность относилась во взглядах наших предков и к миру: появление всего живого благодаря той или иной высшей силе, развитие и расцвет, угасание.

Мифы и легенды, дошедшие до наших дней, составляют немаловажную часть истории развития народа, позволяя ассоциировать свое происхождение с определенными событиями и получить понимание того, с чего все начиналось.

Мировая мифология полна фантастических миров и королевств, которые существуют наряду с нашим собственным миром. Говорят, что во многие из них существуют входы, находящиеся в реальном мире, а это означает, что возможно многие из нас, по крайней мере, стояли на пороге некоторых довольно удивительных мест. Вот если бы мы еще знали волшебные слова, открывающие эти двери…

10. Сказочное королевство

Лес Кнокма (Knockma Woods) находится в дебрях западной части Ирландии и с ним связано несколько крупных легенд. По рассказам древних сказителей, легендарная королева-воительница Маэва была погребена под грудой камней на холме Конкма, и теперь сам холм якобы является входом в одно из сказочных королевств Ирландии. Управляемое королем Фионнбхаром (также известным под именем Финварра), сказочное королевство Коннахт существует только внутри одного из многих каменных кругов и волшебных колец, усеивающих гору.

Согласно легенде, однажды Финварра похитил красивую невесту ирландского лорда и унес в свое королевство. Лорд преследовал короля и свою невесту вплоть до самого холма и приказал своим людям начать копать, но каждую ночь, когда воины ложились спать, все ямы, которые им удавалось выкопать за день, были полностью восстановлены феями, прислуживающими Финварру. Чтобы предотвратить повторение подобного, лорд приказал насыпать соль вокруг холма и в конечном итоге сумел вырыть себе путь в сказочное королевство и вызволил свою жену.

Также в семейных легендах 18-го и 19-го веков упоминается, что Финварра якобы защищал близлежащий замок Хакет, следил за тем, чтобы винные погреба его владельцев постоянно были полны, а также обеспечивал победу их лошадей, в каких бы состязаниях они не участвовали. Однако лес Кнокма это не просто местная легенда или что-либо в этом духе, но и археологическая памятка, потому как в ходе раскопок здесь удалось обнаружить ряд неолитических поселений и каирнов (примеч. груд камней, насыпанных над захоронением) датирующихся около 6000-7000 до н.э.

9. Река Стикс

Греки верят, что река Стикс является главным входом загробный мир. Говорят, она семь раз огибает царство Аида, а ее вода чрезвычайно едкая, ядовитая и смертельно опасная. Кроме того, согласно слухам она течет между двумя массивными серебряными колоннами, охраняемыми нимфами, в честь которых она и получила свое название. Легенды гласят, что все это правда и что когда-то ее смертоносные воды убили одного из величайших лидеров в мировой истории.

По преданию, некогда Зевс заставлял богов пить воду из реки Стикс, которую использовали наподобие детектора лжи. Если они были лжецами, то теряли свой голос и способность двигаться в течение одного года. Эти симптомы устрашающе похожи на те, что наблюдались у Александра Великого, прежде чем он преждевременно скончался из-за неустановленной внезапно наступившей болезни в 323 г. до н.э. Прежде чем впасть в кому, греческий лидер страдал от колющих болей во внутренних органах и суставах, высокой температуры и потери голоса.

Эти симптомы также очень похожи на те, которые испытывает человек, когда в его организм попадает калихеамицин - токсин, вырабатываемый бактериями, находящимися в известняке, обнаруженном в высоких концентрациях в реке Мавронери. Она также известна под названием Черная вода, что вытекает из Пелопоннесских гор и уже давно считается реальным переходом на берег реки Стикс. Древнее предание гласит, что вода в ней была настолько ядовитой и смертельной, как и у мифического аналога, что единственное, чего она не могла повредить были лодки и плоты, сделанные из лошадиных копыт.

Если версия о смерти Александра Македонского верна, тогда можно предположить, что он умер не от малярии или брюшного тифа, как предполагалось ранее, а в действительности был отравлен человеком, сумевшим достать воду из мифической реки Стикс.

8. Затерянный город «Z»

Затерянный город «Z» является мифологическим городом, расположенным в дебрях Южной Америки. Предположительно, здесь проживала крупная, развитая цивилизация странно похожая на древние греческие города, полная всяческих сокровищ и богатств. Согласно рукописи, датируемой 16-м веком (примеч. также известной под названием «Рукопись 512»), этот город был населен белыми жителями и женщинами-воительницами. Но насколько бы мифические города ни казались выдумкой, существование этого города, похоже, не так уж маловероятно. На территории Южной Америки были огромные, неизведанные земли, которые теперь глубоко засыпаны под землей, так что у современных исследователей практически не осталось ни одного шанса узнать, что же похоронено в джунглях.

Одним из самых известных людей, отправившихся на поиски этого города и в результате бесследно исчезнувших, был полковник Перси Фосетт. Полковник, который держал свой предполагаемый маршрут в секрете, чтобы не позволить своим соперникам первым найти мифический город, исчез в джунглях Амазонки в 1925 году. Его экспедиция и дальнейшее исчезновение окутаны тайной, а его загадочные письма и сознательно ложные координаты позволяют дать всему этому несколько различных объяснений. Одна теория, на которой настаивают некоторые исследователи, заключается в том, что знаменитый исследователь на самом деле отправился в джунгли вовсе не для поисков потерянного города «Z», а для того, чтобы основать новый, базирующийся на основных принципах культа, которому поклонялся его сын, сопровождающий его в той экспедиции.

Хотя вышеприведенные предположения являются надуманными, одной вполне реальной вещью во всей этой истории остается сам город. Современные спутниковые изображения показали, что Фосетт искал город, совсем недалеко от того места, где по его словам он должен был находиться. Фосетт считал, что вход в мифический город расположен где-то в бассейне Амазонки между ее притоками Шингу и Тапажос, и более чем 200 глиняных структур, протянувшихся вдоль бразильской границы Боливии, позволяют предположить, что его теория была очень близка к правде. Современными учеными было подсчитано, что некоторые структуры восходят к 200 г. н.э., в то время как другие возникли тут относительно недавно - в 13-м веке. Вход в массивный блестящий город Фосетта по всей вероятности был только чуть дальше на юго-запад от того места, где его видели в последний раз.

До того, как была получена новая информация, длительное время предполагалось, что амазонские джунгли не позволяют вести на их территории широкое сельское хозяйство, а тем более построить гигантский город подобных размеров. Тем не менее, проведенные расчеты показывают, что город «Z» был когда-то домом для около 60 000 человек. На его территории были построены не только небольшие здания - некоторые из устроенных здесь памятников имели куда большие габариты, чем египетские пирамиды.

7. Шамбала

Мифическая страна Шамбала, наверное, более всего известна в западном мире как вымышленный рай, на основе которого были придуманы рассказы о Шангри-ла. Согласно буддийским сказаниям, Шамбала представляет собой тайное царство, где соблюдают буддийские ценности и традиции. Утопический мир также является домом для великого воина Гэсэра, возглавляющего орды праведников, которые в конечном итоге отправляются в человеческий мир для борьбы с нашими демонами.

Сегодня множество людей рассказывают о посещении Шамбала. В них говорится, что в Шамбалу можно войти через давно забытый охранный пост, созданный Александром Великим, российскую гору Белуха, поселение афганского суфийского сармунского братства и древний город Балх, граничащий с Тибетом в Гималаях, а также через долину Сатледжа в Индии. Генрих Гиммлер был убежден, что Шамбала была обителью арийской расы, и даже организовал семь экспедиций для ее поисков.

Тем не менее, вход в Шамбалу является куда сложнее, чем кажется. По словам Далай-ламы, вы не сможете увидеть вход, пока не достигнете состояния чистоты, подобной той, что свойственна мистическому городу. Многие люди считают, что это означает, будто вход не является физическим местом или точкой на карте, а состоянием души, и это значит, что все вышеперечисленные входы вполне могут быть реальными.

6. Ёми

Легенда о Ёми (или Ёми Но Куни) является частью японской мифологии, предшествующей широко распространенному буддизму. Согласно мифу, все творения мира были созданы богом по имени Изанаги (Izanagi) и его богиней - женой Изанами (Izanami). После того, как Изанами умерла, дав жизнь огню, убитый горем муж отправился в подземный мир, чтобы вернуть ее обратно.

Эта легенда имеет поразительное сходство с другими мифами, ведь в ней тоже говорится о том, что преисполненный решимости муж обнаружил под землей темное и мрачное место, где души, пытающиеся сохранить свои смертные тела обречены гнить вечно. Изанаги было запрещено смотреть на свою жену, пока они не достигнут поверхности, но, как и его многие мифологические коллеги, он мельком посмотрел на ее гниющее, полностью охваченное червями тело, не дождавшись конца пути. Разгневанная за то, что он осмелился посмотреть на нее в таком состоянии, Изанами отправила вслед за ним отвратительных демонов, чтобы те преследовали его, пока он не вернется обратно в преисподнюю навсегда, но он сумел бежать оттуда и запечатал вход в Ёми гигантским валуном. В ответ Изанами пообещала каждый день забирать в подземный мир по 1000 жизней, и Изанаги дал клятву ежедневно создавать еще по 1005 новых.

Сегодня туристы, приезжающие в японский город Мацуэ, могут посетить валун, который по преданиям Изанаги использовал для того, чтобы навсегда закрыть вход в подземный мир. Йомотсу Хирасака (официальное название входа в обитель мертвых) якобы находится за одним из валунов вблизи синтоистского храма Ия Шрин. Пока не ясно, какой именно валун скрывает легендарный вход, что может быть и к лучшему. Что же касается могилы Изанами, то она также находится неподалеку от святыни, построенной в ее честь.

5. Шибальба

На пике своего могущества, империя Майя растянулась по всей Мексике и Центральной Америке, а вера ее людей в потусторонний мир была сильна как никогда. Их местом последнего упокоения был потусторонний мир, известный под названием Шибальба, куда могли попасть только мертвые, и то только после того, как их душа преодолела всяческие препятствия, начиная от пересечения реки скорпионов, гноя, преследования стаей летучих мышей и заканчивая побегом от собаки, способной видеть в темноте.

Как мы уже упоминали ранее, существует несколько различных входов в Шибальбу, и недавно исследователи обнаружили еще один на полуострове Юкатан. Здесь расположены подземные и частично подводные руины крупного лабиринта пещер, внутри которых содержится несколько мрачных указателей того, что по предположению Майя должно было ожидать их в его конце.

Археологи обнаружили в этих пещерах 11 различных храмов, а также признаки человеческих жертвоприношений. Есть ряд артефактов, оставленных в качестве подношения мертвым, в том числе глиняная посуда, резные камни и керамические изделия. В ходе археологических раскопок в пещерах также удалось обнаружить огромные каменные колонны и структуры, построенные под водой, свидетельствующие о том, сколько времени, усилий и преданности потребовалось майя для создания своей святыни. Хотя до сих пор остается невыясненным, был ли создан миф о Шибальбе после открытия этих пещеры либо, наоборот, пещеры являются доказательством реальности данной легенды, но одно ясно наверняка – они точно были связаны друг с другом.

4. Врата Геенны

Согласно основным постулатам Вуду, проход через Врата Геенны напоминает собой нечто подобное на переход души от жизни к смерти. Поскольку предания Вуду отличаются друг от друга, точно также различаются и описания этих ворот. Согласно Вуду, которые практикуют в Новом Орлеане, геенна – это дух, существующий в загробной жизни, который часто описывается, как промежуточное состояние между жизнью и смертью. Врата Геенны это портал в загробную жизнь, состоящий из семи ворот. Душе требуется семь дней, чтобы пройти через все ворота, и если ей это не удастся, она может вернуться на Землю в виде зомби. Некоторые практикующие Вуду считают, что семь врат расположены на семи различных кладбищах Нового Орлеана, хотя точное местоположение и численный порядок ворот является тайной за семью печатями. Разбросанные по всему городу и его кладбищам подсказки, оставленные здесь для тех, кто достаточно хорошо осведомлен, чтобы их расшифровать, часто напоминают собой символы некоторых божеств Вуду.

Ворота якобы легче найти и открыть в такие праздничные дни, как Марди Гра и День Всех Святых, но найти их – это только начало проблемы. Ворота должны быть похожими, открываться в правильном порядке, и каждый из них имеет стражника, который требует соответствующего жертвоприношения. Но, согласно легендам, открытие ворот в неправильном порядке или не выполнение всех требований стражников, может вызвать появление злых и опасных духов, которые покинут иной мир для того, чтобы попасть в наш.

3. Сад, охраняемый Гесперидами

Согласно греческой мифологии, Гейя (примеч. богиня земли) преподнесла Гере свадебный дар в виде деревьев, плодами которых были золотые яблоки. Последние отдавали в сад Гесперид на хранение. Геркулесу было дано поручение украсть одно такое яблоко, что стало его одиннадцатым подвигом. И он выполнил свое задание, заняв место Атланта и подняв Землю, в то время как титан добыл ему один из золотых фруктов.

Предания гласят, что вход в сад был расположен в современном Ликсусе, прибрежном городе в Марокко. Будучи некогда шумным римским портом, теперь он полностью состоит из разрушенных стен и зданий, напоминающих собой руины. Среди них также находятся остатки одной из крупнейших городской отрасли производства товаров, а также фабрики создающей пасту из ферментированной рыбной кишки. Сад и его расположение упоминается в текстах морских песен, начиная со времен Эллинистической Греции, однако есть и другие предположения о его возможном местонахождении. К примеру, они касаются города Кирена и одного из островов у побережья Ливии.

2. Ньюгрейндж

Ньюгрейндж - массивная гробница, построенная в ирландской долине Бойн более 5000 лет назад. Это не только впечатляющее проявление невероятного мастерства наших предков, но и одним из входов в потусторонний мир, согласно кельтской мифологии. Последняя рассказывает о том, что некогда боги перемещались туда и назад между земным и их собственных мирами через специально подготовленные для этого и освящённые курганы по типу Ньюгрейнджа.

В народе говорили, что предполагаемый вход в великолепный зал для пиршества так называемых Владык Света, Ньюгрейндж, ведет в землю, где никто никогда не умирает, не стареет и не болеет. Там есть бесконечный запас продуктов питания и напитков, а также растут магические деревья, которые непрерывно приносят свои плоды. Старейшие сборники мифов, касающиеся Ньюгрейнджа, называют его вместилищем потустороннего воплощения реки Бойн, а также колодца, который является источником всей мудрости в мире. Деревья возле колодца сбрасывают свои орехи в воду, которая выпускает знания, содержащиеся в них, в реальный человеческий мир.

Следующий житель потустороннего мира, связанный с легендами о Ньюгрейндже это Дагда - один из старейших ирландских богов, которого часто ассоциируют со знанием, Солнцем и небом. Его сын, Энгус, тесно связан с Ньюгрейнджем, ведь, согласно легендам он родился всего за один день, который был остановлен силой кургана, собравшей в себе мощь последних девяти месяцев. Позже, Энгус обманул Дагду, отдав ему в распоряжение гробницу, представляющую собой вход в потусторонний мир, который он охраняет и по сей день.

1. Школомансе (или Некроситет)

Школомансе является мифической школой, о существовании которой вспоминалось только в румынском фольклоре, пока все рассказы о ней не были записаны английским писательницей по имени Эмили Жерар. Согласно Жерар, в Школомансе принимали за один раз только 10 учеников, а их обучением занимался сам дьявол. Тут они узнавали все о его заклинаниях и трюках, в том числе учились общению с животными и управлению погодой. После того, как столь своеобразная учебная программа была завершена, из школы выпускали только девять студентов. Последний оставался подле дьявола в качестве оплаты за уроки для всего класса, после чего тот отправлял его в бесконечно глубоко озеро, где он жил до тех пор пора, пока дьявол не призывал его к себе, чтобы сотворить еще больше молний.

Версия Джерард о Некроситете немного отличается от традиционного румынской легенды, которая была неправильно переведена. В румынском фольклоре, эта школа называется Соломонары (Solomanari) и находится в вымышленном мире, который существует параллельно с нашим. После прочтения работ Джерард, Брэм Стокер использовал идею о Некроситете в «Дракуле», чтобы объяснить, как семья Дракулы узнала об своих демонических способностях.

Озеро, где спит дракон дьявола и школа, где он преподает, как говорят, находится высоко в Карпатских горах, недалеко от румынского города Сибиу, в котором согласно старым преданиям каждый день наблюдаются грозы. Те, кто ищет дьявольское озеро, узнают о том, что они нашли его, когда видят груду камней, устилающей собой береговую линию водоема. Она обозначает место, где несчастные путешественники обмирают и попадают прямо под молнии дьявола.

+ Шлараффенланд

Шлараффенланд, иначе известный как Кокейн, был утопическим мифологическим городом лентяев. Те, кому удавалось найти туда путь, обретали там все, о чем только могли мечтать, особенно, когда дело доходило до еды. Стены домов здесь сделаны из больших кусков бекона, крыши – из пирогов и блинов, а заборы - из колбас. Вино бежит во всех фонтанах, в реках течет молоко вместо воды, а деревья в Шлараффенланде приносят пироги с мясом и фруктовые булочки вместо шишек. Даже погода тут сделана из пищи: снег создан из сахара, а град обрушивается на ее жителей в виде драже. Кроме того, здесь также можно зарабатывать деньги буквально во сне.

В отличие от многих мифических мест, Шлараффенланд не доступен только тем, кто был чрезвычайно хорошим или праведным человеком, кроме этого мечтающий туда добраться также должен быть чрезвычайно голодным. В легендах говорилось, что для того чтобы попасть туда, необходимо идти в сторону Северного Хоммелена (город, расположившегося около северной границы Франции) и искать виселицу. Вход в мир лентяев представляет из себя массивную гору каши, и её можно безошибочно найти. Те, кто стремится попасть в этот город, должны в буквальном смысле слова проесть свой путь через горы, поэтому большой аппетит здесь только приветствуется.

Материал подготовила Наталья Закалык - по статье с сайта listverse.com

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"


Почитать ещё:

Похожие публикации